Организация активного отдыха детей в детском саду и дома. |
Спорт, тренировки | |||
Автор: Наталья Владимировна Миронова | |||
04.11.2014 07:17 | |||
Автор – инструктор по физической культуре Миронова Наталья Владимировна, структурное подразделение ГБОУ гимназия № 1591 Организация активного отдыха детей в детском саду и дома. Да, да, вначале было не слово, а игра, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя почти бессознательно, ребёнок осваивает формы и величины вещей и предметов, различает цвета и звуки, наблюдает, запоминает, повторяет, координирует движения, расширяет свой кругозор, радуется жизни. Каждый ребёнок имеет право на счастье, понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал, обладающий развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях.
Большая роль в воспитании здорового ребёнка принадлежит активным организованным формам двигательной деятельности, одной из которых является физкультурные занятия, спортивно – оздоровительные праздники совместно с родителями, развлечения, дни здоровья. Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной и активной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям производится на основе жизненной потребности ребёнка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закалённости детей, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей. Организация активного отдыха – это слаженная деятельность педагогов, детей и взрослых, она служат пропаганде здорового образа жизни, познание окружающей действительности через движение, как среди ребят, так и среди взрослых. Одним из важных требований к организации активного отдыха является проведение их в разные сезоны года и в разнообразных природных условиях: на участке детского сада, в парке, на стадионе, на берегу реки. От конкретного места проведения активного отдыха во многом зависит его форма, тематика, структура, содержание, оформление. Необходимо все формы активного отдыха детей вынести на свежий воздух, за исключением праздников и досугов в бассейне. При любой форме организации активного отдыха детей взрослые должны позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков. Желательно, чтобы дети все вместе и поочерёдно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям, необходимо обеспечить достаточно высокую двигательную активность, обязательно учитывать соответствие одежды детей состоянию погоды. Положительных результатов в организации активного отдыха детей можно добиться только при тщательной предварительной подготовке, которая начинается с составления программы, всё это поможет правильно спланировать работу с детьми и своевременно приступить к её организации, а также распределить обязанности. В плане активного отдыха нужно отразить разделы: - цели и задачи - место и время проведения данного мероприятия - состав организационной группы, обязанности - количество участников и их состав - поощрения, сюрпризные моменты, награды В программах активного отдыха детей большое место должно быть отведено: оздоровительно – интегрированным досугам с речедвигательными элементами и игровым упражнениям на развитие физиологического дыхания, подвижным и спортивным играм, эстафетам совместно с родителями, коллективным выступлениям детей. Следует стремиться к тому, чтобы содержание проводимых мероприятий было разнообразным, интересным, создавало возможность активного участия детей, доставляло радость, удовольствие и эмоциональный подъём. Играя, дети учатся прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете. Предлагается вашему вниманию сценарий активного отдыха детей дошкольного возраста. Оздоровительно – интегрированный досуг с речедвигательными элементами и игровыми упражнениями на развитие физиологического дыхания «Ах, какая прелесть – золотая осень» - старшая группа Цели: Оздоровительные: -укрепление здоровья, формирование потребности в двигательной активности. Образовательные: -целенаправленное развитие физических качеств (ловкости, быстроты, общей выносливости), через игры – развлечения, эстафеты. Воспитательные: - воспитание умения детей творчески подходить к выбору и использованию инвентаря, проявляя сообразительность, активность. Предварительная работа: оформление спортивного зала осенними картинками, разноцветными листочками, угощение для детей. В спортивный зал