Совместные занятия детей и родителей физическими упражнениями |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Кияница Лариса Анатольевна | |||
09.02.2016 14:33 | |||
Совместные занятия детей и родителей физическими упражнениями Кияница Лариса Анатольевна инструктор по физической культуре МБУ д/с №27 "Лесовичок" Большинство людей на земном шаре понимают роль спорта в жизни семьи и общества, но сами порой почему-то остаются в стороне. Одни ссылаются на то, что нет времени; другие жалуются на то, что не хватает терпения. В семье родители часто не задумываются над тем, что дети берут пример в первую очередь с горячо любимых ими людей. Если ребенок не делает зарядку, значит, его не приучили к этому и гимнастика не стала для него потребностью. Но никогда не поздно приобщить ребенка к спорту. Для этого нужно единственное — личный пример.
Жизнь дается нам с одним непременным условием — каждый день защищать ее. Защищать ради счастья — жить на земле. Не надо стремиться к формальному долголетию — главное в том, чтобы сохранить бодрость, энергию, способность к деятельности. Воспитывать интерес и любовь к спорту нужно с самого раннего детства. Очень важно воспитывать у ребенка чувство "мышечной радости", как назвал его великий русский физиолог И.П. Павлов, — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Здоровье детей во многом определяется отношением родителей к физическому воспитанию ребенка в семье. Отмечается, что низкие физические кондиции детей наблюдаются вследствие низкого образовательного уровня родителей в вопросах использования средств физического воспитания в условиях семьи. Известно, что отношение общества к физической культуре отражается и на отношении родителей к занятиям своих детей физическими упражнениями. [2]. Отцы оценивают физическое развитие в качестве цели воспитания несколько выше, чем матери. В большинстве случаев физическому воспитанию мальчиков родители придают большое значение, чем девочек. Особенно это заметно после 5 лет. Для родителей мальчиков в возрасте с 6 до 7 лет значимость физической готовности ставится на 1 — 2 места, в то время как для родителей девочек в этом возрасте она занимает 7 — 8 места. [3]. Фактором, который по мнению родителей, имеет большое действенное значение в физическом воспитании дошкольников, является, как я отметила выше, личный пример взрослых. К сожалению, родители не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми, чтобы обеспечить ребенку нормальное развитие, и испытывают трудности, обусловленные следующими причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать индивидуальные; неправильно выбранным авторитарным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности. Следует отметить, что вопросы, связанные с необходимостью непосредственного сотрудничества педагогов с родителями, освещены еще в трудах П.Ф. Лесгафта. На первых оздоровительных детских площадках в Санкт — Петербурге работа с детьми строилась таким образом, что не только от педагогов, но и от родителей требовалось уважение к ребенку, глубокое изучение его физических и психологических особенностей. В результате было установлено, что совместные усилия семьи и педагогов приводят к улучшению здоровья и физического развития детей. [2]. Организация совместных занятий физическими упражнениями родителей и детей в современных условиях имеет свои трудности, однако результат окупает и заботы педагогического коллектива дошкольного учреждения, и время, потраченное родителями. И все это выражается в следующем.
