Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО
Спорт, тренировки
Автор: Бойко Наталья Юрьевна   
21.04.2016 16:41

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОДО

Бойко Н.Ю., Шаровская Н.Д.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г.Тирасполя №17

Развитие системы дошкольного образования на основе альтернативной организации воспитательно-образовательного процесса по физической культуре детей дошкольного возраста отстает от потребностей социума и образовательной системы в целом. Важность данной проблемы для практики и недостаточная разработанность способов индивидуализации физического воспитания обуславливают актуальность данной проблемы, заключающейся в разработке и реализации комплексных и альтернативных программ для каждой ступени образования предусмотренных Концепцией непрерывного физического воспитания ПМР.

 

Многие педагоги творчески подходят к организации физической культуры, придумывают интересные формы её проведения, содержание, методы и приемы, этим самым они обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Но в то же время не во всех ОДО полноценно решаются эти задачи: формально подходят к проведению физкультурных занятий, используются в основном занятия традиционной формы. Поэтому физкультурные занятия проходят сухо, однообразно, и как следствие этого – у детей отсутствует интерес, желание заниматься физкультурой, наблюдается слабое физическое развитие и здоровье. Отсюда возникает потребность в изменении подходов к физической культуре, пересмотру содержания, к использованию новых форм работы с детьми дошкольного возраста.

Обоснование и внедрение в практику целесообразных методов и приёмов формирования движений и развитие физических качеств у детей — ближайшая задача физического воспитания. Необходимо развивать физическую культуру дошкольника, предусматривая в первую очередь, формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом самосовершенствовании, получения удовольствия от игр, упражнений, от занятий. Проведение физкультурных занятий в нетрадиционной форме должно заслуживать большего внимания, это побуждает обратиться к использованию альтернативной физкультуры в практике работы организаций дошкольного образования.

Анализ литературных источников показывает, что постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников (В. В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.). Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает здоровью. Одна из причин происходящего — излишняя зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ОДО (В. И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).

Исследования, направленные на преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего, с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава используемых средств и методов, обеспечением вариативности и нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных организационно-методических приемов, использованием физкультурных занятий игровой направленности (Е. Н. Вавилова, С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и др.).

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, динамичности и открытости.

Необходимость в создании альтернативных форм организации и проведения физкультурных занятий в ОДО, привела к появлению эффективных вариантов программ физического воспитания дошкольников, однако существующие программы не всегда позволяют в полной мере учитывать условия, особенности работы ОДО, запросы конкретного педагога и ребенка.

Современные научно-методические представления об альтернативных занятиях по физкультуре основываются на научных исследованиях и опыте практических работников. Обоснованы определенные подходы к структуре, содержанию, типам занятий, определены критерии оценки их эффективности.

Таким образом, альтернативная физкультура в детском возрасте — это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.

Если физическая культура — это часть системы физкультурно-оздоровительного комплекса, основная ее форма — физкультурные занятия.

Однако постоянное использование только данной структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.

Выход из этой ситуации — использование вариативных и нетрадиционных физкультурных занятий в ОДО. В отличие от традиционного подхода (где главная функция педагога — непосредственная организация деятельности детей, передача им в деятельности своего взрослого опыта), личностно ориентированная модель отводит педагогу иную роль, заключающуюся в организации такой образовательной среды, которая обеспечит возможность реализации индивидуальных интересов, потребностей и способностей, то есть самостоятельной деятельности и эффективного накопления ребенком своего личного опыта. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка, формирует навыки поведения в обществе.

