Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект для детей второй младшей группы «Сладкая профессия»
Поделки из соленого теста
Автор: Назмеева Эльвина Равилевна   
14.04.2019 06:32

Проект для детей второй младшей группы «Сладкая профессия»Проект для детей второй младшей группы «Сладкая профессия»

Автор: Назмеева Э.Р.

Творчество — это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.
Сухомлинский Василий Александрович

Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. Старинный русский народный промысел — лепка из соленого теста — упоминается в летописях уже в XII веке. Центром промысла является Русский Север, Архангельская область. Фигурки из соленого теста были не простыми игрушками, они играли магическую, ритуальную роль — служили оберегами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

 

Скачать конспект

В странах Восточной Европы популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашиваются и имеют обычный для выпечки цвет.

В Греции и Испании во время торжеств в честь Богоматери на алтарь кладут великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами.

Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, — символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто -"хлебосол".

Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества, развивает мелкую моторику рук, творческое воображение.

Хотя поделки из теста — древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Тесто — хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Способы лепки:

  1. Конструктивный– лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).
  2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.
  3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
  4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
  5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Тесто для лепки:

Мука — 300г (2 чашки)

Соль – 3оог (1 чашка)

Вода – 200мл.

Способы приготовления теста:

Муку и соль тщательно перемешать. Затем добавить воду и тщательно вымешивают до однородного состояния. Как обычное тесто. Тесто для лепки должно быть довольно крутым.

преимущества соленого теста:

  • можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег
  • легко отмывается и не оставляет следов
  • безопасно при попадании в рот, один раз попробовав
  • тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!
  • если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет
  • можно сушить в духовке, а можно — просто на воздухе
  • краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные
  • поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века
  • с готовым «изделием» можно играть — без боязни, что оно потеряет форму. В дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение детей к миру взрослых и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в окружающий его мир. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия.

Актуальность проекта: профессия повар — одна из древнейших в мире. В детском саду и в школе, на заводе и в угольной шахе, на борту океанского лайнера и в просторах космоса — всюду люди пользуются результатами труда поваров. В работе повара есть место выдумке, фантазии, изобретательности. От того, как накормит человека, зависит его настроение и здоровье. Решая в ходе проектирования различные задачи познавательного характера, дети понимают значимость и ценность труда взрослых, обогащают и активизируют свой словарный запас.

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации: январь-июнь, 2018г.

Занятия проводятся 1раз в неделю. Продолжительность занятия – 15 минут.

Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа)

Методы и формы работы:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Пути реализации:

Открытие творческих групп по направлениям: «Работы детей», «Работы родителей»;

Организация выставок;

Проведение на базе детского сада мастер-классов, встреч с творческими людьми.

Цель проекта:

Формировать представление детей о том, что такое профессия; расширять знания детей о профессии повара-кондитера; воспитывать уважение к труду повара. Учить подбирать и делать украшения для торта.

Задачи проекта:

  • формировать познавательную активность в ходе работы
  • создать условия для развития творческих способностей детей
  • развивать любознательность, интерес к данной профессии
  • развивать у детей умение использовать в речи логически построенные высказывания
  • развивать эстетический вкус, чувства и представления детей
  • формировать умения пользоваться средствами общения со сверстниками и взрослыми в целях получения нужной информации
  • вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций, чтению стихов, отгадыванию загадок по теме
  • развивать у детей способность создавать композиции из соленого теста
  • поддерживать инициативу в проявлении творчества.
  • привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • пополнение и активизация словарного запаса
  • сформировать устойчивый интерес к труду взрослых
  • освоение приемов и способов лепки из соленого теста
  • воспитание бережного отношения к хлебу
  • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

  1. Создание предметно – развивающей среды.
  2. Подбор художественной литературы.
  3. Оформление альбома с иллюстрациями из соленого теста.
  4. Оформление папки передвижки «Сказочное тесто» для родителей.
  5. Изучение научно – методической литературы.
  6. Составление перспективного плана по месяцам.
  7. этап – Практическая деятельность с детьми
  8. Изготовление дидактических пособий.
  9. Занятия по тестопластике.

3этап – заключительный

  1. Организация выставки для родителей.
  2. Презентация проекта.

Работа с родителями

  1. Оформление консультаций и памяток по работе с соленым тестом.
  2. Показать родителям элементарные умения работы с соленым тестом.
  3. Рассказать о значении лепки соленым тестом для всестороннего развития ребенка.
  4. Мастер – класс для родителей по лепке из соленого теста.

Что должен уметь ребёнок к концу проекта?

