Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Черный конь»
Спорт, тренировки
Автор: Жирова Наталья Павловна   
21.12.2021 20:21

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Черный конь»Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Черный конь»

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. (П. Вайнцвайг)

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1. 1. Пояснительная записка

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную модель образования

 

Скачать программу

Обновление содержания педагогического образования происходит, с одной стороны, под влиянием федеральной образовательной политики, с другой — в связи с запросами и потребностями родительской общественности.

Идеи самоценности дошкольного детства, необходимости ориентации при организации образовательного процесса не на усредненного воспитанника, а на каждого ребенка

в отдельности с учетом его возможностей и особенностей потребовали осуществления серьезных изменений в содержании работы с детьми. Вследствие чего активизировался процесс создания принципиально новых педагогических технологий.

Специфика дошкольного образования заключается в том, что вся образовательная деятельность осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками. На 6 – м году жизни дети способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры "внутрь" – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.

Организация работы по обучению детей игре в шахматы является именно тем средством содержания дошкольного образования, где реализуются все принципы и требования, которые могут меняться в зависимости от ситуации без жесткой регламентации, где реализуется принцип интеграции образовательных областей с учетом дифференциации и индивидуализации.

В последние годы изменились подходы к содержанию ООП ДО в сторону ориентации на ребенка и запросы родителей. По результатам анкетирования и собеседования с

родителями были выявлены ключевые потребности, одним из которых является логико – математическое развитие выпускника ДОУ, как одной из составляющих формирования

предпосылок к учебной деятельности.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А. Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно

раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А. Пономарёв, "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий мне представляются шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.

Жизнь — своего рода игра в шахматы, в которой мы часто имеем возможность выиграть и бороться с соперниками и противниками, в которой есть большое разнообразие

хороших и дурных событий, являющихся в какой-то степени результатом благоразумия или отсутствием такового.

Шахматы наделены массой свойств, повышающих интеллектуально развитие человека. Развитие познавательной активности, внимания, памяти, а также самостоятельности,

ответственности, способности принимать оптимальные решения в самых различных (в том числе и экстремальных) ситуациях и силы воли.

А воля — это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.

Игра в шахматы развивает привычку решения правильного хода, достижения цели — победа над соперником. Нечасто встретишь игрока в шахматы, который бы на полпути

отказывался играть.

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию, а, следовательно, и к самовоспитанию.

Самоконтроль как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество не бывает врожденным, его нужно развивать.

Умение владеть своими чувствами, настроениями, желаниями — благодаря которым человек может владеть собой.

Соблюдая правила в шахматной игре, эти процессы будут непроизвольно воспроизводиться в поведении ребенка. Шахматы — это игра, а для детей правила игры значимы

и нарушение их как в любой другой игре преследуются "законом" их "детской нравственности".

1. 2. Цели и задачи реализации программы

Целью Программы является развитие логико-математических представлений и способов познания детей в процессе обучения игре в шахматы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с историей шахмат;
  2. Обучить детей правилам игры в шахматы;
  3. Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость;
  4. Способствовать формированию выдержки, критического отношения к себе и к сопернику;
  5. Развивать интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;
  6. Формировать символическую функцию сознания, креативность мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
  7. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.
  8. 3. Принципы и подходы к формированию программы

Вышеуказанная цель и задачи являются основной составляющей содержательной

части кружка «Черный конь» и построены на следующих принципах:

  • Принцип деятельности – включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта

творческой деятельности.

  • Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
  • Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует

созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

  • Принцип занимательности – цель его – вовлечение детей в целенаправленную деятельность, формирование у них желания выполнять предъявленные требования и

стремления к достижению конечного результата.

1. 5. Планируемые результаты освоения программы.

Ожидаемый образовательный результат ориентирован не только на сформированность отдельных математических и логических представлений и понятий у детей, но и на

развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению, т. е. подготовленность к школе.

  • Сформированность предпосылок к учебной деятельности с углубленными логикоматематическими умениями
  • Сформированность интеллектуально – творческих навыков и умений
  • Сформированность нравственно — личностных качеств на основе умения работать в

коллективе (эмоционально – волевая сфера)

  • Сформированность устойчивого интереса к игре в шахматы

1. 5. Организация образовательной деятельности по Программе (форма, срок обучения, учебный план, учебный план, промежуточная аттестация)

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности

с подгруппой детей 5-6 лет.

Количество детей в подгруппе – 12 человек.

Срок обучения — 1 учебный год.

Периодичность занятий кружка — 1 раз в неделю.

Длительность занятия — 25 мин.

С целью изучения ожидаемых образовательных результатов используются следующие

формы контроля по критериям (Приложение 1).

Формы контроля:

5

  • Педагогическая диагностика
  • Наблюдение
  • Изучение продуктов детской деятельности
  • Беседы
  • Изучение запросов родителей
  • Анкетирование
  • Собеседование

Формой промежуточной аттестации являются результаты педагогического мониторинга

и Шахматный турнир, который проходит в конце учебного года

"

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год