Подготовила воспитатель: Петрова В. Т. г. Ноябрьск, 2014г. Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Движение имеет особое значение в дошкольном возрасте. Использование тренажёров и нестандартного оборудования способствует повышению двигательной активности. Упражнения на нестандартном оборудовании совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно суставный аппарат, в результате чего улучшается подвижность позвоночника, грудной клетки, совершенствуется осанка, повышается устойчивость вестибулярного аппарата, увеличивается жизненная ёмкость лёгких, улучшается крово- и лимфообращение, укрепляются сердце и сосуды. Актуальность использования нетрадиционного оборудования с детьми дошкольного возраста с каждым годом возрастает. В связи с этим у нас возникла необходимость определить требования к выбору нестандартного оборудования для дошкольников, уточнить принципы их использования, отобрать упражнения с учётом физических возможностей и особенностей детей дошкольного возраста.
Основные принципы использования нестандартного оборудования: 1. Нестандартное оборудование может быть использовано на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности детей преимущественно старшего дошкольного возраста с учётом уровня их физической подготовки и индивидуальных возможностей. 2. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц. Полезно использовать дыхательные упражнения, на расслаблении мышц. 3. В процессе выполнения движений необходимо внимательно следить за состоянием здоровья детей и их самочувствием, не допускать перегрузок. В среде детского сада ребёнок живёт, развивается, обучается, исследует, а ещё по среде путешествует. Встречает новые объекты, эмоционально на них откликается, запоминает не только сам объект и впечатления от него. Ребёнку путешественнику необходимо особое оборудование, многофункциональное. В этой консультации хотим вас познакомить с пособиями для проведения занятий, гимнастики, индивидуальной работы с детьми, физминуток, спортивных праздников и т.д. Нетрадиционное оборудование это многофункционально, безопасно, легкие в обращении с детьми, красочны. Также не требуют больших усилий в изготовлении. Для изготовления нетрадиционного оборудования можно использовать следующий материал: клеёнка, дермантин, жесткая ткань, веревка, шнур, поролон, колечки, палочки, бросовый материал, цветные ленты, тесёмки и др. В изготовлении некоторых пособий можно привлекать и других детей. Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие образцы такого оборудования.
ИГРА «КОЛЬЦЕБРОС» состоит из колец и частей пластиковых бутылок с цифрами на крышечках, закрепленных на трапециевидной поверхности. Цель использования: развивать глазомер детей, координацию движений, ловкость, упражнять в счёте, воспитывать волевые качества. Правила игры: играют несколько(4-5) детей. Поочередно набрасывают кольца на бутылки, суммируя набранное количество баллов. Побеждает тот, кто наберет больше баллов.
«ВЕТЕРОК В БУТЫЛКЕ» Материал: В пластиковой бутылке проделываются дырочки. Внутрь насыпают мелко нарезанную цветную бумагу, фольгу, конфетти, пенопласт. В отверстие в пробке вставляется дыхательная трубка. Использование: Для дыхательных упражнений (ребёнок дует в трубочку, вставленную в пробку). Развитие: Органы дыхания. «СЕРСО» Материал: Пластиковая бутылка, шнур (приблизительно 50 см), пробки от бутылки или «киндер сюрприз». Использование: Для попадания в цель. Развитие: Ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции, умение регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.
«БЕГУНОК» Материал: 4 ручки, 2 шнура (длина 3 м), «бегунок» с отверстием внутри для нитей (можно использовать пластиковую бутылку объёмом 1 л.). Использование: Для различных соревновательных игр. Развитие: Мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, глазомер, координацию движений, ловкость.
«БИЛЬБОКЕ» Материал: Плотная ткань с вырезанными отверстиями-кругами, палочки. Использование: Для бросания и попадания в цель. Развитие: Глазомер, внимание, быстрота реакции, ловкость рук, координация движений.
«ЛЫЖНОЕ ТРИО» Материал: Деревянные доски с тремя лыжными креплениями (плотной эластичной лентой). Использование: Для спортивных игр, эстафет. Развитие: Координация движений в совместной физкультурной деятельности, ловкость, быстрота реакции, умение работать в команде.