  • иметь представления о профессии кондитера:
  • отделять от большого куска небольшие комочки
  • раскатывать комок теста прямыми движениями
  • раскатывать комок теста круговыми движениями
  • сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца
  • соединять концы
  • сплющивать между ладонями комок теста
  • соединять 2-3 знакомые формы

Заключение

Данный проект позволяет расширить знания детей о профессии повара и кондитера. В процессе работы над проектом дети приобретают возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.

Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить и реализовать поставленные задачи проекта Занятия по изобразительной деятельности приобщили детей к художественному труду, а также налаживанию коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Реализации образовательных областей, были построенные в играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Проект способствовал развитию нравственных качеств детей.

У детей более четко сформировались представления о профессии повара и кондитера;

Проявился интерес к чтению художественной литературы;

Каждая работа ребенка нашла свое место в проекте, что помогло развитию коммуникации в коллективе.

Список используемой литературы:

  1. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду 2009г.
  2. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с.
  3. И. А. Лыкова. Мы лепили, мы играли. ООО «Карапуз – дидактика» 2007
  4. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Просвещение», 1982 -2005с.
  5. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009 -250 с.
  6. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с.
  7. И. Кискальт. Соленое тесто. М.: «Аст –пресс», 2002- 142с.
  8. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009
  9. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с.
  10. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М.: «Аст-пресс», 104с.
  11. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М.: Айрис-пресс, 2008 –32с.
  12. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Горичева В. С. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  14. Кискальт И. Соленое тесто. – М.: «АСТ – пресс», 2001.
  15. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз»,

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие 1

Тема: «Вот так тесто!».

Цель: Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук.

Задачи

  • Познакомить детей с соленым тестом и его свойствами;
  • Познакомить детей с новой техникой – тестопластика;
  • Учить правильно работать с тестом;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности;
  • Воспитывать интерес к работе с тестом;

Материал для НОД:

  • Соленое тесто (можно цветное)
  • Доски для лепки
  • Маленькие игрушки (например, из киндер сюрприза)
  • Стеки, скалки, макароны, мисочки, трубочки, фигурки от сортера, счетные палочки, формочки для печенья, крупы.

Ход НОД.

Дети становятся в круг. Начинаем с ритуала – приветствие.

«Здравствуйте!»

Здравствуйте, ладошки,

Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать)

Здравствуйте, ножки,

топ-топ-топ! (топать)

Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки)

Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам)

Здравствуйте, губки,

Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами)

Здравствуйте, зубки,

Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками)

Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа)

Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик)

Здравствуйте, детки! (протянуть ручки вперёд)

Привет! (помахать рукой над головой)

Воспитатель: Ребята сегодня наши пальчики и ручки узнают много нового и интересного. Давайте подготовим их к игре.

Пальчиковая игра «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем!

(Руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)

Пироги мы испечем!

(руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что-то у нас лежит на столе!

Дети: Коробочка.

Воспитатель: Ой, там волшебное тесто. Давайте с ним поиграем.

Раздаем каждому ребенку комочек теста.

Воспитатель: Давайте, потрогаем тесто? Какое оно? Твердое или мягкое?

Дети: Мягкое.

Воспитатель: Сожмите его в руках, скатайте шарик, колбаску. Колбаску можно порезать. У всех получается?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь сделайте большую лепешку, пошлепайте по тесту. Теперь возьмите игрушки, которые вам нравятся, и приложите к тесту. Получится отпечаток. Что у вас отпечаталось на тесте?

Дети: Котик, бабочка, машинка…

Воспитатель: Как красиво!

Воспитатель: А в прятки вы любите играть?

Дети: Да!

Воспитатель: Возьмите макароны, гречу, горох. И давайте спрячем в тесто (Показываем на примере как прятать). Все спрятали?

Дети: Да!

Воспитатель: А теперь будем искать.

Воспитатель: Наши ручки и ножки тоже любят играть в прятки.

Физкультминутка «Где же наши ручки?»

Где же, где же наши ручки,

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки,

Нету наших ручек!

Вот, вот наши ручки,

Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки,

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки,

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки,

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки,

Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Где же, где же наши детки,

Нету наших деток!

Вот, вот наши детки,

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки,

Пляшут наши детки!

Воспитатель: Посмотрите, сколько волшебных предметов у нас еще в коробочке: скалки, палочки, формочки. … Возьмите, что вам нравится.

Дети выбирают, понравившийся им предмет. Воспитатель по необходимости помогает и показывает, как играть с предметом.

Далее свободная деятельность. Дети обмениваются предметами.

