Из опыта работы «Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Калинина Алтынай Иватовна | |||
30.12.2022 07:03 | |||
Из опыта работы «Реализация образовательной области Физического развитие в детском саду, в условиях отсутствия инструктора по физической культуре. Автор: Калинина А.И. В общей системе образовательной деятельности детского сада физическое развитие детей занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Реализуя образовательную деятельность по направлению «Физическое развитие», наш детский сад опирается в первую очередь на основную общеобразовательную программу ДОУ, разработанную на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Веракса Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. и на учебно-методические комплекты к программе, автором которых является Пензулаева Л.И. Также мы используем дополнительную парциальную программу «Здоровье» В.Г. Алямовской и методические учебные пособия: Фёдоровой С.Ю, Лайзане С.Я, Утробиной К.К., Шебеко В.Н. В раздел программы «Физическое развитие» включены задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые тесно между собой взаимосвязаны и направлены на формирование «целостности» мышления ребёнка, формирование интереса детей к занятиям физической культурой и потребности бережно относиться к своему здоровью. Организация работы с детьми по физической культуре Работа по реализации задач образовательной области Физическая культура: накопление и обогащение двигательного опыта; развитие физических качеств; формирование потребности в двигательной активности успешно осуществляется нами, воспитателями детского сада в непосредственной образовательной деятельности и в организованной систематичной двигательной деятельности в общем режиме дня. Как и большинство детских садов мы ориентируемся в первую очередь на модель двигательной деятельности в общем режиме дня и используем в своей работе следующие формы: утреннюю гимнастику, физминутки и двигательные разминки; физкультурную НОД, организованные занятия на свежем воздухе, подвижные игры в режимных моментах оздоровительную работу, досуги, развлечения, спортивные праздники, индивидуальную работу, самостоятельную двигательную деятельность. Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака, в течение 5-12 минут, в соответствии с разработанным комплексом, рассчитанным на 2 недели. Цель – утренней гимнастики создание у детей хорошего настроения и поднятие мышечного тонуса. В младших группах гимнастика носит игровой характер с включением персонажа-игрушки или по сюжету знакомой детям сказки. Выполняем упражнения на подражание движению животных: как ходит петушок, прыгает зайчик и пр. В этой возрастной группе зарядку проводим только в групповых помещениях. Со средней группы, проводим гимнастику в зале с использованием разнообразного спортивного инвентаря, применением музыкального сопровождения: бубен, колокольчик, специально подобранные аудиозаписи. Тесно сотрудничаем с музыкальным руководителем, который аккомпанирует на музыкальных инструментах — пианино, баяне. В старшей группе, когда у ребят сформировались двигательные навыки, периодически включаем в утреннюю гимнастику комплекс танцевально-ритмических упражнений, оздоровительный бег с комплексом упражнений; занятия на полосе препятствий, если гимнастика проводится на воздухе. Содержание утренней гимнастики выбираем в соответствии с возрастом детей, с учетом имеющихся у них двигательных навыков, условий, места где она проводится. Необходимо также отметить, что если в течение дня детям предстоит серьезная умственная нагрузка, то гимнастику проводим в игровой форме. На занятиях требующих умственной деятельности и длительной статической позы, проводим физминутки, куда включаем упражнения для рук, наклоны, приседания, прыжки, подскоки, ходьба, с текстовым сопровождением. Двигательную разминку или динамическую паузу проводим во время перерыва между занятиями. Основной формой организованной двигательной активности является – физкультурная НОД. Проводится два раза в неделю — в помещении, одно- на воздухе. Длительность занятий зависит от возраста и от характера нагрузок, содержания материала, настроения и самочувствия детей. На занятиях дети осваивают основные виды движений, спортивные и строевые упражнения. В каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность. Так, например, в младших группах учим детей правильно использовать оборудование, ходить и бегать по ориентирам, взаимодействовать с детьми, воспитателем, при этом стараемся эмоционально насыщать занятия. С детьми среднего дошкольного возраста развиваем физические качества, прежде всего выносливость и силу, а также умение слышать и выполнять чёткие инструкции при выполнении движений. В старших группах совершенствуем физическую подготовку детей, создаём условия для раскрытия двигательных способностей и интересов детей, учим проявлять самостоятельность. Основной вид НОД по физической культуре – это занятия традиционного типа, построенные по определённой структуре. В вводной части занятия, дети выполняют: