Проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения профессиональных компетенций. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Касьянова Елена Витальевна | |||
10.03.2020 23:13 | |||
Проектная деятельность в работе инструктора по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении как средство повышения профессиональных компетенций. Касьянова Елена Витальевна, инструктор по физической культуре «Детский сад общеразвивающего вида № 40 «Яблонька» городского округа Королёв Московской области, Россия Аннотация: В данной статье, автор делиться собственным опытом проектной деятельности с целью повышения профессиональных навыков инструкторов ДОУ по физической культуре и повышения уровня плавательной подготовленности у воспитанников. Abstract: in this article, the author shares his own experience of project activities in swimming in order to improve the professional skills of DOU instructors in physical culture and improve the level of swimming readiness of pupils. Ключевые слова: профессия инструктора по плаванию в ДОУ, проектная деятельность в обучении плаванию, повышение профессионального уровня, интенсификация процесса обучения. Key words: profession of a swimming instructor in DOU, project activity in teaching swimming, professional development, intensification of the learning process. Прежде чем раскрыть тему данной статьи, мы дадим определение понятию «Проект», позаимствованное из Свода знаний по управлению проектами.
Проект (в управленческой деятельности) — временно́е предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [1]. В данной статье мы расскажем об опыте создания того самого уникального продукта, о том, где черпать вдохновение педагогу и последовательности действий над его успешной реализацией. Актуальность данной темы возникла в ходе анализа работы инструкторов по плаванию в ДОУ. К сожалению, в ДОУ приходят работать специалисты с минимальным опытом работы по обучению плаванию, а так же с минимальным собственным опытом плавательной подготовки имея за плечами иногда только курсы по переподготовке специалистов. Конечно, таким педагогам сложно выстраивать занятия с учетом всех возможных нюансов. Ситуация усложняется еще одним фактом — не все специалисты стремятся к повышению своей квалификации, ограничиваясь информацией взятой в интернет ресурсах. Имеется негативный факт в данном изучении методики обучения плаванию – это отсутствие опыта адаптировать инвентарь и оборудование под определенный бассейн, физические и психологические особенности воспитанников. Опытные специалисты, имеем в виду тренеров, инструкторов фитнес центров, не идут в образование, по двум весьма обоснованным причинам:
Мы можем предположить, что использование инструктором проектной деятельности в занятиях по обучению плаванию — даст возможность не только сделать их интересными и разнообразными, а также пополнить «профессиональную копилку» специалиста. Почему проект?
Художественно-эстетическое развитие:
Речевое развитие:
Познавательное развитие:
Социально-коммуникативное развитие:
Еще немаловажный фактор — где находить вдохновение педагогу при выборе темы проекта и выбора инструментов для его реализации? Мы предлагаем несколько возможных источников:
Учитывая все вышесказанное, мы хотим дать практические рекомендации к работе над проектом из собственного опыта. Выбор темы проекта: выбирая тему, погружайтесь в творческий процесс поиска и желания улучшить свою деятельность. Одним из основных факторов при выборе темы являются результаты мониторинга плавательной подготовленности воспитанников. Анализ низких показателей должен мотивировать на поиск путей по их исправлению. Актуальность: анализируя информацию о физической подготовке воспитанников, их готовности к обучению, мы учимся грамотно определять уже существующие проблемы, и это подводит к постановке цели. Цель — это конечный результат (продукт). По мере достижения цели, результат может измениться или подводить к следующей цели. Задачи. С постановкой задач начинается период поиска стандартных и нестандартных способов направленных на достижение цели (результата) проекта. Гипотеза: делаем предположение, — что внося изменения в свою педагогическую деятельность, мы изменяем ее в лучшую сторону. И если результаты проекта показывают положительную динамику — это говорит о том, что наш проект имеет практическое и социальное значение. В качестве примера, хотим представить реализованные нами проекты. Проект «Времена года». Проект реализовывался в течение двух лет. Цель данного проекта — уйти от монотонных занятий, добавить максимум положительных эмоций, а так же интеграция в другие познавательные области с окружающим, предметным и природным миром, а так же социально коммуникативным развитием. Работа над проектом включала в себя следующие этапы:
