«Совершенствование физического здоровья методами адаптивной физической культуры» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Пазюра Наталья Александровна | |||
05.03.2021 12:08 | |||
«Совершенствование физического здоровья методами адаптивной физической культуры» Н. А. Пазюра, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №11» (МАДОУ «ДС №11») г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ, характеристика целевой группы, структура занятия. Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, индивидуально-дифференцированный компонент, коррекционно-развивающий подход, адаптивная физическая культура. По данным мировой и отечественной статистики число детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растёт. В связи с этим актуальность решения проблем коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ приобретает особое значение. Перед специалистами образовательных организаций стоят важные и ответственные задачи – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребёнка, целью которого является социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в современном обществе. Зачастую дети с различными отклонениями в развитии, в силу наличия основного дефекта и/или вторичных двигательных нарушений, ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития. Специалист по физической культуре образовательной организации, реализующей инклюзивное образование (адаптированные образовательные программы), должен быть более всего заинтересован в повышении оздоровительной и коррекционной роли физического воспитания. Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Методика адаптивной физической культуры имеет отличительные особенности, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры определяются медико-физиологическими и психологическими особенностями детей разных нозологических групп, типичными и специфическими нарушениями двигательной сферы, специальными методическими принципами работы с данной категорией детей, а также коррекционной направленностью педагогического процесса. Характеристика целевой группы. Значительную долю среди детей с особыми образовательными потребностями составляют обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), характеризующуюся в целом задержками формирования, недоразвитием, нарушениями или утратой двигательных функций. НОДА могут носить как врожденный, так и приобретенный характер, имеют разные причины и разную степень выраженности: от незначительных деформаций и парезов до серьёзных расстройств статодинамических функций, обусловленных различными патогенетическими факторами. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Любые двигательные расстройства неизбежно приводят к ограничениям в полноценной реализации двигательного поведения. Это неблагоприятно сказывается на развитии и функциональном формировании всех систем организма на всех этапах онтогенеза, но приобретает особое значение в младшем школьном возрасте, когда происходит активное созревание высших корковых функций, формирование адаптивных возможностей организма в условиях значительных изменений социальной среды. Дети с НОДА составляют широкую и неоднородную группу, которую в психолого-педагогическом отношении можно условно разделить на 2 категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционной работы в условиях образовательного учреждения:
Несмотря на многообразие возможных нарушений, дети с НОДА в младшем школьном возрасте характеризуются некоторыми общими особенностями. В первую очередь, это недостаточная сформированность координационных способностей как готовности к оптимальному управлению двигательными действиями. К таким способностям относятся способность к пространственной ориентации, сенсомоторному реагированию, равновесию и статокинетической устойчивости, ритму, быстроте перестроения двигательной деятельности, к согласованию движений, к произвольному сокращению и расслаблению мышц, в том числе, в мелкой моторике. Важнейшим психофизиологическим фактором, обусловливающим несовершенство координации, является нарушение эффективности функциональных взаимодействий между полушариями головного мозга. Еще одной общей особенностью детей с НОДА является наличие нарушений осанки и свода стопы разной степени выраженности, которые могут присутствовать как в структуре первичных расстройств, так и формироваться вторично вследствие нарушений мышечной деятельности. Индивидуально-дифференцированный компонент заключается в корректировке учебного плана с учётом индивидуальных физических, функциональных и психологических особенностей развития обучающихся на основе данных диагностики. Коррекционно-развивающий подход включает развитие физических качеств и функциональных возможностей, коррекцию имеющихся и выявленных при диагностике нарушений ОДА. Под комплексностью понимается использование различных средств и методов, направленных на всестороннее, гармоничное морфофункциональное и психофизиологическое развитие обучающихся. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Структура каждого занятия включает элементы, которые педагог варьирует с учетом решаемых в ходе реализации программы задач и достижения целевых показателей. Независимо от содержания, каждое занятие включает в себя следующие части: вводная часть (7-10 мин) — построение обучающихся и определение задач занятия. Затем проводится подготовка к выполнению основной части занятия: психологическая и физиологическая подготовка. Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания учащихся на решение поставленных задач. Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению основной части занятия с помощью подготовительных и общеразвивающих упражнений. основная часть занятия (30-35 мин) решаются задачи связанные с укреплением здоровья, выполнения комплексов коррекционно-развивающих, коррекционно-профилактических упражнений различной направленности. в заключительной части урока (3-5 мин) необходимо создать условия для постепенного перехода от возбуждённого к спокойному состоянию. Этому способствуют спокойная ходьба, упражнения на расслабление, малоподвижные игры. Таким образом, проводя занятия систематически можно добиться следующих результатов:
- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья обучающихся, так и своего здоровья. Список литературы
|