Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.
Спорт, тренировки
Автор: Лукьянова Елена Сергеевна   
21.10.2022 22:46

ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС.

Лукьянова Елена Сергеевна ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевскогo», ИФКиС, г. Саратов, Российская Федерация

Пришло время взглянуть на воспитание и обучение дошкольника через призму новых открытий науки, как на открытую природную систему. Сама природа ставит перед человечеством задачу воспитания нового человека с новым мышлением к окружающей его действительности. Необходима программа, в которой были бы сконцентрированы знания о развитии и воспитании ребёнка, согласно с последними познаниями Законов Мира для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных особенностей, способностей, талантов.

 

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ребёнку стать человеком и гражданином.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретают важные человеческие качества.

В системе физического воспитания детей дошкольного возрас­та значи­тельное место занимают гимнастические упражнения и строевая подготовка и применяются в раз­личных формах физического воспитания; в процессе учебной ра­боты (занятий по физической культуре), физкультурно- оздоровительных мероприятий в режиме дня (утренней гимна­стики и гимнастики после дневного сна, физкультминутках), ме­роприятий активного отдыха (физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья), секционной работы, а также занятий лечебной физической культурой (ЛФК)

Строевая подготовка вырабатывает у воспитанников образцовый внешний вид, правильную осанку, умение быстро и четко выполнять строевые приемы в одиночном порядке и в подгруппе. Строевое обучение способствует организованности и сплочению, укреплению дисциплины.

Организацию строевого обучения можно представить как ряд взаимосвязанных этапов (мероприятий), основными из которых являются планирование и подготовка занятий.

Планирование — начальный этап в работе инструктора физического воспитания. При планировании строевого обучения инструктор должен руководствоваться требованиями программы, задачами, поставленными перед воспитанниками по строевой подготовке и возрастными особенностями дошкольников. Планирование строевой подготовки проводится на период обучения.

Строевая подготовка должна проводиться регулярно, в течении всего периода обучения, на зарядке и в водной части занятия, чтобы не утрачивались навыки.

Подготовка занятий. Важнейшим элементом деятельности инструктора, обеспечивающим высококачественное решение задачи строевого обучения, является правильная подготовка занятий.

Подготовка занятия включает:

  • личную подготовку инструктора;
  • подготовку места проведения занятия;
  • подготовку к занятию воспитанников;
  • контроль готовности занятия.

Опыт воспитанников показывает, что наиболее сложными мероприятиями для инструкторов физической культуры являются личная подготовка инструктора.

В ходе личной подготовки инструктор изучает руководящие документы, организационно-методические литературу, программу, которая определяет задачи, содержание и организацию учебного процесса. Это дает возможность инструктору видеть конечную цель обучения, представить общий объем знаний, навыков и умений, выделить главное и, таким образом, обеспечить целеустремленность в изучении предмета.

Личная подготовка инструктора также включает:

  • уяснение содержания предстоящего занятия, определение его места в подготовке воспитанников и анализ результатов предыдущего занятия по этой теме;
  • определение целей и структуры занятия, его основных вопросов;
  • определение времени, необходимого для его изучения, а также подбор соответствующего материала по обеспечению занятия;
  • выбор приемов обучения по отдельным частям занятия (при отработке вопросов занятия по элементам);
  • разработку плана-конспекта (плана) проведения занятия.

Каждое занятие должно состоять из трех частей:

  • вводной части, в которую входят:
  • осмотр внешнего вида;
  • объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и повторение ранее изученных приемов;
  • основной части, включающей изучение и повторение основных видов движений;
  • заключительной части, в которой рекомендуется подвести итог, выделить лучших воспитанников и дать задание на самостоятельную двигательную деятельность (СДД).

Для правильного проведения занятий одних, даже глубоких теоретических знаний инструктору недостаточно. Ему нужно систематически повышать методическое мастерство. Основными формами повышения методического мастерства по строевой подготовке являются инструкторско-методические занятия и инструктажи.

