Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование средств адаптивной физической культуры для дошкольников с ЗПР (из опыта работы).
Спорт, тренировки
Автор: Алымова Екатерина Александровна   
21.05.2022 20:15

Использование средств адаптивной физической культуры для дошкольников с ЗПР (из опыта работы).Использование средств адаптивной физической культуры для дошкольников с ЗПР (из опыта работы).

Подготовила и выполнила воспитатель старшей логопедической группы Алымова Екатерина Александровна

Актуальность данной проблемы состоит в том, что в условиях инклюзивного образования детей с задержкой психического развития, посещающих общеобразовательные группы, становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого – педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.

 

Но сначала давайте все-таки уточним, что такое задержка психического развития или сокращенно ЗПР. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют тяжелых отклонений в развитии. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе дошкольной) адаптацией и обучением.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). Одно из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми является оздоровительное направление.

На основании обследования общего моторного развития и уровня физической подготовленности детей с ЗПР, посещающих наше дошкольное отделение, воспитателями и специалистами разработаны индивидуальные образовательные маршруты, которые предполагают работу по следующим направлениям:

  • ведение систематического учета физической подготовленности воспитанников;
  • дозировка физических нагрузок в соответствии с различной функциональной подготовленностью детей, тяжестью и характером нарушений;
  • использование адекватных методов и средств физического воспитания с учетом особенностей развития дошкольников.

Система физкультурных занятий с детьми с ЗПР предполагает следующее:

  • обязательность повторений формируемых двигательных навыков (согласно разработанным индивидуальным маршрутам с детьми проводятся индивидуальные и дополнительные занятия);
  • учет возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  • постепенное повышение требований (усложнение двигательных и словесных заданий);
  • всестороннее воздействие на личность ребенка (изменения в функциональных системах организма, двигательной сфере);
  • комплексность (взаимосвязь с основными видами деятельности).

Музыка на физкультурных занятиях является организующим началом. Каждый музыкальный сигнал вызывает определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, память, слух, восприятие, пространственную ориентацию, способствует коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания. На видео представлен фрагмент разминки на физкультурном занятии под музыку.

Наряду с занятиями по физической культуре я в своей работе использую и другие физкультурно – оздоровительные формы в режиме дня:

  • утренняя и корригирующая гимнастики;
  • пальчиковая, дыхательная гимнастики;
  • игры и физические упражнения в свободной деятельности и на прогулках;
  • закаливающие и гигиенические процедуры;
  • физкультминутки и динамические паузы на предметных занятиях;
  • физкультурные досуги.

При этом данные моменты соблюдаются и проводятся уже в течении последних четырех лет, которые я веду эту группу. А теперь более подробно расскажу про каждую из форм работы.

Пальчиковая, дыхательная гимнастики. Их много представлено в профессиональной литературе, необходимо только соблюдать рекомендации, которые сопровождают каждую гимнастику.

Игры и физические упражнения в свободной деятельности и на прогулках. Каждая прогулка – это правильно организованное веселье, где игры и физические упражнения – это одни из ключевых моментов.

Комплексы утренней и корригирующей гимнастики я даю детям с ЗПР те же, что и нормально развивающимся детям, но с учетом специфики их моторного развития и их двигательной активности. Методика проведения гимнастики разработана в соответствии с принципом пошагового планирования работы. В течение двух недель комплекс идет без изменений, а в последующие две недели для преодоления двигательного стереотипа (характерного для детей с ЗПР) в хорошо знакомый комплекс вводятся дополнительные движения, увеличивается количество выполняемых движений.

Закаливающие и гигиенические процедуры. В этой форме самое главное – это систематичность, постепенное увеличение продолжительности процедуры и учет индивидуальных особенностей ребенка.

Физкультминутки и динамические паузы на предметных занятиях. Тут все достаточно просто, так как каждый воспитатель это проводит на своих занятиях.

Физкультурные досуги. Они проводятся как самими воспитателями, так и совместно с физкультурным работником. Их можно проводить в зале, в группе, на улице.

Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной.

Система работы по физическому воспитанию способствует обеспечению интеграции детей ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников, успешной подготовке к обучению не только в классе коррекции, но и в обычной массовой школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год