Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Совершенствование физического здоровья методами адаптивной физической культуры»
Спорт, тренировки
Автор: Пазюра Наталья Александровна   
05.03.2021 12:08

«Совершенствование физического здоровья методами адаптивной физической культуры»«Совершенствование физического здоровья методами адаптивной физической культуры»

Н. А. Пазюра, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Анжеро-Судженского городского округа «Детский сад №11» (МАДОУ «ДС №11») г. Анжеро-Судженск, Кемеровская обл

В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ, характеристика целевой группы, структура занятия.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, коррекционная работа, индивидуально-дифференцированный компонент, коррекционно-развивающий подход, адаптивная физическая культура.

По данным мировой и отечественной статистики число детей с особыми образовательными потребностями неуклонно растёт. В связи с этим актуальность решения проблем коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ приобретает особое значение.

Перед специалистами образовательных организаций стоят важные и ответственные задачи – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребёнка, целью которого является социальная адаптация и интеграция детей с особыми образовательными потребностями в современном обществе. Зачастую дети с различными отклонениями в развитии, в силу наличия основного дефекта и/или вторичных двигательных нарушений, ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития. Специалист по физической культуре образовательной организации, реализующей инклюзивное образование (адаптированные образовательные программы), должен быть более всего заинтересован в повышении оздоровительной и коррекционной роли физического воспитания. Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

Методика адаптивной физической культуры имеет отличительные особенности, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры определяются медико-физиологическими и психологическими особенностями детей разных нозологических групп, типичными и специфическими нарушениями двигательной сферы, специальными методическими принципами работы с данной категорией детей, а также коррекционной направленностью педагогического процесса.

Характеристика целевой группы. Значительную долю среди детей с особыми образовательными потребностями составляют обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), характеризующуюся в целом задержками формирования, недоразвитием, нарушениями или утратой двигательных функций. НОДА могут носить как врожденный, так и приобретенный характер, имеют разные причины и разную степень выраженности: от незначительных деформаций и парезов до серьёзных расстройств статодинамических функций, обусловленных различными патогенетическими факторами. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Любые двигательные расстройства неизбежно приводят к ограничениям в полноценной реализации двигательного поведения. Это неблагоприятно сказывается на развитии и функциональном формировании всех систем организма на всех этапах онтогенеза, но приобретает особое значение в младшем школьном возрасте, когда происходит активное созревание высших корковых функций, формирование адаптивных возможностей организма в условиях значительных изменений социальной среды.

Дети с НОДА составляют широкую и неоднородную группу, которую в психолого-педагогическом отношении можно условно разделить на 2 категории, которые нуждаются в различных вариантах коррекционной работы в условиях образовательного учреждения:

  1. Дети с неврологическим характером двигательных нарушений, обусловленных органическим поражением двигательных структур центральной нервной системы. Большую часть этой категории составляют дети с ДЦП, у которых двигательные расстройства часто сочетаются с отклонениями в развитии когнитивных, речевых функций, эмоционально-волевой сферы.
  2. Дети с ортопедическим характером двигательных расстройств, которые обычно не имеют выраженных нарушений психического развития. У некоторых из них могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления и зрительно-моторная координация.

Несмотря на многообразие возможных нарушений, дети с НОДА в младшем школьном возрасте характеризуются некоторыми общими особенностями. В первую очередь, это недостаточная сформированность координационных способностей как готовности к оптимальному управлению двигательными действиями. К таким способностям относятся способность к пространственной ориентации, сенсомоторному реагированию, равновесию и статокинетической устойчивости, ритму, быстроте перестроения двигательной деятельности, к согласованию движений, к произвольному сокращению и расслаблению мышц, в том числе, в мелкой моторике. Важнейшим психофизиологическим фактором, обусловливающим несовершенство координации, является нарушение эффективности функциональных взаимодействий между полушариями головного мозга. Еще одной общей особенностью детей с НОДА является наличие нарушений осанки и свода стопы разной степени выраженности, которые могут присутствовать как в структуре первичных расстройств, так и формироваться вторично вследствие нарушений мышечной деятельности.

Индивидуально-дифференцированный компонент заключается в корректировке учебного плана с учётом индивидуальных физических, функциональных и психологических особенностей развития обучающихся на основе данных диагностики.

Коррекционно-развивающий подход включает развитие физических качеств и функциональных возможностей, коррекцию имеющихся и выявленных при диагностике нарушений ОДА.

Под комплексностью понимается использование различных средств и методов, направленных на всестороннее, гармоничное морфофункциональное и психофизиологическое развитие обучающихся.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Структура каждого занятия включает элементы, которые педагог варьирует с учетом решаемых в ходе реализации программы задач и достижения целевых показателей. Независимо от содержания, каждое занятие включает в себя следующие части:

вводная часть (7-10 мин) — построение обучающихся и определение задач занятия. Затем проводится подготовка к выполнению основной части занятия: психологическая и физиологическая подготовка. Психологическая подготовка заключается в акцентировании внимания учащихся на решение поставленных задач. Физиологическая подготовка направлена на достижение готовности организма к непосредственному выполнению основной части занятия с помощью подготовительных и общеразвивающих упражнений.

основная часть занятия (30-35 мин) решаются задачи связанные с укреплением здоровья, выполнения комплексов коррекционно-развивающих, коррекционно-профилактических упражнений различной направленности.

в заключительной части урока (3-5 мин) необходимо создать условия для постепенного перехода от возбуждённого к спокойному состоянию. Этому способствуют спокойная ходьба, упражнения на расслабление, малоподвижные игры.

Таким образом, проводя занятия систематически можно добиться следующих результатов:

  • повышение функциональных возможностей организма и развитие физического потенциала обучающихся
  • оптимизация уровня физического развития и физической подготовленности обучающихся
  • коррекция нарушений ОДА
  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни
  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников и социализации
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни

- повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья обучающихся, так и своего здоровья.

Список литературы

  1. Варич, Л.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: практикум / Л.А. Варич, Н.Г. Блинова. Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2019. – 84 с.
  2. Евсеев, С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. – М.: Сов. спорт, 2010. –316с.
  3. Сапего, А.В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие/ А.В. Сапего, О.Л. Тарасова, И.А. Полковников. Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2014 – 228 с.
  4. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общей ред. проф. С.П. Евсеева.–М.: Советскийспорт, 2005. –448 с..
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год