Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«СКАЛОДРОМ В ДЕТСКОМ САДУ»
Спорт, тренировки
Автор: Бекетова Оксана Анатольевна   
11.06.2023 09:21

«СКАЛОДРОМ В ДЕТСКОМ САДУ»«СКАЛОДРОМ В ДЕТСКОМ САДУ»

Бекетова Оксана Анатольевна Инструктор по физической культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 484 комбинированного вида»

Аннотация: Автор рассматривает что такое скалолазание, его роль и значение для детей с нормативным развитием. В статье обозначены какую пользу приносит данный вид спорта, принципы и этапы работы по обучению скалолазанию детей и обоснована необходимость использования в работе с детьми данного вида спорта.

Ключевые слова: спорт, скалолазание, скалодром, детский сад.

Beketova Oksana Anatolyevna

 

Instructor in physical culture of the municipal autonomous preschool educational institution of the city of Novosibirsk "Kindergarten No. 484 of combined type"

"CLIMBING WALL IN KINDERGARTEN"

Abstract: The author examines what rock climbing is, its role and significance for children with normative development. The article outlines the benefits of this sport, the principles and stages of work on teaching climbing to children and justifies the need to use this sport in working with children.

Keywords: sport, climbing, climbing wall, kindergarten.

В связи с существенными изменениями, происходящими в современном обществе, одной из центральных педагогических проблем является модернизация образовательных систем различного уровня, в том числе дошкольного образования. Это активизирует поиск новых эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Разработка инновационных технологий физического воспитания детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и достаточно сложных задач направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования в целом.

За последнее время спорт стал важной отраслью экономики России. Признание государством значимости спорта для общества выражается в его расширенном инвестировании, постоянном увеличении количества спортивных сооружений, внедрении инновационных методов и подходов. Среди жителей Европы такой вид спорта как скалолазание пользуется большой популярностью, благодаря тому, что он доступен людям разных возрастов. Им могут заниматься как взрослые, так и дети. Занятие скалолазанием положительно влияет на позвоночник человека, равномерно распределяя нагрузку. Существует ряд стран, в которых этот вид спорта включен в обязательную программу физического развития школьников. Скалолазание все больше становится популярно и в России.

Скалолазание — вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу и является одной из его техник альпинизма. Цель скалолазания заключается в умении преодолевать препятствия разной степени сложности.

2010 году Международный Олимпийский Комитет официально признал спортивное скалолазание олимпийским видом спорта, претендующим на включение в программу летней Олимпиады 2020 года. И с этого момента этот вид спорта, как никогда ранее нуждается в инновационных внедрениях, начиная с дошкольного возраста.

Для детей лазание — один из способов познания. Их желание видеть окружающий их мир с высоты естественно! Лазание у ребенка в крови: у него всегда присутствует желание лазать по деревьям, заборам. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. У старших дошкольников интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. По данным М.Ю. Кистяковской, З.С. Уваровой к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения непосредственно образовательную деятельность по обучению детей элементам скалолазания.

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, ориентированная на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников.

Как мы все знаем, ведущий вид деятельности детей – это игра.

Подыскивая нетрадиционные методы и формы для оздоровления детей через игру мы решили оборудовать в нашем детском саду скалодром.

Нами была разработана вариативная часть программы по скалолазанию. Она рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Скалодром (альпийская стенка) установлена в коридоре бассейна. на несущей вертикальной стене.

Под скалодромом расположены мягкие маты, находящиеся с ним в комплекте. Маты плотно примыкают как к стене, так и друг к другу и имеют общую покрышку.

Непосредственно-образовательная деятельность по скалолазанию проводятся инструктором по физической культуре с детьми 5-7 лет, малыми подгруппами (2- 3 человека) в индивидуальном порядке, в соответствии с расписанием непосредственно-образовательной деятельности по обучению скалолазанию. Дети занимаются на скалодроме в удобной спортивной форме и обуви. Непосредственно-образовательной деятельность проходит 1 раз в неделю длительностью 15 – 20 минут под строгим контролем инструктора по физической культуре.

Наряду с этим инструктор по физической культуре напоминает детям о технике безопасности во время непосредственно-образовательной деятельности и обеспечивает ее соблюдение детьми на протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности.

