Формы сотрудничества с родителями воспитанников в ходе организации физкультурно-оздоровительной работы |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Романова Елена Александровна | |||
27.05.2021 15:58 | |||
Формы сотрудничества с родителями воспитанников в ходе организации физкультурно-оздоровительной работы Романова Елена Александровна инструктор по физической культуре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Колосок» Аннотация. Проблемa здoровья и его сoхранение в современнoм мире стоит очень остро. Эту проблему взрослым надо решать с самых ранних лет жизни детей, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей — это не проблема одного человека, а целенаправленная и систематически — спланированная работа коллектива образовательного учреждения совместно с семьями воспитанников. Ключевые слова: сотрудничество, родители, физическое развитие, оздоровительная работа, взаимодействие. Вырастить детей здоровыми, жизнерадостными, сильными, интеллектуально – развитыми — первоочередная задача ДОУ. На это нас нацеливает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяющий основные целевые ориентиры развития личности ребенка, мотивации и способности детей в разных видах деятельности, охватывающих различные направления развития и образования детей, в т.ч. физическое развитие. Вырастить умного, сильного, красивого и здорового ребенка — желание каждого, кто волнуется и заботится о его будущем, особенно важно это сейчас, в век компьютеризации, когда мы и наши дети проводим много времени у компьютера. Вот уже на протяжении многих лет, задача полноценного физического развития и укрепления здоровья детей — в нашем детском саду является предметом пристального внимания всего коллектива. Одно из важных направлений в данной работе — это становление ценностей ЗОЖ через формирование разумного отношения к своему организму, овладение необходимыми санитарно — гигиеническими навыками с раннего возраста. Перед нами стоят вопросы: какие современные способы и методы обеспечат физическое развитие и двигательную активность ребенка? Какие технологии будут более эффективны в укреплении и сохранении психофизиологического здоровья детей?
В поиске эффективных способов и методов укрепления и сохранения здоровья дошкольников, мы пришли к выводу, что лишь при совместных усилиях педагогов дошкольного учреждения и семьи может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни. Важное место в решении этих социально — значимых задач занимает детский сад, который выступает в роли центра пропаганды идей ЗОЖ, всей физкультурно — оздоровительной работы с дошкольниками. В саду созданы педагогические, психологические и санитарно-гигиенические условия для правильного физического развития и здоровья детей: благоприятный эмоционально — психологический микроклимат; достаточная двигательная активность; рационально организованная модель двигательного режима, включающего в себя разные формы работы: ежедневная утренняя гимнастика, утренняя гимнастика на свежем воздухе, физкультурные занятия, самостоятельная двигательная активность и т.д. (спортивный зал, спортивная площадка, музыкальный зал, уголки двигательной активности в каждой возрастной группе); разнообразное высококалорийное и витаминизированное питание, полноценный сон, достаточное пребывание на свежем воздухе; система закаливающих мероприятий, с включением методов снятия статического напряжения; индивидуально-дифференцированный подход при проведении физкультурно — оздоровительной работы. Реализация системы физкультурно — оздоровительной работы невозможна без тесного сотрудничества с родителями. Это способствует активному включению родителей наших воспитанников в процесс воспитания и обучения детей, налаживанию преемственности с семьей по основным направлениям работы дошкольного учреждения. В настоящее время существует множество различных форм взаимодействия ДОУ с родителями. Среди множества форм взаимодействия с родителями, мы определили наиболее эффективные для нашего учреждения. Не отказываясь от проверенных, традиционных, используем и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Считаем важным строить работу на основе партнерства, придавая работе живой, практический характер. Опыт показал, что наиболее эффективны следующие формы взаимодействия с семьей: Информационно-ознакомительные: — анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового ребенка. — общие и групповые родительские собрания. В начале года проводится общее родительское собрание, включающее вопрос «Физкультурно — оздоровительная работа в детском саду», где заведующий детским садом знакомит родителей с основными задачами по физическому воспитанию детей дошкольного возраста и укреплению их здоровья, нацеливает на сотрудничество и взаимодействие в формировании приоритетных ценностей. Проводится экскурсия по детскому саду с целью ознакомления с условиями для полноценного физического развития детей. Медицинская сестра освещает вопросы о рациональном питании детей. В течение года воспитатели проводят групповые собрания с различной тематикой по вопросам физического воспитания. На собраниях мы знакомим не только с содержанием работы, но и даем рекомендации, какие игры проводить дома, в выходные дни, во время прогулок, демонстрируем игровые упражнения и подвижные игры. Организуем обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни; — ознакомление родителей с результатами обследования. После проведения контрольно — измерительных тестов, инструктор по физической культуре в родительских уголках помещает итоговые таблицы «Чему мы научились», показатели физической подготовленности детей (бег на 30 м., прыжки, метание, и др.). Медицинским персоналом