Так же, в досугах принимал участие педагог – логопед. Логопед перед началом занятия в воде, проводила беседу с воспитанниками, используя моно — таблицы, считалки, пальчиковую гимнастику, работу над звуками в игровой форме. Это был прекрасный тандем и практический опыт тесного взаимодействия специалистов. Итог данного проекта: интеграция в другие познавательные области, повышение интереса к занятиям по обучению плаванию и тесное взаимодействие специалистов во время практических занятий в плавательном бассейне. Такой проект желательно использовать в логопедических группах и с воспитанниками с низкой мотивацией к учебной деятельности. Следующий проект «У воды без беды». Немного модернизированный проект «Времена года». Идея в организации данного проекта возникла после изучения статистики о несчастных случаях. Утопление — это вторая по частоте причина смерти от несчастного случая у детей до 15 лет (первая — автомобильные аварии). Из примерно 750 детей, которые утонут в следующем году, примерно 375 утонут менее чем в 22 метрах от родителей. Из десяти утонувших детей один тонет прямо на глазах у родителей, не понимающих, что происходит. (Источник: центры по контролю и профилактике заболеваний США). Такая жуткая статистика, говорит о валеологической безграмотности нашего населения. Работая много лет в сфере обучения плавания, в силу профессиональных ситуаций нам часто приходится оказывать помощь тонущим детям, наблюдать недопустимое поведение родителей и их детей при посещении аквазоны и природных водоемов. Но объяснять правила поведения взрослым — это часто проблематично: взрослые отрицаю обучающие моменты — и «сами все знают». Поэтому, было решено начать валеологическое воспитание родителей через их собственных детей. Учитывая возраст воспитанников, был разработан долгосрочный проект (реализовывался в течение 2 лет), который включает в себя разнообразные виды деятельности и их интеграцию в практическую деятельность: занятия по обучению плаванию, тематические мероприятия по правилам поведения на воде, досуги, интерактивные занятия, оформление информационных стендов и т.д. В начале учебного года по группам проводились тематические занятия с просмотром мультипликационных фильмов о правилах поведения и технике безопасности вблизи водоемов в каждый временной сезон с последующим разбором правильного и неправильного поведения героев. Замечательным пособием стали мультипликационные серии «Смешарики», «Азбука безопасности», и «Уроки тетушки Совуньи». Дополнительно к правилам поведения, с детьми изучали физические состояния воды в разное время года. Усвоив данную информацию, дети рисовали воду в виде капли, лужи, льда, снега, тучи, ручейка. Данные рисунки воспитанников, использовались в составлении подарочных сертификатов. После каждого досуга самым активным воспитанникам при всей группе вручались эти сертификаты. Так был оформлен стенд в формате винтаж с фотографиями воспитанников, и текстом о правилах поведения возле водоемов во всех временах года. Этот стенд расположился на первом этаже возле центрального входа в ДОУ. Родители, проходя мимо стенда, видели фото своих детей, останавливались и невольно читали текст. В ходе реализации проекта неоднократно проводились консультации с родителями во время общих и групповых собраний, открытых занятий по обучению плаванию о правилах поведения и технике безопасности на воде. Итоговым мероприятием стало проведение соревнований по спортивно-прикладному плаванию. Воспитанники соревновались не только в спортивном плавании, но и по плаванию с использованием нестандартных плавающих средств (пустые пластиковые бутылки), а так же в транспортировке уставшего товарища (плавание с правильной транспортировкой кукол). Этот проект объединил в себе такие области как:
