Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Есинова Оксана Борисовна | |||
26.02.2019 12:12 | |||
Статья инструктора по физической культуре (плавание) «Преодоление первоначального страха к воде у детей младшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач дошкольного образования яв-ляется создание максимально благоприятных условий для охраны и укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Занятия плаванием в бассейне — одно из эффективных средств решения данной задачи. Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя при-сущими только ему особенностями: тело ребенка при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает на ор-ганизм ребенка прекрасное оздоровительное действие. Цель занятий по плаванию — создание необходимых условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей посредством формирования и развития двигательных умений и навыков в воде. Основными задачами занятий по плаванию является:
Остановимся подробнее на начальном этапе обучения плаванию малышей — преодоле-нии чувства страха и боязни воды.
Занятия в бассейне в нашем детском саду проводятся, начиная с групп общеразви-вающей направленности от 3-х до 4-х лет. Обучение плаванию состоит из трех этапов:
Занятия в бассейне включают в себя большую подготовительную работу, которая по-могает детям справиться со страхом воды, с неуверенностью в собственных силах, позна-комиться со свойствами воды, научиться держаться на воде и, как результат, овладеть на-выками плавания облегченными способами. Детям нужно время привыкнуть к воде и научиться не бояться ее, правильно дышать в водной среде. На этом основаны дыхательные упражнения, которые проходят "на суше" и только потом в воде. Малыш учится делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. В этом им помогают различные игровые упражнения — например, сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони. С каждым занятием детям предлагаются большие предметы, которые необходимо с помощью дыхания сдвинуть с места: воздушные шарики, теннисные шары и другие. Главная задача этих тренировочных упражнений, чтобы в бассейне ребенок не наглотался воды, не испугался. Сначала занятия проходят на суше – так называемое «сухое плавание», и только потом занятия проходят в воде. Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе которой я знаком-лю с правилами поведения в бассейне (показываю детям, где и как нужно раздеться и пе-реодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной до-рожке). Первый выход в бассейн – событие в жизни дошкольника! Большое светлое помещение, сверкающее голубизной зеркало воды, плеск, брызги буквально ошеломляют малышей. От инструктора по плаванию зависит, чтобы эти впе-чатления были положительно окрашены. Основная трудность входа в бассейн – спуск по лестнице. Шаги по ступенькам – сложные движения для малышей. На первых занятиях я помогаю детям, слежу за тем, чтобы ребенок не оступился, не подскользнулся, предупре-ждаю его неожиданное падение в воду. Нельзя принуждать детей! Они любят воду, с удовольствием в ней плещутся. Но при этом следует помнить, что большинству малышей присуще чувство водобоязни, пре-одолевать которое нужно постепенно, без насилия и принуждения. Того, кто входит в во-ду нехотя, нерешительно, можно брать на руки и водить его ладонью по поверхности во-ды, приговаривая: «Какая водичка гладкая, теплая, нежная, добрая!». Затем ребенка следует поставить в воду лицом к себе, взять за обе руки и, незамет-но отступать, звать за собой. Когда дети привыкнут к воде и начнут передвигаться в ней самостоятельно, они обходят бассейн, держась рукой за бортик или мою руку. Не реко-мендуется пользоваться всевозможными устрашающими формулировками. Даже в успо-каивающих выражениях следует избегать слов типа «Не бойся», «Это не страшно». Всегда можно подобрать выражения, в которых полностью отсутствует угроза опасности: «Смелее», «Делай, как все», «Молодец» и т.п. Все задания и упражнения, выполняемые малышами, как на суше, так и в воде нужно превратить в игру. Именно игра является ведущим видом деятельности ребенка. Хорошим средством устранения водобоязни является такое упражнение, как «Фонтанчик». Дети, сидя на бортике, опускают ноги в воду и по команде инструктора начинают энергичные движения ногами так, чтобы появлялись брызги. Данное упражнение доставляет детям огромное удовольствие. Так же в своей работе, для первоначального привыкания детей к воде, я использую различные умывания и обливание детей из леечки. Когда дети преодолевают первоначальный страх к воде, я предлагаю им для выпол-нения более сложные упражнения, которые помогают закрепить усвоенные навыки и пе-рейти к освоению умения держаться на поверхности воды с вспомогательными предмета-ми и овладению правильным дыханием. Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды. На занятиях для малышей я применяю удобные шапочки, плавательные очки, раз-личные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечива-ют эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Использую игры и упражнения разного содержания с разными заданиями: игры и упражнения на сопротив-ление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание глаз в воде, с прыжками, мячом. Хочется еще раз подчеркнуть: каждое занятие должно быть направлено на формиро-вание у малыша только положительных эмоций и чувств – радости, удовольствия, также заинтересованности и наслаждения от пребывания в воде. Это повысит эффективность занятий по плаванию, способствующих укреплению и оздоровлению организма детей. Использованная литература
|