Методика строевой подготовки представляет собой комплекс методов, состоящих из взаимосвязанных элементов, которые принято называть приемами обучения.

Строевая подготовка проводится методом практических занятий с многократным повторением изучаемых приемов (действий). При этом основу одиночного строевого обучения составляет личный образцовый показ инструктора по физическому воспитанию, строевых приемов, правильное и четкое их выполнение воспитанниками, сочетаемое с систематической тренировкой.

Приемы — это отдельные детали, составные части методов. Так, например, демонстрация изучаемого действия по подгруппам или в целом с группой —это приемы метода показа; изложение порядка выполнения элемента —это прием метода рассказа.

В большинстве случаев несколько методов обучения применяются в сочетании, например: показ с рассказом, объяснение — с упражнением.

В строевом обучении в основном применяются следующие методы:

  • рассказ (объяснение);
  • показ;
  • тренировка;
  • самостоятельное изучение приема или действия.

Объяснение приема или действия должно быть кратким, четким и ясным, как и сам прием. Объяснение, как правило, сочетается с показом (демонстрацией) изучаемых приемов и действий. (Принцип доступности).

Ознакомление с приемом должно дать дошкольникам, правильное представление о нем.

Для этого необходимо:

  • назвать прием или действие и указать, где и для какой цели они применяются;
  • подать команду, по которой выполняется прием в целом, а затем в замедленном темпе продемонстрировать отдельные его части, порядок их выполнения.

Для проведения занятий инструктор должен находиться там, откуда удобнее обучать детей, следить за их действиями и своевременно реагировать на их ошибки.

Подавая команды инструктор физического воспитания обязан сам принимать по­ложение «смирно».

После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три связанных между собой основных этапа.

Первый этап заключается в расчленении приема или действия на элементы и в выполнении приема или действия по частям.

Второй этап последовательно объединяет элементы в группы, а затем — в единое целое.

Третий этап сводится к выработке навыков в выполнении приема или действия.

Выполнение приема путем многократного повторения (тренировки) доводится до автоматизма. При этом инструктор должен добиваться, чтобы все приемы выполнялись правильно, быстро, красиво и четко.

Показ может быть:

  • личный;
  • с помощью специально проинструктированных обучаемых. (Принцип наглядности).

В процессе обучения показ, как правило, необходимо повторять, постоянно поддерживая у дошкольников зрительное представление о правильном выполнении приема. Иногда после показа приема инструктору физического воспитания целесообразно разрешить воспитанникам в течение двух-трех минут самостоятельно выпол­нить прием в целом. Полезно также, чтобы дети в течение нескольких минут поочередно выполняли приемы перед строем группы. Это повышает интерес к занятиям и вызывает стремление добиться лучших результатов.

Для успешного применения инструктором метода показа необходимо:

  • глубоко знать учебный материал, уметь мастерски выполнять разучиваемые приемы и действия;
  • выдерживать установленный темп исполнения приема или действия;
  • умело использовать ракурс, под которым обучаемые видят исполняемые инструктором приемы или действия.

Тренировка — это многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов и действий с целью выработки и совершенствования у обучаемых навыков и умений. (Принцип систематичности и последовательности).

При разучивании строевой подготовки в движении на внутренней стороне площадки устанавливаются ориентиры (игрушки или флажки). Для большей ориентации лучше чтобы на площадке находилась разметка.

Для успеха тренировки необходимо:

  • понимание воспитанниками цели упражнения;
  • усвоение обучаемыми содержания и строгой последовательности выполнения разучиваемых действий;
  • разделение инструктором сложных действий на составные части;
  • наращивание темпа выполнения приема, чему должна предшествовать работа по выработке у дошкольников правильных действий;
  • соблюдение определенного ритма, правильного чередования действий, требующих от детей различного напряжения физических и моральных сил;
  • постоянное поддержание у дошкольников интереса к тренировке.

