Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Рангаева Александра Анатольевна | |||
23.11.2015 01:27 | |||
Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий «Детский сад №56» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы №4 имени Героя Советского Союза Д.П. Левина городского округа Сызрань Самарской области Автор: Рангаева Александра Анатольевна Должность: инструктор по физической культуре Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях неблагоприятной экологической обстановки, неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является особенно актуальной, и начинать решать эту важную проблему необходимо с самых первых дней жизни ребенка. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Решение проблем здоровья детей и его сбережения работа не одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная деятельность всего коллектива образовательного учреждения на длительный период в непосредственно тесном контакте с родителями дошкольников. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего арсенала педагогических технологий. Поэтому целью данной методической разработки является повышение компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальность проблемы позволило сформулировать направление системы коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию, связанное с организацией образовательного развивающего процесса. Он основан на системе личностных ценностей, главная из которых культура здоровья, обеспечивающая включение самого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в построение здоровьесберегающего пространства, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Основная часть Значительно выросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие. Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идет не о какой-то одной универсальной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые мною в коррекционно-развивающей работе по физическому воспитанию, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашем образовательном учреждении:
Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Для реализации этих принципов используется комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Принципы, лежащие в формировании единства:
Системная работа по здоровьесбережению, физическому развитию, повышению двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья ведётся нами на протяжении многих лет. Этому способствует созданная здоровьесберегающая предметно-развивающая среда:
В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровьесберегающими технологиями в нашем образовательном учреждении является одной из значимых и приоритетных. Они представляют собой целостную систему воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и ребенка, ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора. Формы, методы и приемы работы с детьми самые разнообразные. В нашем образовательном учреждении физкультурно-оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в различных видах деятельности. Важным условием здоровьесбережения и здоровьеформирования является организация систематического мониторинга состояния здоровья и уровня развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта детской физкультурно-оздоровительной деятельности. Следующее условие – поэтапное развивающее взаимодействие с ребёнком педагогов, специалистов, родителей. В этом процессе мы создаём опыт успешной деятельности, обеспечивающий рост достижений в здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Организовываем умелое сочетание совместной и самостоятельной деятельности детей с ОВЗ. В своей работе с детьми с речевыми нарушениями я использую современные образовательные технологии и методики, так как педагогическая технология – важный фактор в модернизации обучения. Применение их в непосредственной образовательной деятельности помогает делать процесс решения задач упорядоченным, последовательным, продуманным и осознанным, позволяет достичь запланированного результата. Тщательно продумываются условия реализации технологий, предметная среда, необходимые атрибуты, материалы и оборудование. Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является создание оптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков, которые необходимы для социальной адаптации детей. Основные отличительные особенности здоровьесберегающих педагогических технологий заключаются в следующем:
В своей работе использую следующие коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии: Виды здоровьесберегающих технологий Время проведения в режиме дня; возраст детей Особенности методики проведения 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 1. Подвижные и спортивные игры Как часть непосредственно-образовательной деятельности (НОД), на прогулке, ежедневно Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр 2. Физкультурные минутки Во время НОД, 1,5-2 минуты во всех возрастных группах Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления 3. Пальчиковая гимнастика В различных формах физкультурно-оздоровительной работы ежедневно Игры-упражнения являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияют на центры развития речи, развивают ручную умелость, помогают снять напряжение 4. Дыхательная гимнастика В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшей группы Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо–эмоциональное состояние, выводят из стресса 5. Гимнастика корригирующая В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Виды гимнастики зависят от поставленной задачи и особенностей здоровья ребенка 7. Динамические паузы Во время НОД и между НОД 2-5минут по мере утомляемости, начиная со 2 младшей группы В НОД в виде игр. Между НОД в виде танцевальных движений, элементов релаксации 8. Ритмопластика На утренней гимнастике (элементы) 2 раза в неделю по 30 мин, во время НОД В ритмические упражнения включается речь, движения со словом, жестом и музыкой 9. Логоритмика Как часть непосредственно-образовательной деятельности Направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение» 10. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога 11. Гимнастика бодрящая Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватях; ходьба по ребристым дощечкам и другие 12. Релаксация В любом подходящем помещении В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии 2. Технологии обучения здоровому образу жизни
Используется самостоятельно и в качестве вспомогательного средства 5. Самомассаж предплечий, кистей и пальцев рук В различных формах физкультурно-оздоровительной работы Улучшает координацию движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение, развивает внимание 6. Проектная деятельность По мере планирования Процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Например: проект «Все на свете я смогу, я здоровье сберегу», «Туристическая тропа» 3. Коррекционные технологии
Структура внедрения комплексной системы коррекционно-развивающих, здоровьесберегающих технологий Подготовительный этап Практический этап Аналитический этап Для удобства использования некоторых методик в работе с детьми были составлены:
4. Картотека подвижных игр с речевым проговариванием. Заключение Применение в нашей работе здоровьесберегающих педагогических технологий повысило результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом. Список литературы
|