Общая физическая подготовка детей к работе на скалодроме начинается с младшего дошкольного возраста и осуществляется в процессе физкультурной непрерывно- образовательной деятельности в спортивном зале, тем самым подготавливая опорно -двигательный аппарат ребенка.

Например уделяется большое внимание упражнениям на координацию.

  • стойка на одной ноге, постепенно задание усложняется.
  • удержать равновесие на балансире.
  • прохождение по тактильной дорожке, формирование осанки, профилактика плоскостопия.
  • качалка- балансир- это эффективно развивает вестибулярный аппарат.
  • рабата на тренажерах.
  • в спортивном зале, а так же в уголках на группах имеются эспандеры для укрепления кисти рук.

Особое внимание уделяется работе с детьми на шведской стенке, отрабатываются навыки поднятия на высоту, здесь ребенок преодолевает боязнь высоты.

  • вис на руках.
  • прохождение с пролета на пролет приставным шагом.
  • отрабатывается соревновательный навык.

Вообще работа на гимнастическом тренажере помогает подготовить дошкольников к более серьезной физической нагрузке на скалодроме, так как при работе на нем можно выполнять упражнения на все группы мышц.

Работа на скалодроме имеет ряд полезных особенностей: развивает логическое мышление и зрительную память; улучшает координацию движений; тренирует все группы мышц, увеличивает силу рук, ног, цепкость пальцев; увеличивает гибкость тела; сжигает лишние килограммы; повышает самооценку.

Скалолазание – активный отдых не только для взрослых, но и для детей, так как позволяет направить неуемную детскую энергию в правильное русло, укрепляет здоровье ребенка, повышает физическую силу и ловкость. А взрослым, лазание по скалам либо искусственному рельефу, помимо перечисленных свойств, поможет разнообразить привычные занятия спортом, окрасит будни в яркие цвета.

Помимо физических достоинств, ребенок разовьет в себе массу психологических качеств:

  • решительность,
  • смелость,
  • ответственность,
  • дисциплинированность,
  • организованность,
  • самообладание и выдержку.
  • вырабатывают стрессоустойчивость.

К этому присоединится умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение.

Таким образом, скалодром – это место, где ребенок может удовлетворить свои амбиции и доказать окружающим людям и своим товарищам то, что он может добиваться цели и побеждать на серьезных соревнованиях. Дети, занимающиеся этим видом спорта, становятся более решительными и настойчивыми в достижении своей цели.

Также этот вид спорта не является агрессивным сам по себе, он подразумевает дружественную обстановку, где каждый нацелен на улучшение собственного результата, остальные же могут либо поделиться собственным опытом, либо просто болеть за тебя и подбадривать, пока ты на очередном маршруте.

На основе изучения и детального анализа методической литературы по обучению детей лазанию, скалолазанию можно выделить три этапа работы в целом:

1. Предварительная работа:

  • Общая физическая подготовка – начинается с младшего дошкольного возраста и осуществляется в процессе физкультурной непосредственно-образовательной деятельности в детском саду, тем самым подготавливая опорно-двигательный аппарат детей к последующей непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме;

2. Ознакомительный этап:

  • Знакомство со скалодромом;
  • Проведение инструктажа по соблюдению технике безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке);

3. Практическая непосредственно-образовательная деятельность (использование скалодрома как элемента подгрупповой непосредственно-образовательной деятельности):

  • Инструктаж по соблюдению техники безопасности при проведении непосредственно-образовательной деятельности на скалодроме (альпийской стенке);
  • Общая разминка, направленная на разогрев мышц тела ребенка;
  • Упражнения на скалодроме.

Обучение детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания осуществляется в соответствии с темами:

  1. Постановка ног, смена ног на зацепках.
  2. Хваты руками
  3. Лазание с гимнастической страховкой
  4. Лазание с верхней страховкой
  5. Надевание страховочной системы
  6. Вязание узла «восьмёрка»
  7. Правила соревнований

В процессе обучения детей скалолазанию соблюдаются два основных принципа развития:

  1. Принцип повторных нагрузок заключается в многократном прохождении маршрутов средней трудности и в выполнении специальных силовых упражнений. При прохождении маршрутов и выполнении упражнений необходимо следить за техничным их выполнением.
  2. Принцип возрастающих нагрузок является очень важны. Т.к. очень сильную нагрузку испытывают пальцы рук, ног, плечи, локти, колени нужно внимательно дозировать нагрузку для каждого ребенка индивидуально.