Следует учитывать, что полноценное развитие движений про­исходит только в том случае, когда ребенок выполняет их по собст­венной инициативе. Инициатива же появляется у малыша, если его незаметно стимулируют — примерами движений, словами, используя наглядные пособия и т.д. Поэтому при разучивании строевой подготовки желательно применять специальные организационно-методические приемы для создания у детей игровой мотивации.

Выполняя новое упражнение по своей инициативе, ребенок не превышает свои физические возможности; реже приходится под­правлять плохо запомнившееся движение или исходное положение, так как он сам выполняет необходимые подготовительные действия.

Самостоятельное изучение приема или действия является важным методом учебы. (Принцип прочности усвоения знаний).

Для правильной организации самостоятельной изучения необходимо:

  • определить объем задания;
  • дать методические советы по повторению изученного материала или практической обработке приемов;
  • обеспечить группу наглядными пособиями (схемами);
  • разбить воспитанников на такие группы, где были бы и хорошо подготовленные воспитанники и отстающие, где могла бы быть обеспечена товарищеская взаимопомощь;
  • осуществлять постоянный контроль и оказывать необходимую помощь детям в самостоятельном овладении учебным материалом.

Для успешной организации строевого обучения недостаточно знать, чему учить, надо еще знать, как учить. Методическое мастерство инструктора определяется умением найти такой метод объяснения, показа и тренировки строевого приема, который в данное время, на данном занятии, при изучении именно этого строевого приема или действия даст наилучший результат в кратчайшее время.

Обучать строевым приёмам и действиям целесообразно в такой последовательности:

  • образцовый показ техники выполнения изучаемого приёма или действия;
  • выполнение (разучивание) детьми показанного приёма или действия по команде инструктора или самостоятельно;
  • тренировка в быстром и чётком выполнении приёма (действия);
  • проверка выполнения приёма (действия) каждым ребенком.

Каждое последующее занятие опирается на предыдущее, закрепляет его в комплексе с изучаемыми приёмами и в целом обобщает содержание раздела строевая подготовка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире дети очень любознательны, они рождены в эпоху новых открытий связанных с прорывом в будущее. Воспитанникам в дошкольном возрасте всегда очень интересно играть, поэтому использование игрового метода во время НОД очень важно. С помощью него легче объяснить то, что они знают, поэтому главная задача инструктора, работающего с дошкольниками обучая их строевой подготовке быть всегда понимающим, уметь правильно рассказать и объяснить методы и приемы строевой подготовки.

Благодаря тому, что в дошкольных организациях используется строевая подготовка, дошкольники приобретают такие качества, как дисциплинированность, собранность, ориентировку в пространстве, воспитывает патриотические чувства, чувства товарищества, сплоченность. Строевая подготовка в условиях ДОУ способствует организации НОД, повышает моторную плотность занятия.

Список использованной литературы

  1. Д.Е. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. —М.: Просвещение, 1984. -208 с.
  2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова. ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ, Москва, Мозаика—Синтез, 2010.
  3. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика—Синтез, 2009-2010.
  4. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. —М.: Мозаика—Синтез, 2009-2010.
  5. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. — М.: Мозаика—Синтез, 2010.
  6. Э. Я. Степаненкова. Методика физического воспитания. — М., 2005.
  7. Э. Я. Степаненкова. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика—Синтез, 2008—2010.
  8. Э. Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика—Синтез, 2005—2010.
  9. Н.В. Алешина. Государственный общеобязательный стандарт образования Патриотическое воспитание дошкольников М., 2008.
  10. В.В. Апакидзе, Р.Г. Дуков. Методика строевой подготовки. Воениздат, – 152с.
  11. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан «Дошкольное воспитание и обучение»: Утвержден приказом МОН РК 28. 10. 2008 г. № 628. — Астана, 2009. — 29 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год