Дополнительная образовательная программа «СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Круглова Евгения Анатольевна | |||
01.11.2015 16:28 | |||
Дополнительная образовательная программа «СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ» Программа рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет Срок обучения 1 год Автор-составитель: Круглова Евгения Анатольевна педагог дополнительного образования, хореограф-постановщик. Программа реализуется с 2013 года. Самара, 2013 г.
Танец – это одна из наиболее популярных форм искусства. Выразительные возможности человеческого тела в танце безграничны. Красивый танец завораживает, притягивает внимание. Поэтому многие родители (поклонники танца) стараются с самого раннего детства приобщить своих детей к хореографии. Их стремление понятно и поощрительно. Ведь хореографическое обучение имеет большое оздоровительное значение – исправляется плохая осанка, плоскостопие, исправляется неправильная походка, развивается и совершенствуется опорно-двигательный аппарат, костно-мышечный корсет, дыхательная и сердечнососудистая системы. Кроме того, занятия танцем, требующие от учащихся напряжённых усилий и сообразительности, повышают их трудолюбие, трудоспособность, закаляют волю и характер детей, дисциплинируют их, способствуют всестороннему развитию личности. Дети получают огромное удовольствие от свободных и лёгких движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела, жеста и мимики. Сколько радости и положительных эмоций доставляет им танец! Данная программа по современной хореографии носит адаптированный характер. Она разработана для двух возрастных категорий. Дети распределяются на следующие возрастные группы – 1) 3-4 год, 2) 5-6 лет, 3) 6-7 лет. Для занятий танцами принимаются все желающие дети. Особых требований нет, главное желание. На данном уровне обучения проходит ознакомление детей с основами музыкальной ритмики и танцевальной грамоты. Так же ведётся индивидуальная работа по исправлению, имеющихся недостатков (неправильная осанка, сколиоз, лордоз, плоско-вальгусная постановка стоп). Занятия состоят из основной и игровой частей, что является оптимальным для усвоения предлагаемой программы. В одной группе должно быть не более 25 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 1 академический час (45 минут) для старшей группы, 30 минут для средней группы и 15-20 минут для младшей группы. 1. 2. Цели и задачи Цели:
Задачи: Образовательные:
Воспитательные: 1) сформировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к действительности 3) воспитать личность, уважающую себя, осознающую свою ценность и признающую ценность другой личности, способную сделать правильный выбор в ситуациях нравственного выбора 4) воспитать трудолюбие и целеустремлённость 5) приучить к дисциплине 6) воспитать чуткость, внимательность к другим, чувство собственного достоинства Развивающие:
На занятиях сочетаются различные формы работы, в зависимости от поставленных целей и задач. Формы обучения: групповые. Виды уроков:
По окончанию первого года обучения, учащиеся младшей группы должны знать:
уметь: 3) различать музыкальный темп 4) повторять ритмический рисунок хлопками 5) ориентироваться в пространстве танцевального зала 6) исполнять выученные эпизоды и композиции По окончанию первого года обучения, учащиеся старшей группы должны знать:
уметь:
Этапы контроля: 1) Предварительный контроль – выявление знаний, умений, навыков в начале обучения для определения готовности детей. Формы: просмотр. 2) Промежуточный контроль – диагностирование прочности усвоения учащимися программного материала. Формы: контрольный урок. 3) Итоговый контроль – диагностирование уровня качества образованности и развития учащихся, в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений, навыков и положительных изменений в развитии личностных качеств ребёнка. Формы: творческий отчёт коллектива (утренники), концерты. 1. 6. Воспитательная деятельность Процесс воспитания направлен на развитие жизнелюбивой, талантливой личности, готовой к созидательной, творческой, деятельности и нравственному поведению. Главным условием этого является создание в коллективе атмосферы взаимного доверия, доброжелательности, взаимовыручки, где ребёнок чувствует себя в безопасности и не испытывает ощущения своей никчёмности, умеет открыто выражать свои мысли без боязни насмешки, где поддерживается индивидуальность ребёнка, независимо от критериев успеваемости и физических возможностей. 1. 7. Работа с родителями Задачи повышения качества учебно-воспитательного процесса и формирование творческой личности не могут быть разрешены без активного взаимодействия родителей и педагога. Отдельно, ни семья, ни учитель, не смогут обеспечить полноценного воспитания. Основной формой работы с родителями является родительское собрание. В начале года проводится родительское собрание, где рассказывается:
А так же проводятся собрания в течение всего учебного года, по мере необходимости. Основные вопросы, которые затрагиваются на родительских собраниях:
Практика: - знакомство детей с учителем, классом, друг с другом - правила техники безопасности - требования к танцевальной форме, дисциплине - знакомство с понятием «хореография» - изучение построения и перестроения - постановка корпуса - различие правой и левой руки, ноги - повороты вправо и влево - музыкально-пространственные упражнения 2. Танцевальные движения. Практика: -шаги (шаг с вытянутого носка, с пятки) - виды бега (лёгкий бег на «полупальцах», бег с высоко поднятыми коленями, «бег-захлёст») - упражнения на развитие всех групп мышц (наклоны, повороты, сочетания наклонов и поворотов) - прыжки на месте и в продвижении 3. Партерная гимнастика. Практика: - упражнения для укрепления мышц спины ( «дельфин») - перекаты через спину - подготовительные упражнения к растяжке - подготовка к мостику - упражнения «лягушка», «берёзка», «кошечка» 4. Постановочная работа. Практика: - разучивание танцевальных этюдов и композиций. 5. Репетиции. Практика: - просмотр - работа над ошибками 6. Концертная деятельность. Практика: - выступление на утренниках 7. Итоговое занятие. Практика: - проверка знаний, умений и навыков в виде контрольного урока. 3. 2. Старшая дошкольная возрастная группа (5-7 лет) 1. Вводный урок. Практика: - знакомство детей с учителем, классом, друг с другом - правила техники безопасности - требования к танцевальной форме, дисциплине - знакомство с понятием «хореография» - изучение построения и перестроения - постановка корпуса - различие правой и левой руки, ноги - повороты вправо и влево - музыкально-пространственные упражнения 2. Танцевальные движения. Практика: - изучение движений ( «пружинка», «восьмёрка») - шаги с координацией рук, ног, головы, корпуса - танцевальные подскоки, галоп - виды бега (лёгкий бег на «полупальцах», бег с высоко поднятыми коленями, «бег-захлёст») - упражнения на развитие всех групп мышц (наклоны, повороты, сочетания наклонов и поворотов) - прыжки на месте и в продвижении 3. Партерная гимнастика. Практика: - выполнение упражнений ( «складка», продольный и поперечный шпагат) - прогибы и перегибы - подготовка к упражнению «колесо» 4. Постановочная работа. Практика: - разучивание танцевальных этюдов и композиций и танцев 5. Репетиции. Практика: - просмотр - работа над ошибками 6. Концертная деятельность. Практика: - выступление на утренниках - участие в творческих мероприятиях детского сада 7. Итоговое занятие. Практика: - проверка знаний, умений и навыков в виде контрольного урока. 2. Методическое обеспечение В основе работы с детьми лежат дидактические принципы: доступность и наглядность. Связь учебного материала и интересов детей очень важна, так как при этом благотворно и активно развиваются творческие способности детей. Также очень важна связь педагога с семьями учеников, их взаимодействие и взаимопомощь. Всё, начиная с вводного урока и до концерта, подчинено: - идейно-нравственному и художественному воспитанию ребёнка - созданию интересного творческого детского коллектива. Тренаж, репетиции, постоянное и настойчивое повторение движений, для достижения лучшего качества их исполнения, воспитывают в каждом ребёнке: трудолюбие, выносливость, настойчивость аккуратность, дисциплинируют детей. Эстетическая сторона воспитания позволяет привить малышам художественный вкус, музыкальность. В возрасте от трёх до семи лет происходят очень важные изменения в физическом и психическом развитии ребёнка. Особенностями детей этого возраста являются:
- безграничное доверие взрослым (учителю). В этом возрасте дети не умеют сосредотачивать внимание на определённом движении, нет настойчивости в работе. У них ещё недостаточно физических сил, мышцы слабы и не способны долго поддерживать тело в правильном положении. Однако мышечная система способна к интенсивному развитию за счёт достаточного количества нагрузки. Костная ткань отличается податливостью, гибкостью. Для детей этого возраста необходимы эмоциональные объяснения и разъяснения. C ними нужно играть в те или иные образы, чередуя танцевальную грамоту и игру. Основными принципами освоения программы являются:
- осмысли и выполни. Дети разучивают движения, повторяя их за учителем, развивая зрительное восприятие, умение считывать «па» с ходу, выполнять движения не глядя на соседа. Пол воспитанников. Процесс обучения проходит смешанным составом групп: мальчики и девочки. Особенности преподавания. В основе танца лежит музыка, её восприятие и эмоциональный отклик. По этому основным принципом танца является закон – от музыки к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения в музыкальное искусство. При прослушивании музыкального произведения, устанавливается его темп. Темп обусловлен содержанием и характером музыки. Первая задача хореографа — научить детей воспринимать и передавать в движениях различные темпы музыки: быстрый темп – движения лёгкие и быстрые, медленный темп – мягкие и плавные. Вторая задача – научиться сохранять устойчивость в темпе. Каждое движение должно исполняться в такт музыке, не опережая её и не задерживаясь. Следующая задача – переключаться с одного темпа на другой. Всё это учит хорошо владеть своим телом, чтобы заставить мышцы работать в определённом направлении, затрачивая на движение нужное количество энергии. Двигательной основой для дошкольных групп являются следующие движения: ходьба, бег, подскоки, повороты, прыжки, простейшие «па», их сочетания и комбинации. Непременным является изучение построений и перестроений: линия, колонна, круг, змейка, цепочка, движение парами и т.д. Методика обучения. 1) Словесные методы: - объяснение танцевального материала 2) Наглядные методы: - личный показ педагога - наблюдение за другими учащимися 3) Практические методы: - исправление ошибок - концертная деятельность - примерка костюмов 3. Условия реализации образовательной программы 1. Материально-техническое обеспечение: - наличие класса для занятий хореографией - аудио-магнитофон - костюмы для выступлений 2. Методическое обеспечение - методическая литература - наглядные пособия - видеозаписи с учебным и танцевальным материалом 3. Кадровое обеспечение - квалифицированный педагог со средним специальным или высшим образованием - концертмейстер (по необходимости) 4 Список литературы
|