построения в круг, колонну, шеренгу, ходьбу и бег разнообразными способами, перестраиваются в 2,3, 4 колонны для выполнения общеразвивающих упражнений. Время вводной части составляет 2-3 минуты. В основной части: общеразвивающие упражнения без предметов или с предметами; основные виды движений — ходьба, бег, прыжки, бросание и ловля, метание, лазанье, равновесие, упражнения на координацию (обязательно обращаем внимание на технику выполнения основных движений); подвижная игра хорошо знакомая детям. Время основной части — от 11 до 19 минут. В заключительной части ходьба в медленном темпе, игра малой интенсивности, хоровод, дыхательные упражнения и т. д. Время заключительной части — от 2-3 минут. Кроме традиционных занятий, проводим сюжетно-комплексные занятия, где содержание двигательной деятельности согласуется с определённым сюжетом. Для малышей доступным будет простой сюжет, для ребят постарше сюжеты посложней. Например, «Пожарные на учениях», «Юные защитники». На занятиях особое внимание уделяется быстроте движений, развитию скоростных качеств. При этом основные движения должны быть хорошо знакомы детям. В сюжетно-комплексное занятие включаем информационно-коммуникативные технологии как средство для создания мотивации, наглядности и акцентировании внимания детей на сюжете. Организуем и проводим любимые детьми игровые занятия, которые построены на основе народных подвижных игр и игр-эстафет. Основная цель игровых занятий – закрепление уже освоенных движений. Соревновательный характер занятий учит детей думать не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды. Планируем и проводим спортивно-тематические занятия, которые посвящены, как правило, одному виду спортивных игр — баскетбол, футбол, бадминтон или спортивных упражнений — ходьба на лыжах, катание на велосипеде, санках, коньках. Организуем тематические занятия в основном на свежем воздухе. Зимой со среднего возраста. начинаем обучение ходьбе на лыжах. Для этого на обширной территории детского сада прокладываем лыжню, по которой дети с большим удовольствием катаются на лыжах. В летний период времени обучаем детей элементам футбола и баскетбола на специально оборудованной баскетбольной площадке с кольцом и футбольными воротами. Знакомим с такими спортивными играми как: городки, бадминтон. Прогулки –походы ещё один вид занятия, который мы проводим на свежем воздухе. Это длительная ходьба спортивным шагом по заданному маршруту: в спортивный комплекс, на поселковый или школьный стадион. В конце длительного маршрута делаем небольшой отдых, затем проводим игры. В играх-походах используем элементы спортивного ориентирования с картами-схемами. Такие занятие позволяет детям не только укрепить свое здоровье, но и расширять кругозор, внимание, учат ориентироваться в пространстве на основе графических схем. В концу старшего дошкольного возраста организовываем самостоятельные занятия, на которых дети поочередно проводят разминку, бег, организовывают игры. Смысл занятий заключается в развитии организаторских способностей детей, умении отмечать правильность выполнения движений, их последовательность, замечать ошибки и исправлять их, а также страховать себя и товарища во время выполнения упражнений. Помимо занятий, двигательная деятельность детей планируется нами и проводится в течение дня в подвижных играх на прогулке и в помещении. Игры реализуют потребность детей в двигательной активности и физическом совершенствовании. Большое внимание уделяем оздоровительной работе с детьми. После дневного сна проводим бодрящую гимнастику с воздушными ваннами, босохождением и дыхательной гимнастикой, хождением по массажным коврикам, самомассажем, обширным умыванием. Начинаем гимнастику с упражнений в постели – это самомассаж и дыхательные упражнения, затем дети переходят на ходьбу по массажным дорожкам, ходьбу с корригирующими упражнениями на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, далее лёгкий бег в течении 20 секунд. Завершаем гимнастику обширным умыванием лица и рук до локтя. Надо отметить, что такие процедуры больше подходит старшим дошкольникам. Целью гимнастики после сна является пробуждение, поднятие настроения, мышечного тонуса, а также обеспечение профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых, спортивных праздников. Ежегодно в детском саду мы проводим конкурсы среди воспитанников всех возрастных групп. Конкурс смотра «Строя и песни» к 23 февраля, к 9 мая, где дети показывают уровень подготовки в строевых и общеразвивающих упражнениях, в ориентировке в пространстве, а также в умение правильно и точно выполнять задания, слаженно действовать в команде. Проводим досуги и развлечения для детей: «День Валенка», «Пожарные на учениях», «Зарничка», «Лыжня дошколят» и т.