Статья опыта работы «Футбол – движение и здоровье!» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Морозова Анастасия Сергеевна | |||
31.10.2018 19:55 | |||
Статья опыта работы «Футбол – движение и здоровье!» Инструкторы по физической культуре МБДОУ «Колокольчик» Морозова Анастасия Сергеевна Физическое воспитание играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это дает возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания ДОУ. Ведь освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Футбол — спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в футболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлеченность ею. Посредством разнообразных игр, игровых упражнений, заданий, эстафет дошкольники обучатся азам игры в футбол в условиях дошкольного учреждения, а также в секции футбола детско-юношеской спортивной школы.
Футбол — игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники совершенствуют навыки большинства основных движений. Вместе с тем игры с мячом — это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забивании его в ворота, ударам по мячу ногой, ведении ногой, ударам по цели и на дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры, требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях. Футбол — игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут учиться также в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Ведь двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом. Возрастные особенности и физические возможности детей, специфика работы дошкольного учреждения определяют, как специфические методы обучения, так и форму проведения занятий по обучению детей игре в футбол. В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении. МБДОУ «Колокольчик» осуществляет работу кружка «Футбол» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), с комплектацией группы по 10 – 12 человек. Длительность занятий составляет 30 минут с периодичностью один раз в неделю. Основные задачи кружка: создать условия для усвоения первоначальных знаний в области мини футбола; укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счет повышения их двигательной активности. Цель занятий со спортивными играми в ДОУ — ознакомление детей с определенным видом игры и основами ее техники. Задача обучения игре в футбол детей старшего дошкольного возраста заключается в том, чтобы, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, целенаправленно развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий, требующих посильных физических и психических усилий. Отличительная особенность обучения игре в футбол в дошкольном учреждении — это ее эмоциональная направленность. Ведь положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также поддерживает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируются осознанный интерес и мотивация к занятиям не только футболом, но и физкультурой в целом. Рекомендуемые подвижные игры с элементами футбола. Пробеги с мячом Задачи. Научить передвижению с мячом. Развить быстроту передвижений. Описание игры. Каждый играющий получает мяч становится с ним на одной стороне площадки. По сигналу инструктора все дружно устремляются вперед, отбивая мяч ногами, перебегают через площадку. Стараться при этом не отпускать мяч от себя далеко. Варианты. Передвижение с мячом, оббегая по восьмерке лежащие на полу предметы. Методические указания. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. В парах Задачи. Научить наносить удары по мячу разными способами и принимать его. Привить навыки групповых действий. Описание игры. Дети становятся парами и перекатывают мяч друг другу. Побеждает пара, лучше всех выполняющая задание. Варианты. Отбивать мяч то правой, то левой ногой. Методические указания. Постепенно отдаляются дети друг от друга (до 5 м). Задержи мяч Задачи. Научить выполнять функции защитников и нападающих в футболе. Описание игры. По кругу становятся нападающие, внутри круга — защитник. Если круг большой и в игре участвует много играющих, то могут быть 2-3 защитника. Нападающие быстро отбивают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитники стараются задержать его. Методические указания. Если кому-нибудь из защитников это удается сделать, то он меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним. Забей в ворота Задачи. Научить ударам по воротам разными способами. Описание игры. Флажками на шестах или другими метками обозначаются ворота (1-1, 2 м), 3-4 играющих становятся в 5 м от линии ворот, а двое располагаются за ней. По очереди каждый из стоящих перед линией ворот забивает в ворота 3 мяча. Находящиеся за линией ворот подбирают мячи и передают их следующему. Варианты. Проводить игру, разделив детей на команды. Методические указания. Игра повторяется несколько раз, дети по очереди то забивают, то задерживают мячи. Научись владеть мячом Описание игры.
Варианты. Упражняться в этих действиях многократно. Методические указания. Разделить детей на команды и провести соревнование. Список используемой литературы: 1. Желобкович, Е.Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий/ Е.Ф. Желобкович. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 88 c.
|