Комплект нестандартного физкультурно – коррекционного оборудования для воспитанников, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата «Дорожки здоровья» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Загадерчук Наталья Евгеньевна Бутакова Светлана Анатольевна Ефремова Елена Дмитриевна Сизова Светлана Валериевна | |||
25.08.2018 05:57 | |||
Комплект нестандартного физкультурно – коррекционного оборудования для воспитанников, имеющих нарушения опорно – двигательного аппарата «Дорожки здоровья» Авторы:
Воспитатели МБДОУ "Детский сад № 2 "Сказка" г. Прокопьевск, Кемеровской области «Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека – его здоровье. На практике мы убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности из–за неблагоприятных социальных факторов: наследственность, неблагоприятная экологическая обстановка, электронно — лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов), что приводит к росту заболеваемости: нарушение осанки, плоскостопия и др.
Осанка формируется с самого раннего детства. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физическое значение: она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Нарушением опорно – двигательного аппарата также является плоскостопие. Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение ее развития может отражаться на осанке ребенка. В соответствии с вышеизложенным мы, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно – двигательного аппарата детей внедряем в практику своей работы нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно – оздоровительной работы. Известно, что на стопах расположено множество активных точек, стимулируя которые можно положительно воздействовать на процессы, происходящие в организме. Стопы — проекция всех наших органов. Оздоровительный массаж стоп улучшает кровообращение, обмен веществ в тканях, повышает иммунитет, снижает усталость и утомление от умственной или физической нагрузки, восстанавливает трудоспособность. Основное средство профилактики плоскостопия – гимнастика для стоп, направленная на укрепление не только мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, но и всего организма. Она увеличивает общую и силовую выносливость мышц, в первую очередь, нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует правильную осанку. Регулярно делая массаж стоп, можно каждый день незаметно улучшать здоровье детей. Спецификой дошкольного учреждения является оказание качественных оздоровительных и образовательных услуг детям от 1.5 – 7 лет. Главной ценностью для нас в работе является максимальное уменьшение имеющего дефекта, помощь ребенку в умении вести жизнь, аналогичную его здоровым сверстникам, приучая его правильно воспринимать свой физический недостаток и приспособиться к нему. Поэтому ключевым направлением деятельности детского сада является организация оздоровительной работы, использование здоровьесберегающих технологий. Профилактика плоскостопия и формирование осанки является актуальной для коррекционной деятельности с детьми, имеющими нарушения опорно – двигательного аппарата. Согласно ФГОС ДО первая задача, которую решает дошкольное образование – это охрана и укрепление здоровья детей. В ФГОС ДО обозначены важные задачи по сохранению и укреплению здоровья каждого ребенка в процессе образования и воспитания общей культуры личности, в том числе формирование ценностей здорового образа жизни. Особенно остро эти задачи стоят перед дошкольными учреждениями, которые посещают дети с ОВЗ. У детей с ОВЗ значительно снижена активность, они малоподвижны, не желают принимать активное участие в подвижных играх. Интерес и двигательную активность можно формировать с помощью нестандартного оборудования. Использование нестандартных методов профилактики плоскостопия — новизна в организации совместной партнерской деятельности с детьми и родителями (законными представителями). Для детей с ОВЗ оздоровительные дорожки здоровья крайне важны, т.к. являются не только профилактикой, но и непосредственным методом лечения плоскостопия. Ходьбу по дорожкам хорошо совмещать с закаливанием. Этим мы внесем неоценимый вклад в здоровье наших детей. Дорожка «Веселый паровозик» — это набор с различными поверхностями для развития тактильных ощущений стоп: массажные дорожки с шипами различной колкости и высоты, мягкие силиконовые, пищащие игрушки, круглые текстильные мешочки с различным наполнением. «Веселый паровозик» может использоваться как полностью, так и отдельными частями, вагончики скрепляются между собой застежкой — «липучкой». Я паровозик Чух – Чух, Теперь звоню в звонок: Ой! Неужели это Я Мобильность и доступность данного пособия позволяет использовать его во время утренней разминки, корригирующей гимнастики после сна, закаливающих процедурах, физкультурных праздников и досугов, физкультминуток, в вводной и заключительной частях физкультурных занятий, игровой самостоятельной деятельности, на прогулке. Проходя по различным поверхностям дорожки, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на поверхности стопы, связанные с иммунной системой, способствующие укреплению мышц стопы и голени и оказывающие положительное влияние на формирование сводов стопы. При ходьбе по различным поверхностям стопа сначала несколько уплощается, затем (по мере ее прохождения) с помощью активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. Дорожка дает возможность использования ее индивидуально, подгрупповым и групповым способом на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ. Игра – основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Дорожка «Веселый паровозик» поможет педагогу создать условия для свободной детской игры. Данное пособие соответствует современным требованиям организации развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. «Веселый паровозик» рекомендуется в коррекционной работе с детьми 3 – 7 лет.
|