Формирование личности детей средствами физкультурного воспитания |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Кикоть Елена Александровна | |||
27.11.2018 23:26 | |||
Формирование личности детей средствами физкультурного воспитания Автор: Кикоть Елена Александровна Воспитатель МАДОУ № 12 Армавир, Краснодарский край Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Аннотация: в данной статье рассматривается значимость процесса формирования личности ребенка различными средствами, в том числе и физкультурой. Ключевые слова: личность, воспитание, средства физического воспитания.
Актуальность изучения данного вопроса связана с тем, что становление личности ребенка -маленького гражданина страны, происходит в поликультурной среде современной изменяющейся России. Характерными чертами этого общества называют многонациональность, полиэтничность, амбивалентность. Изменения коснулись не только взрослых (родителей, педагогов), изменения коснулись и детей, детского сада в целом. Современный дошкольник превосходно ориентируется в социуме, уверенно идет по жизни, самостоятелен, инициативен, свободен. Однако у некоторых детей обнаружена невысокая ориентация в качествах, обеспечивающих здоровую коммуникацию среди сверстников. Для детей характерно ориентироваться на свою семью. Семья, безусловно, первичный и важнейший институт социализации. Для детей рассматриваемого нами возраста характерна подражательность взрослым, ближайшему окружению. Однако современные семьи, как показывают исследования на эту тему, испытывают определенные трудности в воспитании детей. Для нынешней семьи характерен дефицит общения с ребенком, эмоциональная нестабильность отношений, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Для сегодняшних родителей стало проще материально обеспечить ребенка, но гораздо сложнее- быть загадкой для него, установить взаимоотношения с ним. Задача сегодняшнего детского сада – повышать педагогическую грамотность родителей, делая это тактично, грамотно, неформально иразнопланово... Дошкольное детство — значимый этап в развитии, существенно отличающийся от следующих жизненных этапов. Воспитание- ключевое определение педагогики. Воспитание является долгим, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Процесс воспитания закономерно отвечает принципу природосообразности. В нем ребенок выступает в совокупности всех своих индивидуальных проявлений. [1] Воспитание детей дошкольного возраста опирается как на общие закономерности, так и на уникальность развития ребенка в период дошкольного детства. Цель воспитания в гуманистической педагогике – наиболее полное культурное развитие человека, способного к физическому и духовному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Процесс воспитания в детском саду затрагивает сферы физического, психического и личностного развития ребенка и включает в себя обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка. Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развития ребенка дошкольного возраста через накопление и обогащение двигательного опыт детей, развитие физических качеств, формирование у воспитанников потребностей в движении, развитии ценностного подхода к здоровью и ЗОЖ, занятии физкультурой. Основными средствами физического воспитания:
Остановимся более подробно на средствах осуществления физического развития дошкольников. Всем известно, что правильно организованный распорядок дня дает детям чувство спокойствия, уверенности в себе, хорошего настроения. Рациональное питание-залог здоровья детей. Правильно подобранные продукты и способы их приготовления дают силы и повышают физическую выносливость организма, не способствуя перееданию. Одежда ребенка дошкольного возраста должна быть удобной, легкой, изготовленной из натуральных тканей приятной расцветки. Культурно-гигиенические навыки прививаются ребенку начиная с младшего возраста. На помощь педагогу и родителям приходят и естественные силы природы. Это прогулки в любую погоду и в любое время года, закаливающие процедуры. И, конечно, большую роль играют физические упражнения. Это основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Общеразвивающие упражнения, построения и перестроения; спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, самокате, ходьбана лыжах, катание на санках, коньках и т.д.). Сюда относятся и подвижные игры (сюжетные, бессюжетныеигры с элементами спорта). Наиболее сложные физические упражнения выполняются на физкультурных занятиях в ДОУ. Утренняя гимнастика -одна из форм обеспечения двигательного режима. Комплексупражнений для утренней гимнастики берется из физкультурных занятий и повторяется 1-2 недели. День здоровья проводится один раз в квартал на свежем воздухе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что пребывание ребенка в детском саду способствует максимальному обеспечению его двигательной активности, а значит, и физическому развитию. Дошкольное учреждение и семья обязаны в детстве заложить основы здорового образа жизни, применяя разные формы. В детском саду создаются возможности для активного участия детей в различных мероприятиях: утренней гимнастике, закаливающих процедурах, физкультурных праздниках, досугах, днях здоровья поощряется стремление к самостоятельной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх. Таким образом, в процессе физического воспитания у детей формируется уверенность в себе, появляется чувство гордости от развивающейся ловкости, смелости и быстроты движений. Это развивает личность ребенка, образ «Я» которого становится более полным и осознанным. Одной из важнейших задач, на которые направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Физическое воспитание направлено на гармоничное физическое развитие дошкольника. Взрослые (педагоги ДОУ и родители) способствуют появлению у ребят ценностей здорового образа жизни: внимательного отношения к своему телу, умению слышать и понимать его сигналы, приучают детей к порядку, аккуратности, чистоте. Все это становится важной частью личной культуры дошкольника. Поэтому так важно реализовывать принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников в действительности. Взаимодействие с семьей возможно при наличии доверительных отношений между педагогами и родителями, пониманием всеми участниками процесса важности общих целей, методов и средств развития личности ребенка. Литература: 1. Дошкольная педагогика под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой Питер 2017, с. 140
|