оформленный в виде осеннего леса входят дети под музыкальное сопровождение «Прогулка в осенний лес» Ведущий: Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурое, если дождик льётся это время года – Дети – осенью зовётся. Нельзя нам на свете прожить без чудес, они нас повсюду встречают, волшебный, осенний и сказочный лес, нас в гости к себе приглашает. Ребята, отправляемся в поход в осенний лес. - комплекс общеразвивающих упражнений – показывает ребёнок, дети выполняют движения и проговаривают слова: Чуть слышно осень наступает, плоды на ветках созревают, уж ягод сладких полон лес, и дождь осенний льёт с небес, сад давно уж нас зовёт, мы отправимся в поход, вот дорога впереди, боком надо нам пройти – (идут приставным шагом боком), высоко ноги поднимаем, весело шагаем, ступеньки к озеру спешат, прыгать нам они велят, (шагают с высоким подъёмом колена, прыгают на обеих ногах с продвижением вперёд) по дорожке земляной все мы «змейкой» пойдём, и куда – то попадём. Ребята мы попали в сказочный лес, посмотрите под берёзкой - маленький удаленький, сквозь землю прошёл, красную шапочку нашёл Что это? - грибок Посмотрите, гриб растёт – белый гриб – Гриб – вырос я в лесу густом, ой как весело кругом, здесь полным – полно ребят на меня они глядят Здравствуйте, девочки – ягодки, здравствуйте мальчики – грибочки, пойдём те со мной за грибами, А грибы вы знаете? Сейчас я вам ребятки, загадать хочу загадки, загадки не простые, а про грибы лесные, вы смотрите, не зевайте, хором, дружно отвечайте! -Нет грибов дружней, чем эти, знают взрослые и дети, на пеньке растут в лесу, как веснушки на носу, что же это за ребята, как грибы зовут – опята… - Он в красной шапочке растёт, среди корней осиновых, его заметишь за версту, зовётся - подосиновик….. - Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые … лисички… Ну и ну, вот так ребятки, отгадали все загадки. А вот это на полянке, ядовитые поганки, все друзья мои родные, мухоморчики лесные, ну, кто хочет поиграть, свою ловкость показать. Проводится игра «Что за гриб в твоём лукошке» - будет музыка звучать грибы можно собирать, стихнет музыка друзья собирать грибы нельзя. Много, много про грибочки вы узнали, и конечно поиграли, но пришла пора прощаться, до свидания друзья не забывайте про меня. Ой, ребята дождик начинается, - здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я – дождинка – хохотушка, я осенняя подружка, как чудесен мой наряд, всюду капельки весят, потому что дождь и, я закадычные друзья! - Что ж, дождинка, оставайся, Вместе с нами развлекайся, дождик с нами тоже дружен, Все мы знаем, дождик нужен! Дождинка – Бедным тучам очень тесно, нету тучам в небе места, Перессорятся все двести, а потом заплачут вместе, и кричит внизу народ … разбегайся, дождь идёт! Проводится игра «Дождь и зонтик» - дети боковым галопом двигаются по залу, в середине зала лежит раскрытый зонтик, музыка стихает, дети быстро разбиваются на пары, поднимая сцепленные руки вверх, чтобы получилась крыша, оставшийся без пары ребёнок берёт зонтик и танцует с ним под весёлую музыку, остальные игроки хлопают ему, затем игра повторяется. Дождинка – Вы чудесные ребята! Я скажу вам честно, веселиться с вами было очень интересно, Но прощаться нам пора, до свиданья детвора1 Ведущий: - Вот дождинка убежала, что – то сразу грустно стало, Может нам пора играть, овощей по собирать Вспомним загадки про огородные секреты Кто узнает все ответы – огородные секреты, станет самым умным в мире, начинаем три – четыре. 1.Как растрёпанный баран, беломраморный кочан, листья держатся так густо у растения ….. капуста 2.Красный, сладкий корешок любит каждый наш дружок, зелен хвост, красна головка, это что ….. морковка 3.