Техно спецификой скалолазания является удержание равновесия при передвижении по тренажёру (по скале), при этом площадь опоры может быть очень небольшой, поэтому принципиальным становится умение использовать различные зацепки как опору для рук и ног. Неправильная постановка ног, неудачная смена ног на зацепках имеют принципиальное значение для прохождения трассы, если спортсмен не владеет техникой постановки ног, не умеет менять ноги на зацепках, то прохождение трассы становится невозможным. Основная стойка – нога ставится на зацепку внутренней стороной стопы, в частности большим пальцем или сочленением плюсны и большого пальца, если площадь зацепки достаточно большая. Начальный период обучения чрезвычайно важен для закрепления правильной постановки ног.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКЕ ЛАЗАНИЯ НА СКАЛОДРОМЕ

(АЛЬПИЙСКОЙ ГОРКЕ).

Общие рекомендации

Упражнения на скалодроме отрабатываются на высоте 30 – 40 см от уровня мата с продвижением в горизонтальном направлении, с использованием зацепок большого размера, которые предварительно маркируются. При выполнении упражнений ребенком педагог следит за правильностью техники выполнения.

При совершенствовании навыков лазания по скалодрому, постепенно увеличивается высота подъема и выполнение упражнений, так же вводятся мелкие зацепы. При выполнении упражнений на стенке детям следует указывать те места, откуда они должны начать движение и где его закончить, а так же об использовании маркированных зацепок.

Правильная постановка ног.

Нога ставится на зацепку самой острой передней частью (носок) перпендикулярно стене. При перестановке ноги на следующую зацепку необходимо на нее перенести вес тела, чтобы нога не соскользнула. Напоминаем детям, что необходимо надавить на ногу как можно сильнее.

На мелкие зацепки стопа ставится частью ниже большого пальца для удержания на слегка закругленных зацепках. Необходимо поставить ногу на трение (упирать ногу в стену так, что бы она не соскальзывала и при этом обеспечивать максимальную чувствительность), причем опереться наибольшей поверхностью подушечки подошвы ниже большого пальца. Эта постановка стопы требует усилия от ребенка. Следует выбрать еле заметные неровности, выпуклости или впадины, т. е. самое лучшее место для ноги. При постановке стопы на маленькие выпуклости и углубления пятка поднимается довольно высоко, поскольку это увеличивает лобовое давление на зацепку.

Правильный захват зацепок руками.

Руки должны удобно и прочно держать зацепку. Для этого сначала мы определяем ту часть, за которую наиболее удобно держаться. На первых этапах используются зацепки с хорошей, удобной рабочей частью, т.е. те, за которые ребенок может крепко зацепиться пальцами руки. В последствии вводятся те зацепки, при захвате которых используются так же ладони.

В дальнейшем детям объясняется, что, если зацепки мелкие, больше нагружаются пальцы, если зацепки большие и покатые, есть возможность максимально использовать силу трения между пальцами зацепкой. На больших зацепках нужно больше нагружать ладонь и меньше — пальцы.

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что скалолазание является одной из наиболее эффективных форм работы с детьми. Несмотря на то, что многие люди думают, будто скалолазание- это что-то опасное или страшное, а для кого-то даже невозможное. Но это совсем не так. Конечно этот способ получения удовольствия не для каждого, но если больше узнать, что же такое скалолазание и почему оно так полезно, у многих изменится мнение о нем.

Даже если увлечение скалолазанием останется только детским, и ваш ребенок не станет всемирно известным скалолазом, героем — альпинистом, это оставит положительный след в его воспитании и становлении характера.

Библиографический список:

  1. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. – М: Фис, 2004.
  2. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта. М., 2010г
  3. Комков Б.С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. – Новосибирск: 3 – сиб. изд., 1998.
  4. Электронные ресурсы:
  • https: //rebenokvsporte. ru/skalolazanie-dlya-detej-so-skolki-let-i-kakaya-polza/
  • https: //sport-marafon. ru/article/skalolazanie-dlya-detey-kak-vid-sporta/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год