д. С детьми, имеющими затруднения в усвоении тех или иных навыков планируем индивидуальную работу. Проводим её в часы игр и прогулок. Работа с детьми по реализации двигательной деятельности осуществляется не только в детском саду, но и с социальными партнёрами. Спортивно-оздоровительный комплекс основанный на базе детско-юношеской спортивной школы предоставляет нам возможность проводить в специально-оборудованном зале занятия по физической культуре один раз в неделю. Несмотря на отдалённость от городской инфраструктуры, мы с детьми принимаем активное участие в общегородских мероприятиях: «Летняя спартакиада», «Пожарные на учениях», «Зарница». Дети при этом показывают хорошие результаты. Для полноценного физического развития детей в детском саду созданы все условия: имеется зал с разнообразным физкультурным оборудованием, инвентарём. На территории оборудована спортивная площадка, на которой детям очень нравится заниматься самостоятельно. В каждой группе имеется центр двигательной активности. Взаимодействие с семьями воспитанников При реализации целей и задач физического развития не обойтись без взаимодействия с семьями воспитанников. Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. В своей практике мы используем групповые и индивидуальные формы работы с родителями воспитанников: анкетирование, консультации, беседы, семинары-практикумы, родительские собрания, на которых: знакомим родителей с содержанием физкультурной работы, с результатами мониторинга состоянием здоровья ребенка и его психомоторного развития, проводим целенаправленную работу среди родителей по пропаганде здорового образа жизни, соблюдению рационального режима дня, закаливания. На практике обучаем родителей конкретным приемам и методам оздоровления: дыхательная гимнастика, самомассаж, подвижные и спортивные игры. Агитируем семьи воспитанников освещать передовой опыт семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе среди других участников образовательного процесса. В конце учебного года предоставляем родителям отчеты по физкультурно-оздоровительной работе. В «приёмной» группы оформляем информационный стенд, проводим трансляции для родителей в социальных сетях, ведём образовательную платформу, где родителям предоставляется возможность получить информацию о закаливании в детском саду, о заболеваниях и их профилактике. С семьями воспитанников организовываем совместные мероприятия, в которых родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Вместе проводим спортивные досуги, развлечения, экскурсии, походы на стадион, для проведения спортивных игр на свежем воздухе, организовываем выставки. Родители с большим удовольствием принимают активное участие в спортивных мероприятиях: Кросс наций, Лыжня России, конкурсах «Папа, мама, я – спортивная семья». Надо отметить, что организация совместных мероприятий не является случайным мероприятием, оно заранее планируется и является итоговым мероприятием в рамках дополнительных образовательных проектов. Например, в дополнительном проекте по физкультуре «Крепыши» с детьми 6-7 лет образовательными задачами в работе с детьми являются: обучение элементам футбола, знакомство с командными видами спорта, схемами расположения игроков на поле, правилами игры. А итоговое мероприятие проекта — организация игры в футбол с родителями и детьми на поселковом стадионе. Спортивное мероприятие «Вечер на коньках» – это мероприятие в рамках проекта «Зимние виды спорта». В рамках данного проекта родители приобретали детям коньки. В своей практике осуществляли проекты «Здоровый ребенок», «Огород на окошке», «Спортивное хобби моей семьи», образовательный челлендж «Мы за ЗОЖ», где наиболее активные родители воспитанников вместе с детьми освещали передовой опыт семейного воспитания по физкультурно-оздоровительной работе посредством трансляции коротких видеороликов для всех участников процесса. Также родители воспитанников пополняют РППС групп нетрадиционным физкультурно-игровым оборудованием, изготовленным своими руками. Взаимодействие с педагогами В нашем учреждении работают педагоги с разным уровнем знаний методики, есть молодые специалисты, педагоги, которые пришли в ДОУ из других сфер деятельности, и методика проведения занятий по физической культуре, здоровьесберегающие технологии, основы оздоровительной работы ими ещё полностью не освоена. Для них мы, как опытные наставники проводим семинары-практикумы на темы: «Применение ИКТ-технологий в Физкультурной НОД», «Интерактивные игры и Здоровье», «Интеграция физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста». Организуем и проводим конкурсы на лучший спортивные уголки, дидактические игры своими руками по ЗОЖ. Приглашаем на открытые просмотры занятий, помогаем составлять комплексно-тематические, перспективные планы, планировать индивидуальную работу. Таким образом, в связи с вышеизложенным, можно сказать о том, что реализация образовательной области «Физическое развитие» может успешно реализовываться воспитателями детского сада в условиях отсутствия инструктора по физической культуре. При этом воспитателю необходимо знать возрастную анатомию и физиологию, основы методики оздоровительной и физкультурной работы, современные педагогические технологии, грамотно планировать и систематично проводить мероприятия по физическому развитию, сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса.
|