Картотека подвижных игр для детей раннего возраста |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Гребнева Наталья Николаевна | |||
23.02.2022 10:07 | |||
Картотека подвижных игр для детей раннего возраста «Солнышко и дождик» Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Приучать их действовать по сигналу воспитателя. Упражнять детей в беге. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» — бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. «Птички летают» Цель: Развивать координацию движений. Упражнять в беге. Учить ориентироваться в пространстве.
Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне комнаты или площадки. Воспитатель говорит: «Солнышко светит!». Все птички вылетают, ищут зернышки. Когда воспитатель говорит: «Пошел дождик», дети убегают на свои места. «Лягушки» Цель: Стимулировать двигательную активность детей. Упражнять в прыжках на двух ногах. Учить имитировать движения лягушат. Обогащать двигательный опыт детей. На середине площадки или зала воспитатель раскладывает толстый шнур в форме круга. дети стоят за кругом. Воспитатель говорит: «Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Ква-ква, ква-ква-ква! Скачет, вытянувши ножки». Дети, повернувшись друг за другом, подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. По окончании четверостишья воспитатель хлопает в ладоши — пугает лягушек; малыши перепрыгивают через черту и присаживаются на корточки лягушки прыгают в болото. Игра повторяется 2—3 раза. «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: Учить детей подпрыгивать на двух ногах. Внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами: Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой. Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи. «Воробушки и кот» Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях. Бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать. Находить свое место. Приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкаясь. Дети – «воробушки» сидят в своих «гнёздышках» (в кругах, обозначенных на земле, или нарисованных на асфальте) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки – «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» «вылетают» на дорогу, «перелетают» с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот «просыпается» «кот», «мяукает» и бежит за «воробушками», которые «улетают» в свои «гнёзда». Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей. «Гуси-гуси» Цель: Развивать у детей координацию движений, быстроту реакции. Учить играть в команде. Гуси, гуси! — Га-га-га! — Есть хотите? — Да, да, да! — Ну летите же домой! — Серый волк под горой, не пускает нас домой. — Что он делает? — Зубы точит, нас съесть хочет. — Ну, летите, как хотите, только крылья берегите! Гуси растопыривают руки-крылья и летят домой в гусятник, а волк рычит и пытается их поймать. Пойманные гуси из игры выбывают, и игра продолжается. Побеждают те, кто ни разу не попался в лапы волку. «Мыши и кот» Цель: Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга. Ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя. Дети – мышки сидят в норках, которые определены геометрической формой (круг, квадрат, треугольник). Кот Васька (взрослый) прогуливается перед ними, нюхает, мяукает. Воспитатель: Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, А бежит стрелой, А бежит стрелой! Кот Васька бежит и садится на стул в конце групповой комнаты. Воспитатель: Глазки закрываются, Спит иль, притворяется? Зубы у кота Острая игла. Воспитатель подходит к коту смотрит спит ли он, приглашает мышек погулять. Дети подбегают к стулу на котором сидит кот и гладят его. Воспитатель: Только мыши заскребут, Серый Васька тут как тут. Всех поймает он! Мыши убегают в свою норку, а кот догоняет их. «Птички в гнездышках» Цель: Учить детей правильно выполнять игровые действия. Совершенствовать выполнение основных видов движений. Обогащать двигательный опыт. С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи ( «гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок ( «птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» — и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» — говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется. «Лиса и зайцы» Цель: Способствовать совершенствованию беговых движений. Имитировать движения лисы и зайца. Примерять на себя определённую роль. На лесной лужайке разбегались зайки. Вот какие зайки, зайки-побегайки. (Прыгают.) Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок. Вот какие лапки, лапки-царапки. (Сидят, делают движения руками, прячутся.) Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка. Ребёнок ищет зайцев и поет: «Где же, где же зайки? Зайки-побегайки? Ах, вот вы где!» (Догоняет.) «Кошки и котята» Цель: Учить детей по-разному выполнять движения (легкий бег, прыжки на двух ногах) Имитировать кошку и котят. Учить выполнять задания, регулируя свои действия. «Кошка Мурка крепко спит, На котяток не глядит. Кошку Мурку не будите, За ней внимательно следите». Дети бегают по залу в разных направлениях. «Кошка глазки открывает И котяток догоняет». По сигналу воспитателя, дети бегут от кошки в свои домики. «Догони меня» Цель: Учить детей быстро действовать по сигналу. Развивать ориентировку в пространстве. Развивать ловкость. Дети сидят на стульях на одной стороне площадки. «Догоните меня!» — предлагает воспитатель и бежит к противоположной стороне площадки. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель говорит «догоните меня!», и бежит в противоположную сторону. Дети снова его догоняют. После двух раз дети садятся на стулья и отдыхают, затем продолжают игру. «Пузырь» Цель: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже. Приучать согласовывать свои движения с произносимыми словами. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг. «Найди флажок» Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве. Выполнять просьбу взрослого. Дети (6—8 человек) сидят на стульях или на траве. По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей) в разных местах. «Пора искать флажки!» — говорит воспитатель. Дети открывают глаза и идут искать. Тот, кто находит, возвращается на свое место. Когда все дети найдут флажки, они встают друг за другом и идут вдоль площадки. Впереди колонны идет тот, кто первым нашел флажок. По сигналу «на места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Указание к игре. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок. Хорошо проводить эту игру в лесу, на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями. «Вороны и собачка» Цель: Учить детей подражать движениям и звукам птиц. Бегать, не мешая друг другу. Совершенствовать основные виды движений. Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: Кар! Кар, Кар» — дети прыгают, издают звукоподражание. «Тут собачка прибежала И ворон всех разогнала: Ав! Ав! Ав! — дети разбегаются в разные стороны. «Хоровод» Цель: Учить детей водить хоровод. Упражнять в приседании. Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу. Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ! До того мы закружились, что на землю повалились. Бух! При произнесении последней фразы выполняют приседания. «Птички летают» Цель: Развивать координацию движений. Упражнять в беге. Учить ориентироваться в пространстве. Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» — дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать. «Карусели» Цель: Развивать у детей равновесие в движении, навык бега. Повышать эмоциональный тонус. Выполнять движения в соответствии с текстом. Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит: Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите, Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра! Дети останавливаются. «Попади в цель» Цель: Упражнять детей в метании мешочков в горизонтальную цель правой и левой рукой. Формировать умение энергично выполнять бросок. Развивать координацию движений. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на полу, диаметр 1—1, 5 м). В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай!» все дети бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Поднимите мешочки». Дети поднимают мешочки и становятся на место. Указания. Мешочек надо бросать обеими руками.
|