Занятия по физической культуре для детей с речевой патологией |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Палова Елена Александровна Масленникова Наталья Александровна Николаева Анна Николаевна | |||
30.12.2023 16:55 | |||
Занятия по физической культуре для детей с речевой патологией Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г. т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы»
Здоровые дети – самая главная наша ценность, это наше будущее. К сожалению, по данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, здоровье за последние десятилетия ухудшилось. Снизилось количество детей с первой группой здоровья. Увеличилось количество детей, имеющих какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В нашем дошкольном учреждении помимо общеобразовательных групп есть группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии. Физическое воспитание дошкольников с ТНР в нашем детском саду строится согласно Адаптационной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (АООП с ТНР). Речевые нарушения часто влекут за собой отставания в общем развитии. Поэтому очень важно во время заняться исправлением звукопроизношения. Речь — не врожденная способность, она формируется постепенно. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Одним из доступных и эффективных средств является занятия с элементами логоритмика.
Задачи таких занятий, подобрать необходимые формы и методы обучения комплексного воздействия на коррекцию устной речи, на психофизическое развитие детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения. Интегрированные занятия помогаю исправлять речевые нарушения дошкольников, используя основной принцип, это взаимосвязь речи, музыки и движений, артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных, процессов и творческих способностей детей. Логоритмика способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, а также развивает чувство ритма, внимание, память. С целью повышения двигательной активности, а также с целью укрепления дыхательной системы у детей на занятиях по физической культуре хорошо использовать элементы логоритмики с дыхательными упражнениями. Логоритмика – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Включение элементов логоритмики в физкультурные занятия, что делает коррекционную работу более успешной и результативной. В вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, счёт, упражнения с речевками. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив. В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений. При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков. Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. Все упражнения выполняются поточным способом. При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст. При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры. Тематика подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. В игры включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, подскоки, ходьба и т.п., которые требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм. Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи детей. В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением. В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом. Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей, способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.
|