В огородном чудном мире, он в пупырчатом мундире, знает каждый молодец этот овощ …. огурец Молодцы, все загадки отгадали, а теперь давайте поиграем - Как – то вечером на грядке, овощи играли в прятки, и морковка и лучок, и редис, кабачок, спрятались под листья и молчок, - так давайте их найдём. Проводится игра «Овощи – фрукты» - поделившись на 2 команды, дети выбирают из корзины овощи или фрукты. Молодцы, всё правильно собрали. Ой, ребята, тише, тише, Что странное я слышу: Кто – то к нам сюда спешит, И как будто бы ворчит. Кикимора – что такое?, Почему?, Ничего я не пойму! Вы, откуда все взялись в моём лесочке? Кикимора Значит, я не зря плутала, значит я туда попала! Все тропинки исходила, на ногах мозоль набила. Что? Меня не узнаёте? Так – так – так, ну вы даёте! Я ж кикимора лесная, очень вредная и злая, я веселье отменяю, всех отсюда выгоняю! (свистит в свисток, бегает среди ребят, пугает их) Ведущий – никуда мы не уйдём, мы ведь осень в гости ждём, Осень к нам прийти должна, осень очень нам нужна! Кикимора – осень вовсе не нужна (топает ногами) Ну зачем, зачем она? Осенью дожди, ненастье, ну какое в этом счастье? Лужи, грязь, морозы, и сплошные слёзы. Ведущий – что ты, что ты – осень – сказка! Все вокруг как в ярких красках, жёлтых и багровых, Красных и лиловых. Кикимора - Ну ладно, а состязаться со мной не хотите? Ведущий: смотря в чём Кикимора – например кто громче закричит, или у кого язык длиннее Ведущий – скажу тебе заранее: не нужны нам такие состязания! Ты лучше с нами в игру поиграй, да ребят позабавляй. Кикимора – хорошо, играем на кого рукой покажу дружно отвечайте Скажу съедобное отвечайте – ням, ням, ням. Скажу несъдобное отвечайте – фу, фу,фу. - булочки хрустящие – ням, ням, ням - тапки завалящие – фу, фу, фу -пирожки слоёные – ням, ням, ням - валенки варёные – фу, фу, фу - шарики сырные - ням, ням, ням - салфетки жирные – фу, фу, фу - пряники вкуснящие – ням, ням, ням - яблоки хрустящие – ням, ням, ням - селёдочка пряная – ням, ням, ням - грибочки поганые – фу, фу, фу - шишки еловые – фу, фу, фу - табуреты новые – фу, фу, фу - рваные карманы – фу, фу, фу - воза три сметаны – ням, ням, ням Кикимора – молодцы, все какие внимательные Что же делать? Как же быть? Как ещё вас убедить? Вы поверьте, детвора, Осень – скучная пора, некуда пойти – податься, в общем нечем заниматься. Ведущий – осень – славная пора, любит осень детвора, И сейчас мы споём тебе осенние частушки. 1. Дождик льёт, не уставая, тучам нет конца и края, беспокоится народ, не случился ли потоп. 2. Осенью спешит народ, поскорей на огород, время зря нельзя терять, нужно урожай собирать. 3. Летом не ленился, урожаю удивился, - гляньте, сколько овощей, для салатов и для щей. 4. Грибники берут корзинки, и шагают по тропинке, вот волнушки, вот опята, сыроежки и маслята. 5. Осень – время золотое, нет нам осенью покоя, груши, яблоки, компоты, всё попробовать охота. Кикимора – хорошо частушки спели, вы меня развеселить сумели, Где веселье – там игра, поиграть хотите? Игровое упражнение на развитие физиологического дыхания - дети проговаривают слова и перестраиваются из хоровода в пары, и подбирают листья общего цвета. Ты лети, лети листок прямо на дорожку, пролети совсем чуток, отдохни немножко, хороводик заведём, заведём на славу, и листочку своему подберём мы пару. Кикимора – славно мы повеселились, очень крепко подружились, Поиграли, поболтали, все вокруг друзьями стали. Вам, ребята помогу, осень я для вас найду, и конечно позову. Вьётся петляет тропинка лесная, по лесу осень идёт – золотая - звучит спокойная музыка, в зал входит Осень. Здравствуйте, мои друзья! Вы рады встретится со мной? Вам нравится наряд лесной? Ведущий – дорогая наша осень, хороша, что ты пришла, у тебя мы, осень спросим, Что в подарок принесла? Осень - принесла я вам муки! Дети – значит, будут пироги! Осень – а уж яблоки - как мёд! Дети - на варенье, на компот! Ведущий – собирают осенью урожай плодов, много людям радости после всех трудов. Осень – славная пора! Ждёт подарки детвора! Осень – ну, тогда мне помогите, все листочки соберите! Эти листья не простые - ярким солнцем залитые, листья очень разные, жёлтые и красные. (Ставит корзину с листьями перед детьми, накрывает её большим платком) Кикимора и осень – сейчас будем колдовать, будем листья превращать! Всех прошу закрыть глаза, начинаем чудеса, но будьте честными, друзья, открывать глаза нельзя. ( в это время Кикимора меняет корзинки) Превращайтесь, листья дубовые, кленовые, в яблоки душистые, сочные, медовые. (осень хлопает в ладоши, дети открывают глаза) Кикимора и осень- ой, ура, ура, ура – посмотрите детвора, Все листочки испарились, в угощенье превратились, В яблоки прекрасные, жёлтые и красные, угостим всех ребятишек, и девчонок и мальчишек. (осень и кикимора угощает детей – яблоками) Очень весело нам было, всех детей мы полюбили, Но прощаться нам пора, что поделать, ждут дела, до свидания!
|