Использование средств адаптивной физической культуры для дошкольников с ЗПР (из опыта работы). |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Алымова Екатерина Александровна | |||
21.05.2022 20:15 | |||
Использование средств адаптивной физической культуры для дошкольников с ЗПР (из опыта работы). Подготовила и выполнила воспитатель старшей логопедической группы Алымова Екатерина Александровна Актуальность данной проблемы состоит в том, что в условиях инклюзивного образования детей с задержкой психического развития, посещающих общеобразовательные группы, становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться работать с новой категорией детей, чтобы дать последним равные стартовые возможности. Воспитатели нуждаются в психолого – педагогической поддержке на пути к профессиональному и личностному росту, приобретению опыта практической деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Но сначала давайте все-таки уточним, что такое задержка психического развития или сокращенно ЗПР. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют тяжелых отклонений в развитии. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе дошкольной) адаптацией и обучением. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация). Одно из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с детьми является оздоровительное направление. На основании обследования общего моторного развития и уровня физической подготовленности детей с ЗПР, посещающих наше дошкольное отделение, воспитателями и специалистами разработаны индивидуальные образовательные маршруты, которые предполагают работу по следующим направлениям:
Система физкультурных занятий с детьми с ЗПР предполагает следующее:
Музыка на физкультурных занятиях является организующим началом. Каждый музыкальный сигнал вызывает определенную двигательную реакцию. Это позволяет развивать внимание, память, слух, восприятие, пространственную ориентацию, способствует коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания. На видео представлен фрагмент разминки на физкультурном занятии под музыку. Наряду с занятиями по физической культуре я в своей работе использую и другие физкультурно – оздоровительные формы в режиме дня:
При этом данные моменты соблюдаются и проводятся уже в течении последних четырех лет, которые я веду эту группу. А теперь более подробно расскажу про каждую из форм работы. Пальчиковая, дыхательная гимнастики. Их много представлено в профессиональной литературе, необходимо только соблюдать рекомендации, которые сопровождают каждую гимнастику. Игры и физические упражнения в свободной деятельности и на прогулках. Каждая прогулка – это правильно организованное веселье, где игры и физические упражнения – это одни из ключевых моментов. Комплексы утренней и корригирующей гимнастики я даю детям с ЗПР те же, что и нормально развивающимся детям, но с учетом специфики их моторного развития и их двигательной активности. Методика проведения гимнастики разработана в соответствии с принципом пошагового планирования работы. В течение двух недель комплекс идет без изменений, а в последующие две недели для преодоления двигательного стереотипа (характерного для детей с ЗПР) в хорошо знакомый комплекс вводятся дополнительные движения, увеличивается количество выполняемых движений. Закаливающие и гигиенические процедуры. В этой форме самое главное – это систематичность, постепенное увеличение продолжительности процедуры и учет индивидуальных особенностей ребенка. Физкультминутки и динамические паузы на предметных занятиях. Тут все достаточно просто, так как каждый воспитатель это проводит на своих занятиях. Физкультурные досуги. Они проводятся как самими воспитателями, так и совместно с физкультурным работником. Их можно проводить в зале, в группе, на улице. Как известно, физическое развитие ребенка в целом и его моторное развитие в частности тесно связано с состоянием всей нервно-психической деятельности. Поэтому очень важно начать коррекционную работу как можно раньше, не упустить возраст, когда нервная система является наиболее пластичной. Система работы по физическому воспитанию способствует обеспечению интеграции детей ЗПР в среду нормально развивающихся сверстников, успешной подготовке к обучению не только в классе коррекции, но и в обычной массовой школе.
|