Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.
Спорт, тренировки
Автор: Сергиенко Татьяна Викторовна   
22.08.2021 10:30

Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО.

Сергиенко Т.В. инструктор по физической культуре

Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения, оздоровления и развития ребенка. ДОО является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка.

 

В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей педагогов. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Успешное использование проектного метода позволяет сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте.

Залог положительного результата в любой деятельности – это слаженная работа. Данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей оздоровления, развития, воспитания и обучения детей.

Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества всех участников образовательного процесса — инструктора по физической культуре, детей, воспитателя, родителей. Формы данного взаимодействия разнообразны. Но и здесь, наиболее эффективной является проектировочная деятельность.

Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества, активного и продуктивного взаимодействия.

ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.

Организуя проектировочную деятельность в физкультурно — оздоровительном направлении, выделила условия взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение между детьми, педагогами и родителями
  • соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к участникам творческого процесса
  • предоставление возможности каждому участнику проектировочной деятельности проявить свое творчество и воплотить идеи
  • учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания
  • сочетания индивидуального подхода к каждой семье в процессе организации работы со всеми родителями группы
  • взаимосвязь разных форм работы
  • одновременное влияние на родителей и детей
  • обеспечение в работе над проектом определённой последовательности, системы.

Проектировочная деятельность в рамках оздоровительной работы ДОУ позволяет не только решать годовые задачи, поставленные перед педагогами дошкольного учреждения, но и с помощью разнообразных форм взаимодействия в рамках определенного проекта помогает расширить партнерские отношения с семьями воспитанников, и стать непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и дома.

На протяжении этого учебного года запланированы и реализованы два проекта «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!». Вопросы приобщения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса легли в основу реализованных проектов. Каждый из проектов являлся одним из центров двигательной, оздоровительной, познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками. Не смотря на то, что разрабатывая проекты «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» задачи и цели были поставлены разные, единым стало создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в процессе приобщения к здоровому образу жизни. Разнообразные формы взаимодействия с родителями в рамках приобщения к ЗОЖ позволили выработать наиболее активную позицию родителей в развитии и оздоровлении детей.

Внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи в рамках физкультурно-оздоровительной работы позволило решить для себя следующие задачи:

  1. Повысить компетентность в вопросах сотрудничества с семьей.
  2. Изменить содержание и формы взаимодействия, развивать работу в рамках проектной деятельности.
  3. Перейти от реструктивного (ограничивающего) к конструктивному (развивающему) взаимодействию.

На стадии формирования сотрудничества с семьей выделила для себя этапы взаимодействия на основании которых строилась работа: 1 этап — этап рефлексии и изучения детско-родительских отношений к спорту и ЗОЖ. 2 этап — создание проекта (выбор содержания, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи, осуществление взаимодействия). 3 этап — подведение итогов проектной деятельности.

В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Зачем нужен спорт?», «Для чего нужны обручи, мячи, скакалки?», «Какие спортивные секции посещают (могут посещать) дети» и другие.

В рамках работы над проектами «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» была проведена следующая работа:

  • создание развивающей предметно — пространственной среды оформление фотовыставки «Наши спортивные звезды», «Я и спортивная игрушка» (информация о деятельности детей в ДОО и вне в фотографической форме), выставки рисунков «Мы спортсмены», «Веселые игры с обручем, мячом, скакалкой»
  • картотека игр для домашнего использования
  • детско — родительские сочинения «Я и спорт»
  • беседы и видео — презентации
  • мастер – классы
  • викторина «Зимние виды спорта», вечера стихов и загадок
  • спортивное развлечение «Мяч, скакалка, обруч, я – вместе дружная семья»
  • спортивно – познавательное мероприятие «Дети детям о спорте», «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!».

Этапы подведения итогов были наполнены многообразным спектром возможностей для родителей и детей в создании своих видео – презентаций: ребята, посещающие секции, совместно с родителями дома подготовили презентации и выступления о том, каким видом спорта они занимаются (проект «Дети детям о спорте!»), участники проекта «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!» подготовили презентации и рассказали о том, в какие игры со спортивными игрушками играют дома с родителями. Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их спортивный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной спортивной и познавательной деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей через умение презентовать свои спортивные достижения (в рамках реализации проекта «Дети детям о спорте!»), любимые игры, упражнения с обручем, мячом, скакалкой (в рамках проекта «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!».).

В ходе работы над проектами «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» пришла к выводу, что подобная специально организованная деятельность, игры, продуктивная деятельность, спортивные и познавательные мероприятия объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию познавательного интереса, коллективных взаимоотношений, приобщают к спорту, доставляют радость творчества всем участникам образовательного процесса.

В целом, можно заключить, что такая форма взаимодействия с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепила взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создала единое образовательно – культурное, здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения и семьи. Родители стали активными участниками образовательного процесса.

Список литературных и интернет источников

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994, — 235 с.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005. с.
  3. Богарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста — М.: 2004.
  4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
  5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.; ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, -240с.
  6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании / Н. А. Кочкина. — М.: Мозаика-синтез, 2012. — 112 с.
  7. Макарова, О. В. Значение проектной деятельности при организации взаимодействия ДОО и семьи / О. В. Макарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23. 2 (127. 2). — С. 70-74.
  8. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.
  9. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья –взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –. — № 9. –С. 35.
  10. Ребане Н. А. Проектный метод во взаимодействии с родителями детей дошкольного возраста [Эл. ресурс] / Н. А. Ребане // Сборник: Развитие родительских компетенций; Отв. ред. Т. А. Семенова. — М., 2015. — С. 188–191.

Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы. https://www. maam. ru/detskijsad/-vzaimodeistvie-pedagogov-doshkolnogo-uchrezhdenija-v-procese-fizkulturno-ozdorovitelnoi-raboty. html

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год