в ДОУ проводится ежегодный мониторинг здоровья воспитанников, результаты которого отражаются воспитателями в «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе для информации родителей. Здесь можно увидеть показатели физического развития своего ребенка на начало и конец года; — индивидуальные посещения родителями разных форм физкультурно — оздоровительной работы. Чтобы у родителей, впервые пришедших в ДОУ и родителей детей младших групп, было положительное отношение к проводимой работе в детском саду, мы широко используем такой прием, как «Приглашение» на физкультурные занятия, чтобы они видели наглядно, как занимаются дети, какие требования к ним предъявляются. Присутствуют они и на утренней гимнастике, чтобы потом могли совместно с детьми выполнять упражнения в праздничные и выходные дни дома; — дни открытых дверей, недели здоровья, открытые занятия, развлечения, праздники, которые проводятся с младшей группы, позволяют родителям получить не только теоретические знания, но и практическую подготовку по вопросам воспитания детей. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку, физические качества; — проведение групповых консультаций, бесед с целью информирования родителей о влиянии воспитания на физическое развитие детей, о формировании физических качеств. Это совместная кропотливая работа инструктора и воспитателей: беседы — рекомендации, домашние задания. Темы бесед «Гигиенические рекомендации к физкультурной одежде», «Оздоровительный бег и ходьба», «Профилактика нарушения осанки» и др. Педагог — психолог осуществляет профилактику возможных отклонений в психологическом развитии через индивидуальные беседы и консультации, практикумы; — размещение материалов в СМИ о значении физической культуры, сохранении здоровья и безопасности детей в нашем дошкольном учреждении (местные газеты «Семеновский вестник»), демонстрация видео — записей спортивных развлечений на «СКС — Семеновские кабельные сети», размещение материала на сайте ДОУ). Наглядно — информационные: — информационные стенды, где представлены расписание ООД, информация о дополнительном образовании в детском саду по физическому воспитанию в кружках «Мастер мячa», «Веселая аэробика», перечень рекомендуемой литературы. Для информированности родителей обо всех проводимых лечебно-профилактических мероприятиях, в ДОУ функционируют постоянно сменяемые информационные стенды «Медицинский уголок здоровья» и санбюллетени с различной тематикой. Материалы информационных стендов в разных возрастных группах обновляются в зависимости от времени года; — выставки, фоторепортажи, фотоссесии, рисунки. В педагогическом просвещении родителей трудно переоценить роль наглядной агитации. Учитывая это, педагогами оформляются фотостенды «Мы — будущие олимпийцы», фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения, фоторепортажи на темы: «Физкультурой занимайся!», «Семейные веселые старты», «Закаляйся, если хочешь быть здoров!», которые особенно привлекают внимание пап и мам. Для пропаганды педагогических знаний воспитатели и инструктор по физической культуре оформили папки-передвижки; — валеологические газеты. Одной из инновационных новинок стали выпуски валеологической газеты «Маленькая страна здоровья»; — в группах при активном содействии родителей оборудованы физкультурные уголки. Совместная активная спортивная деятельность дошкольников и взрослых: — физкультурные праздники, дни здоровья и тематические развлечения. Участвуя в таких мероприятиях, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, видеть егo физическую подготовку, физические качествa. Родители замечают, какую радoсть и пользу приносят шумные игры, азартные сoстязания, как играя, они тренируются. Веселая, здоровая атмосфера таких мероприятий передается и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми. «Семейные веселые старты» позволяют раскрепоститься и учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплотчают семью. Тематика проводимых спортивных праздников разнообразна: «Зов Джунглей», «Книга рекордов Колоска», «День здoровья», «Веселые старты», и др. Праздничные мероприятия укрепляют взаимоотношения взрослых и детей, наполняют их теплотой, пониманием, способствуют повышению авторитета родителей. Участие в спортивных соревнованиях повышает интерес к физическим упражнениям, формирует выносливость, решительность, смекалку, чувство коллективизма. Дети учатся оценивать свoи возможности и управлять своим поведением. - участие в городских соревнованиях. Этo одна из форм привлечения участников и зрителей к активным занятиям спортом, мощное средство пропаганды и популяризации физической культуры. — поездки и походы в спортивные залы. Детский сaд не всегда имеет нужное оборудование для обучения ходьбе на лыжах, коньках. Источником обучения, таким упражнениям, служит семья, а мы даем рекомендации по методике обучения спортивным упражнениям, используем cпециальные упражнения. Родители вместе с детьми посещают современные спортивные комплексы, имеющиеся в городе, лесопарки, катки, стадион. Обобщая все выше сказанное, можно отметить, что вся работа, построенная на взаимном сотрудничестве с родителями воспитанников, способствует формированию у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью, закладывает основы здоровой личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Можно сказать с полной уверенностью, что становление ценностей ЗОЖ является частью не только физического, но и эстетического, и духовно — нравственного воспитания, способствует социализации ребенка. Хочется верить, что проведенная работа в будущем даст свои результаты, и кто-то из наших воспитанников достигнет высших ступенек спортивных пьедесталов.
|