Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Сергиенко Татьяна Викторовна | |||
22.08.2021 10:30 | |||
Проектная деятельность – для повышения качества физкультурно-оздоровительной работы в ДОО. Сергиенко Т.В. инструктор по физической культуре Одним из приоритетных направлений системы образования в период дошкольного детства является взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается важным вопросом, решение которого направлено на поиск новых и рациональных путей взаимодействия. Одним из таких путей можно назвать проектный метод, реализация которого позволяет объединить усилия образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения, оздоровления и развития ребенка. ДОО является первой воспитательной организацией, с которой вступают в контакт родители. От совместных усилий, как родителей, так и педагогов, зависит дальнейшее развитие личности ребенка.
В настоящее время очевидна значимость привлечения родителей к образовательному процессу дошкольного образовательного учреждения, создающего эффективное образовательное пространство в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Перестройка системы дошкольного воспитания направлена на гуманизацию педагогического процесса, в связи с чем, большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий. В настоящее время в педагогическую практику разрабатываются и внедряются новые технологии, формы взаимодействия ДОО с семьями. Возможности проектной деятельности дают широкий простор не только для взаимодействия педагогов с родителями, но и являются средством развития творческих способностей педагогов. В условиях модернизации системы российского образования, ориентирами которой являются доступность, качество, эффективность, происходит смена требований и к дошкольным образовательным учреждениям. Отличительной чертой современного дошкольного учреждения является внедрение инноваций в педагогический процесс, рост многообразия вариантов педагогической деятельности, а это требует от педагога готовности разрабатывать, осуществлять инновационные проекты и участвовать в них. Участие педагогов дошкольного образования в опытно-экспериментальной, инновационной деятельности, инновационных проектах является показателем постоянного поиска современных моделей организации воспитательно-образовательного процесса, повышения его качества и удовлетворённости всех его участников. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста, является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. В первую очередь, проектную деятельность начинают рассматривать как средство формирования широкого спектра компетенций и компетентностей. Это обусловлено деятельностной природой, генетической связью компетентности и деятельности, что нашло отражение во многих работах, посвященных проблематике компетентностного обучения. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников — индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Вместе работая над одним проектом, педагоги, родители и дети образуют детско-взрослое сообщество. Успешное использование проектного метода позволяет сплотить коллектив родителей, дает возможность им осознать необходимость и важность семьи и семейных отношений для ребёнка в дошкольном возрасте. Залог положительного результата в любой деятельности – это слаженная работа. Данное правило действует в любом коллективе, в т ч. педагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей оздоровления, развития, воспитания и обучения детей. Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества всех участников образовательного процесса — инструктора по физической культуре, детей, воспитателя, родителей. Формы данного взаимодействия разнообразны. Но и здесь, наиболее эффективной является проектировочная деятельность. Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность средств достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывает возможности для педагогического творчества, активного и продуктивного взаимодействия. ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив. Организуя проектировочную деятельность в физкультурно — оздоровительном направлении, выделила условия взаимодействия участников образовательного процесса по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей:
Проектировочная деятельность в рамках оздоровительной работы ДОУ позволяет не только решать годовые задачи, поставленные перед педагогами дошкольного учреждения, но и с помощью разнообразных форм взаимодействия в рамках определенного проекта помогает расширить партнерские отношения с семьями воспитанников, и стать непосредственными творцами интересной жизни детей в детском саду и дома. На протяжении этого учебного года запланированы и реализованы два проекта «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!». Вопросы приобщения к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса легли в основу реализованных проектов. Каждый из проектов являлся одним из центров двигательной, оздоровительной, познавательной активности, результатом общения и совместной деятельности педагогов, воспитанников и их родителей. При этом учитывалась интеграция содержания образовательных областей, интеграция в области форм организации образовательной деятельности, методов и приемов, используемых в работе с дошкольниками. Не смотря на то, что разрабатывая проекты «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» задачи и цели были поставлены разные, единым стало создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в процессе приобщения к здоровому образу жизни. Разнообразные формы взаимодействия с родителями в рамках приобщения к ЗОЖ позволили выработать наиболее активную позицию родителей в развитии и оздоровлении детей. Внедрение проектной деятельности как формы взаимодействия ДОО и семьи в рамках физкультурно-оздоровительной работы позволило решить для себя следующие задачи:
На стадии формирования сотрудничества с семьей выделила для себя этапы взаимодействия на основании которых строилась работа: 1 этап — этап рефлексии и изучения детско-родительских отношений к спорту и ЗОЖ. 2 этап — создание проекта (выбор содержания, определение направлений проектной деятельности ДОО и семьи, осуществление взаимодействия). 3 этап — подведение итогов проектной деятельности. В рамках проектной деятельности были раскрыты темы: «Зачем нужен спорт?», «Для чего нужны обручи, мячи, скакалки?», «Какие спортивные секции посещают (могут посещать) дети» и другие. В рамках работы над проектами «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» была проведена следующая работа:
Этапы подведения итогов были наполнены многообразным спектром возможностей для родителей и детей в создании своих видео – презентаций: ребята, посещающие секции, совместно с родителями дома подготовили презентации и выступления о том, каким видом спорта они занимаются (проект «Дети детям о спорте!»), участники проекта «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!» подготовили презентации и рассказали о том, в какие игры со спортивными игрушками играют дома с родителями. Совместные мероприятия сплотили семьи, обогатили их спортивный опыт. Содержание мероприятий по привлечению родителей в совместную деятельность в рамках проектов было интересным, познавательным, соответствовало потребностям родителей. Результатом совместной спортивной и познавательной деятельности стало творческое самовыражение детей и родителей через умение презентовать свои спортивные достижения (в рамках реализации проекта «Дети детям о спорте!»), любимые игры, упражнения с обручем, мячом, скакалкой (в рамках проекта «Обручи, скакалки и мячи – для здоровья и игры!».). В ходе работы над проектами «Дети детям о спорте!», «Обручи, скакалки и мячи для здоровья и игры!» пришла к выводу, что подобная специально организованная деятельность, игры, продуктивная деятельность, спортивные и познавательные мероприятия объединяют детей и родителей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию познавательного интереса, коллективных взаимоотношений, приобщают к спорту, доставляют радость творчества всем участникам образовательного процесса. В целом, можно заключить, что такая форма взаимодействия с семьями воспитанников как проектная деятельность укрепила взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создала единое образовательно – культурное, здоровьесберегающее пространство дошкольного учреждения и семьи. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Список литературных и интернет источников
Взаимодействие педагогов дошкольного учреждения в процессе физкультурно-оздоровительной работы. https://www. maam. ru/detskijsad/-vzaimodeistvie-pedagogov-doshkolnogo-uchrezhdenija-v-procese-fizkulturno-ozdorovitelnoi-raboty. html
|