Еще один интересный проект — «Звезда», цель которого была — повышение мотивации к занятиям по обучению плаванию. Цель проекта: организация и проведение соревнований по водным видам спорта (плавание, водное поло), аквааэробики, праздников, мероприятий, досугов среди воспитанников ДОУ, в условиях «малой чаши», с программным содержанием соответствующим образовательной программе культивируемой в ДОУ. Данные мероприятия дадут возможность участия детям с отсутствием спортивного опыта почувствовать себя настоящими спортсменами, другими словами — создание «успешной среды». Задачи проекта: пропаганда здорового образа жизни; закаливание; приобретение прикладного жизненно необходимого навыка – умения плавать; приобретение соревновательного опыта; развитие физических качеств; воспитание волевых качеств; мотивация детей и их родителей к дальнейшим занятиям плаванием в системе дополнительного образования, в спортивных школах. И т.д. Достигнутые результаты:
Социальная значимость проекта: в физкультурно — оздоровительной направленности соревнований, а не спортивной. Возможно, благодаря этому проекту мы повысили мотивацию у детей и их родителей к систематическим занятиям в спортивных секциях (по любому виду спорта). Содержание проекта — это помимо занятий в рамках расписания максимальное количество досугов (экологическое занятие, занятия по ПДД в плавательном бассейне, День Защитника Отечества, Цирк на воде, Игра, игра) и т.д. Было проведено несколько соревнований в различных возрастных группах, соответственно с различной соревновательной программой, достаточно большим количеством открытых занятий для родителей и специалистов. В заключение статьи определимся с нашим виденьем содержания деятельности инструктора по физической культуре в ДОУ. Профессия — инструктор по физической культуре (плавание) в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) уникальна. Пусть она не такая публичная, как учитель или тренер. Но у нее другая миссия в обучении — это привитие устойчивых правил, таких как:
Учитель по физическому воспитанию в школе реализует учебную программу, в то время как тренер в ДЮСШ ориентирует на достижение максимально высокого результата, подводит к пьедесталу. Фитнес тренер – обучает навыку плавания. А инструктор по физической культуре в ДОУ выстраивает платформу-фундамент сверху которой пойдут постройки и надстройки будущих знаний, умений и навыков. Чем прочнее фундамент (усвоение правил и привитие устойчивого интереса к обучению), тем разнообразнее и мощнее могут быть достижения и во взрослой жизни наших воспитанников. Используя проектную деятельность, инструктор по физической культуре в ДОУ может реализовать следующие задачи:
Другими словами, инструктор по физической культуре в ДОУ:
Выводы. Плавание в ДОУ – это не бесконтрольное купание малышей в рамках расписания, это системный педагогический процесс, с использованием методов, приемов, принципов, технологий. Плавание — это сложно координационный навык. Обучение, которое связано со многими трудностями, такими как: гидрофобия; разница температуры воды и тела (процесс закаливания, но для детей с отсутствием жировой прослойки — «замерзанием»); строгое соблюдение правил поведения и времени посещения (расписание), правил техники безопасности; занятия проводятся в подгруппе, а не индивидуально (повышенный шум, брызги и т.п.); многократное повторение одних и тех же упражнений с целью доведения навыка до автоматизма, для давнейшего изучения техники плавания (что для многих детей может стать «нудным» процессом) и т.д. Поэтому, с целью повышения мотивации к дальнейшим занятиям по обучению плаванию мы рекомендуем не только разнообразить учебные занятия (смена оборудования, применения аквааэробики, упражнений из водного поло, игры, развлечения), но и использовать инновационную технологию – метод проектов. Процесс реализации педагогом проектной деятельности позволяет:
Чтобы интегрировать все вышеперечисленное в свой учебный процесс педагогу необходимо постоянно пополнять свои теоретические знания и практические навыки, другими словами, в течение своей трудовой деятельности повышать свой профессиональный уровень. Список литературы: 1. https://ru. wikipedia. org/wiki/Проект_ (в_управленческой_деятельности)
|