«Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия» |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Старкова Светлана Анатольевна | |||
15.10.2015 21:23 | |||
«Формирование двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия» (опыт работы) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33» г. Твери. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Выполнила: Старкова Светлана Анатольевна, инструктор по физкультуре, высшая квалификационная категория, МДОУ «Детский сад №33» г. Тверь Актуальность Выбранную мною тему считаю актуальной, так как в основном непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в детском саду проходит однообразно. Поэтому я так же, как и все педагоги дошкольных учреждений стала искать новые пути повышения эффективности физкультурных занятий, включая в содержание такой учебный материал, который способствовал бы разностороннему развитию ребёнка, доставлял ему радость, удовлетворял естественную потребность в движении, способствовал укреплению здоровья. Одним из таких путей является использование в работе с детьми разнообразных форм проведения занятий по физической культуре. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, оздоровительными, интересными, увлекательными и познавательными, я в своей работе использую разные формы их проведения, в зависимости отвозраста, выдвинутых задач, места проведения и условий. Чаще всего в работе с детьми использую сюжетные занятия. В данной работе я постараюсь показать значимость сюжетных физкультурных занятий, правильную их организацию.
Проблема Передо мной встала педагогическая проблема: как в рамках детского сада укрепить и улучшить здоровье детей, какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и творчеству в двигательной активности. Исходя из важности этой проблемы, была выдвинута гипотеза. Гипотеза Если грамотно спланировать непосредственно образовательную деятельность по физкультуре для дошкольноков ДОУ, то это поможет наиболее полно удовлетворить потребность детей в двигательной активности, повысить интерес к физкультуре, решить проблему усвоения основных видов движения и формирования физических навыков и умений. Цель и задачи: Цель: Найти пути формирования двигательной активности дошкольников, через сюжетные физкультурные занятия; изучить и спланировать сюжетные физкультурные занятия, как средство развития образовательного, воспитательного, оздоровительного потенциала дошкольников. Задачи: 1) Изучить литературу по теме. 2) Спланировать вид деятельности. 3) Выделить особенности развития интереса к движениям у детей дошкольного возраста в процессе сюжетных физкультурных занятий. 4) Выбрать наиболее оптимальные методы и приёмы в работе. 5) Создать условия в ДОУ для проведения сюжетных физкультурных занятий. 6) Дать методические рекомендации по развитию интереса к движениям у дошкольников посредством сюжетных физкультурных занятий. 7) Вызвать эмоциональный отклик у детей и их родителей, желание участвовать в процессе. 8) Обеспечить взаимосвязь сюжетных физкультурных занятий с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе. Характеристика понятия «сюжетные физкультурные занятия» «Сюжетные занятия» — одна из организационных форм проведения занятий по физкультуре, способствующая воспитанию у детей дошкольного возраста интереса к процессу выполнения физических упражнений и основных видов движений. Использование сюжетных занятий помогает в решении следующих задач: - закреплять и совершенствовать двигательные умения и навыки детей в игровой форме; - развивать психические способности и эмоциональную сферу; - развивать музыкально-ритмические способности детей; - воспитывать интерес и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; - воспитывать и развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию; - способствовать появлению интереса к импровизации разли- чных действий в процессе занятия.
Структура сюжетных физкультурных занятий
Планируя сюжетные занятия следует учитывать следующие факторы:
Конспекты сюжетных занятий направлены на решение следующих задач: - укрепление здоровья детей; - повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности; - гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки; - совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; - развитие психических способностей и эмоциональной сферы; - развитие музыкально-ритмических способностей, подражательных движений; - воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; - формирование привычки к здоровому образу жизни. Методические рекомендации по проведению сюжетно — игровых физкультурных занятий. При руководстве двигательной деятельностью педагогу необходимо развивать личные интересы и инициативу детей. Следует вызвать ребёнка на самостоятельное выполнение движений, не следует злоупотреблять готовыми образцами. При выполнении двигательного задания в сюжетной форме детям полезно быть хозяевами положения. Во время занятий важно выдерживать правильный ритм, т.к. для дошкольника потеря в движении, может привести к потере здоровья. Создание условий для творчества и преобладание положительных эмоций на физкультурных занятиях, стимулирует двигательную активность ребенка. Очень важно создать оптимальные условия для каждого ребёнка, в процессе выполнения движений, развивать воображение освоения двигательных действий. Использовать варианты сочетания нескольких видов движений для расширения двигательного опыта детей. В процессе выполнения действий оценивать каждого ребёнка. Использовать разные виды сюжетных физкультурных занятий (по литературным произведениям, с одним сюжетом, с одним образом, сюжетные занятия, сочетающие экологическую направленность). Использовать в работе занятия в сюжетной форме, ролевые игры. Включать в занятия приемы с воображаемой ситуацией для усиления инициативы и успешности действий. М О Н И Т О Р И Н Г достижений детьми результатов освоения программы по направлению «Физическое развитие» в МДОУ «Детский сад №33» Цель: обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом в условиях ДОУ. Задачи: Выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособ-ности детей. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспита-нии детей. Упорядочить запись данных, сбор информации. Высокий уровень освоения программы у детей, которые проявляют стойкий интерес к физическим упражнениям, основным движениям. Осуществляют элементы контроля за действиями сверстников, замечают нарушение правил в играх и упражнениях. У этих детей наблюдается перенос освоенных движений и упражнений в самостоятельную деятельность. Средний уровень освоения программы у детей, которые владеют главными элементами техники большинства движений. Способны самостоятельно выпол-нять упражнения, движения на основе предварительного показа. Иногда замечают ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх. Очень увле-чены процессом, но не всегда обращают внимание на результат. В играх активны. Низкий уровень освоения программы у детей, которые допускают сущест-венные ошибки в технике движений. Не соблюдают заданный темп и ритм, дейст-вуют в сопровождении показа воспитателя. Нарушают правила в играх, хотя с интересом в них участвуют. Ошибок в действиях других не замечают. Сравнительный анализ уровня физического развития и достижений детьми результатов освоения программы по направлению «Физическое развитие» в МДОУ «Детский сад №33» вывод Занятия физической культурой в детском саду призваны удовлетворить биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать ребенку возможность ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом. Поэтому хорошо подготовленные сюжетные физкультурные занятия во многом способствуют физическому, умственному развитию детей, так как обеспечивают оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей формируются положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развиваются умения быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. На сюжетно-игровых занятиях у ребят формируется положительное отношение к физическими упражнениями, обогащается двигательный опыт, формируется умение выполнять знакомые движения легко и свободно, ритмично и согласованно ориентируясь в пространстве и сохраняя равновесие. Развивается ловкость, быстрота, смекалка. Дети на занятиях сюжетного вида совершенствуют координацию движений, равновесие, следят за положением своего тела в разнообразных упражнениях. Дети стараются соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, ориентироваться в пространстве. Таким образом, сюжетно — игровая форма проведения физкультурных занятий помогает мне развивать у детей инициативу и самостоятельность, создаёт условия для неоднократного выполнения и повышения интереса к движению. Движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Ребята учатся думать и действовать одновременно. Кроме того в процессе сюжетно-игровых физкультурных занятий у детей формируется самооценка: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются личностные качества: самоуважение, совесть, гордость. В результате совместных усилий педагогов и родителей мы видим положительные результаты в эмоциональной и двигательной жизни детей. Многие дети стали контактными, общительными, непосредственными, улучшилась координация движений, выразительность, дети стали чувствовать себя увереннее на детскихразвлечениях, досугах, спортивных соревнованиях, у детей развито чувство ритма, воображения, способность к перевоплощению. Список использованной литературы
|