«ПЛОТ» Материал: Пустые пластиковые бутылки с закрученными крышками, уложенные параллельно друг другу и скрепленные скотчем. Сверху надевается тканевый чехол, максимально охватывающий «плот». По периметру чехла пришиты ручки. Использование: Для плавания в бассейне, поддержки ребёнка на поверхности воды. Развитие: Преодоление страха перед водой, координация движений. «ЛИПКИЙ МЯЧИК» Материал: Кухонные варежки - прихватки, «липучка». Использование: Для игры в теннис. Развитие: Координация движений, дальность броска, глазомер, ловкость, умение играть в команде.
«ИГРУШКИ - ВЕРТУШКИ» Материал: бумага, картон, палочки, гвозди. Квадрат, надрезанный от углов к центру с загнутыми и соединенными уголками, прибитая к палочке. Использование: Для игр с ветром. Развитие: Глазомер, внимание, быстрота реакции, координация движений. «СКАКАЛОЧКИ» Материал: 2 одинаковые детали из цветной клеёнки (круглые или в форме цветка), сшить их швом через край, насыпать в образовавшийся мешочек песку, зашить отверстие, затем пришить к веревке. Получится необычная скакалочка. Использование: Для различных соревновательных игр, для того, чтобы перепрыгнуть через скакалку. Развитие: Ловкость, равновесие, укрепление мышц ноги и стопы, уверенность в себе.
«БРОСАЛОЧКИ - ПОПАДАЛ ОЧКИ» Материал: Различные мишени для метания в цель, например, вырезать из картона по разметке круги разного диаметра и цвета, наклеить один на другой и прикрепить петельку. Использование: Для бросания и попадания в цель. Развитие: Глазомер, внимание, быстрота реакции, ловкость рук, координация движений.
«ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ» Материал: Квадрат из плотной бумаги, к углам прикрепляются нитки (20-25 см). Все нитки связывают в узелок и привязывают к нему длинную толстую нить. Использование: Для игр с ветром. Развитие: Глазомер, внимание, быстрота реакции, координация движений.
«КАТАМАРАН» Материал: Трехгранные молочные пакеты. У пакетов срезают одну из сторон, затем развёртывают его так, чтобы получился квадратный карман, и разрезают. Получится одна часть катамарана. Затем таким же образом делают другую, сшивают обе части друг с другом, раздвигают каждую и вставляют палочки - распорки. Использование: Для игры с водой, для дыхательных упражнений. Развитие: Глазомер, ловкость рук, координация движений, органы дыхания. «КОРАБЛЬ» Материал: Длинное полотно ткани, деревянные колышки, ножницы, лоскутки, цветная бумага. Использование: атрибуты к сюжетно - ролевым играм. Развитие: Ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции, умение регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.
«МОРСКОЙ ПЛЯЖ» Материал: длинные полотна ткани и большая площадь (примерно 3*3) Использование: атрибуты к сюжетно - ролевым играм. Развитие: Ловкость, внимание, глазомер, быстрота реакции, умение регулировать и координировать движения, формирование навыков самоконтроля.
«ЛЯГУШКА - ВОЛОКУШКА» Материал: Ткань, поролон для набивки, веревка. Использование: Для развитие двигательных умений. Развитие: Равновесие, ловкость, выносливость.
«МЯГКОЕ БРЕВНО» Материал: Кусочки ткани, поролон, клеенка (дерматин), плотная ткань для обшивки. Использование: Для ходьбы, перелезания, перепрыгивания, перешагивания. Развитие: Ловкость, равновесие, укрепление мышц ноги и стопы, уверенность в себе.
«РЫБКА» «УТЁНОК» Материал: пробка, шаблон рыбки, утенка и т.д. Использование: Для игры с водой, для дыхательных упражнений. Развитие: Глазомер, ловкость рук, координация движений, органы дыхания.
«МОТАЛОЧКИ» Материал: верёвка и 2 палочки. Для этого нужно сложить верёвку пополам, найти середину и завязать на ней бантик из ленточки, а затем к каждому концу привязать по палочке (толщина 3 см, длина - 20 - 25 см.). Использование: Для различных соревновательных игр. Развитие: Мышцы плечевого пояса, туловища, мелкие мышцы рук, глазомер, координацию движений, ловкость.
«АВТОМОБИЛИ» «РАКЕТЫ» «ТЕАТР И ДЕКОРАЦИИ»
|