Организация таких занятий по воспитанию и формированию, сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя. Результатом обучения и воспитания детей являются новые знания, которые сразу можно использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Главное заключается в том, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:

  • укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности
  • гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата
  • формирование правильной осанки
  • совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств
  • развитие психических способностей и эмоциональной сферы

- воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

Основные условия:

  • воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;
  • включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры;
  • развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;
  • создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях;
  • выполнение детьми движений с установкой на легкость и красоту на занятиях;
  • создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

В соответствии с основными положениями Концепции непрерывного физического воспитания, ГОС ДО Приднестровской Молдавской Республики при реализации образовательной области «Здоровье», при организации непосредственно организованной образовательной деятельности с детьми по физической культуре — в каждой возрастной группе 2 раза в неделю проводятся занятия по физическому развитию в закрытом помещении, начиная с групп раннего возраста. 1 раз в неделю во всех возрастных группах проводится динамический час на прогулке. Итого 96 занятий в год в каждой возрастной группе. Все занятия проводятся в традиционной форме.

Для внедрения альтернативной физической культуры предлагается проводить в старшей и подготовительной группах детского сада 1 раз в неделю (32 занятия в учебный год) занятия по физической культуре по программе «Спорт-Данс-Беби – формула здоровья для дошкольников» согласно одному из выбранных педагогами разделов:

  • фитнес – данс (32 часа)
  • степ – данс (32 часа)
  • игровой стретчинг (32 часа)
  • фитбол – гимнастика (32 часа).

Альтернативная программа «Спорт Данс беби – формула здоровья для дошкольников» разработана творческой группой педагогов на базе ГОУ «ПГИРО», на основе комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., СПб: Детство-Пресс, 2008).

Программа имеет физкультурно — оздоровительную направленность и призвана способствовать повышению уровня физического развития дошкольников, профилактике и коррекции нарушений осанки, а также формированию позитивного отношения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.

Программа «Спорт Данс Беби – формула здоровья для дошкольников» — это система современных направлений детского фитнеса, направленных на поддержание и укрепление здоровья (оздоровление), нормальное (соответствующее возрасту) физическое и психическое развитие ребенка, его социальную адаптацию и интеграцию.

Концептуальный подход к реализации программы – оздоровление воспитанников, пропаганда здорового образа жизни.

Практическая новизна данной программы заключается в интеграции элементов современных видов фитнес технологий на базе основного модуля программы – инновационного вида спорта – чирлидинга. Чирлидинг соединяет в себе спорт и хореографию и через данный синтез направлений предоставляет огромную возможность для самовыражения и самореализации старших дошкольников.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, повышение уровня его физической подготовленности, развитие двигательных способностей, приобщение к систематическим занятиям физической культурой через знакомство с многообразием современных направлений фитнес технологий и интереса к здоровому образу жизни.

Реализация цели данной программы соотносится с решением поставленных задач:

1. Оздоровительные:

1. 1. Содействие оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.

1. 2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.

1. 3. Содействие развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости, профилактике плоскостопия.

1. 4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.

  1. 5. Способствование повышению физической работоспособности занимающихся и профилактике различных заболеваний.
  2. Образовательные:
  3. 1. Формирование у занимающихся знаний и общих представлений о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях детского фитнеса, о современных Олимпийских играх, об истории развития чирлидинга, правилах техники безопасности на занятиях фитнесом.
  4. 2. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащение двигательного опыта.
  5. 3. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
  6. 4. Формирование навыков выразительности, пластичности танцевальных движений.
  7. Воспитательные:
  8. 1. Воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
  9. 2. Содействие формированию коммуникативных умений (лидерства, инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи).
  10. 3. Способствование развитию воображения, мышления, познавательной активности.
  11. 4. Расширение кругозора в области физической культуры, способствование развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 5-7 лет.

Срок реализации образовательной программы – 2 года обучения.

Программа оснащена перспективным планированием по каждому вышеуказанному разделу и конспектами занятий, диагностическим инструментарием.

Литература

  1. Волошина Л. Н. Современная воспитательная система детского сада Текст] / Л. Н. Волошина // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 3. Глазырина Л.Д. Овсянкин В.А. Методика физического воспитания дошкольников. –М.: ВЛАДОС, 1999
  2. Кудрявцев Н.В. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. — № 1
  3. ГОС ДО ПМР
  4. Проект основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ГОС ДО.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год