В раннем возрасте ведущим в обучении является метод "пассивных движений", так как у детей отсутствуют зрительно-кинестетические связи, нужные для воспроизведения движения. Поэтому при помощи взрослого создаются определенные кинестетические раздражения в должной последовательности. Слово взрослого, сопровождающее движение, уже здесь несет свою аналитическую функцию: название движения, его характеристика выделяют для ребенка это движение из ряда других. На смену данного метода приходит подражание. В результате восприятия образца движения появляется предварительная ориентировка, по выражению И.М. Сеченова, "мерка для подражания". Активные мыслительные действия начинаются с момента предварительной ориентировки. У детей в связи с импульсивностью движений она кратковременна, поэтому каждый родитель, ориентируясь на реакцию своего ребенка, должен определить момент переключения его внимания на другую деятельность. [1]. Формы подражания разнообразны. Наиболее элементарные — воспроизведение предметных действий, затем имитация движений животных, птиц. Взрослый постоянно контролирует правильность выполнения двигательных действий. Имитация отличается эмоциональной отзывчивостью. В ней более образно, чем при показе, выступают характерные стороны движения: резко высоко подскакивает "веселый, звонкий мяч"; мягко бесшумно "крадется кошка"; вперевалку"идет косолапый медведь". Все это привлекает внимание детей, способствует развитию их наблюдательности. 3. На совместных занятиях появляется возможность активно способствовать развитию мелкой моторики детей и тем самым стимулировать речь. Самостоятельное выполнение детьми упражнений для пальчиков, повторение за педагогом игр — потешек затруднительно, так как дети еще не могут качественно выполнять подобные движения без длительной тренировки. Помощь родителей и их индивидуальный контроль делают этот процесс весьма эффективным. 4. Постоянное наблюдение родителей за своим ребенком и осуществление страховки позволяют предоставлять детям большую свободу двигательной деятельности. Такая свобода приводит к развитию ловкости, освоению ребенком все более сложных движений, умению быстро и четко их выполнять. В результате предоставленной свободы и помощи со стороны взрослых ребенок совершенствуется в жизненно важных двигательных навыках. Хорошее развитие движений имеет большое значение не только для физического, но и для общего развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, проявлять сообразительность и настойчивость при достижении намеченной цели. 5. Возникновение радостных эмоций на занятиях активизирует как двигательную, так и умственную деятельность детей. На фоне положительных эмоций условно-рефлекторные связи создаются значительно легче. Яркие эмоциональные переживания могут придавать этим связям большую прочность. Особое значение имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Игра требует определенного напряжения, связанного с оживлением и радостью, которые положительно влияют на здоровье ребенка. [4]. 6. Только на подобных занятиях возможно осуществление полноценного индивидуального подхода к физическому и психическому развитию детей через взаимодействие родителя, знающего особенности своего ребенка, и педагога, строящего занятия на основе знаний в области педагогики, психологии, физической культуры, медицины. 7. Совместные занятия детей и родителей существенно влияют на создание и поддержание благоприятного психологического климата в семье. На поведение ребенка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. И если сами родители постоянно показывают ребенку, какую радость доставляют им совместные физкультурные занятия, то и в дальнейшем самостоятельно ребенок будет заниматься физическими упражнениями с удовольствием, так как у него сформируется понятие об этой деятельности как одобряемой его близкими и любимыми людьми. [4]. 8. Привлечение родителей к физкультурным занятиям на первых этапах посещения ребенком дошкольного учреждения помогает уменьшить негативные последствия адаптационного периода. Это связанно с тем, что ряд условий, значительно влияющих на адаптацию ребенка, реализуется на подобных занятиях: это и создание положительных эмоциональных отношений, и игровая деятельность, и повышение уровня физического состояния. Кроме того, свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение помимо удовлетворения естественной потребности в движении. [5]. 9. Взаимодействие педагога и родителей ведет к единообразию требований при проведении физкультурных занятий и созданию программы индивидуального развития каждого ребенка. Такое сотрудничество улучшает их взаимопонимание и повышает степень доверия родителей к педагогическому коллективу дошкольного учреждения. 10. Совместные занятия формируют у родителей основы физкультурной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной деятельности детей, знания о физиологических особенностях организма ребенка, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля состояния организма детей. [6]. Совместные занятия строятся таким образом, что в первой части (длительность около 20 минут) я предлагаю в соответствующей последовательности игры и упражнения, направленные на формирование у детей жизненно важных двигательных навыков. Родители стараются заинтересовать детей этими упражнениями и помогают их выполнить. Если ребенок не хочет выполнять предложенные упражнения, родитель может заняться с ним тем, что его в данный момент интересует. Для этого в специальном месте приготовлен спортивный инвентарь (мячи, обручи, кегли, кубики и т.п.). После организованных занятий родителям с детьми предоставляется свободное время (10-15 минут) для выполнения упражнений, понравившихся ребенку. В конце занятия проводится общая подвижная игра и упражнения на формирование осанки и развитие мелкой моторики. Я считаю, что совместные занятия направлены, в первую очередь, на решение задач формирования у детей основ физической культуры, а так же на достижение эмоционального сближения детей и родителей. Именно совместные занятия с родителями способствуют развитию и совершенствованию функциональных систем организма, двигательных навыков и качеств, психических процессов и рефлексии. Я думаю, что совместные занятия детей и родителей помогают приобрести целостный чувственный опыт партнерского доверительного взаимодействия друг с другом, а так же способствуют обогащению и углублению знаний друг о друге, расширению у родителей опыта действенного выражения к своему ребенку. Список используемой литературы:
|