Воспитатель: А теперь испечем для куклы печенье (катаем кружочки и сплющиваем их)

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами поиграли с волшебным тестом. Мы лепили из него, прятали в тесте зернышки, раскатывали его. А в конце слепили печение. Поставим его в духовку. А завтра будем кормить печеньем нашу куклу Лесю. Вы сегодня все молодцы!

Занятие 2

Тема: «Бублики»

Учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их, друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца.

Материалы и оборудование:

  • у воспитателя – солёное тесто, стеки, манка, мак, пластиковая вилка или зубочистка. Две верёвочки, клеёнки, салфетки бумажные и матерчатые.
  • у детей – солёное тесто, зубочистки, стеки, дощечки, салфетки.

I часть. Вступительная.

Воспитатель показывает детям связку бубликов, загадывает загадку:

Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее. Хрустящее. Всем на загляденье…

Ну и объеденье! (Бублик).

Воспитатель: дети сегодня к нам на чаепитие придут гости, нам нужно приготовить угощение к чаю, давайте испечём много-много бубликов.

Посмотрите, как я буду готовить свои бублики. Беру большой комок солёного теста, делю его на равные кусочки, затем раскатываю в столбики, после этого замыкаю столбики в кольца, вот и получился бублик.

Теперь свой бублик я обмакну в манку и посыплю маком, проткну зубочисткой дырочки. Готовый бублик я нанизываю на верёвочку.

Пальчиковая игра: «Котя, Котенька, коток»

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький лобок,

Прид, Котя, ночевать,

Мою детку покачать,

А как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин пирога.

Теперь приступили к работе вы.

II часть. Основная.

В процессе работы надо следить, чтобы дети делили тесто на части, равные по величине. Спрашивать у ребёнка, что он будет раскатывать из теста (столбики). Так же спрашивать о способах лепки. Посоветовать детям обмакнуть бублик в манку и посыпать маком, затем проткнуть зубочисткой дырочки, готовые бублики нанизываем на верёвочку. Угощение к чаю готово, можно встречать гостей.

III часть. Заключительная.

В конце занятия на детском столике расставить чайный сервиз, готовые бублики выложить в красивую вазу, пригласить гостей (куклы, мишки, зайчики) и поиграть в сюжетно-ролевую игру «Чаепитие».

Занятие 3

Тема: «Я пеку, пеку, пеку…»

Программное содержание: учить лепить угощение для кукол из солёного теста; развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук; показать разнообразие форм мучных изделий: печенье (круг, колобок (шар, пирожок (овоид, бублик (кольцо); активизировать освоенные способы лепки и приёмы оформления поделок (раскатывание шара, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание, нанесение отпечатков); воспитывать доброе и заботливое отношение к игровым персонажам, чувство коллективизма; развивать умение создавать радостное настроение, удовлетворение от результатов работы.

Предварительная работа: свободное экспериментирование с тестом.

Оборудование: солёное тесто, муляж печи, зубочистки, колпачки от фломастеров, салфетки бумажные и матерчатые, поделки из солёного теста разной формы (подготовленные воспитателем, предметные картинки хлебобулочных изделий.

Ход: (воспитатель показывает детям открытку-приглашение)

-Дорогие ребята, приходите к нам в гости, у нашей Кати сегодня день рождения. Игрушки.

Ребята, нас пригласили на день рождения. Но без подарка на дни рождения не ходят. Что можно подарить на день рождения Кате (Ответы детей.)

Правильно, всё это можно подарить. Но для этого нужны деньги. А я предлагаю вам приготовить для кукол угощение.

Что можно испечь из теста (Рассматривание картинок.)Пироги, пирожки, ватрушки, бублики и баранки, пирожное, пряники.

Когда я работаю с тестом, то всегда надеваю фартук-чтобы не испачкаться, и косынку-чтобы волосы не мешали работать с тестом (имитация движений). Тесто очень мягкое, с ним интересно работать. Из него можно приготовить всё что захочешь.

(Воспитатель показывает, как можно приготовить из теста угощение.)

-Я приготовила тесто разного цвета, посмотрите: какого цвета тесто (Красное, жёлтое, зелёное.) Теперь наше угощение получится красивым и весёлым, наши игрушки останутся довольны.

Сначала я разделю кусочек теста на два кусочка, возьму один кусочек, раскатаю колбаску, соединю концы-у меня получился бублик.

Другой кусочек я немного придавлю пальчиками, из теста другого цвета скатаю шарик, положу его сверху, и у меня получилось пирожное.

Если я возьму кусочки теста разного цвета, раскатаю каждый кусочек скалочкой, то у меня получатся блинчики разного цвета, потом положу эти блинчики друг на друга, то у меня получится тортик, сверху тортик можно украсить при помощи колпачков-сделать отпечатки.

Сейчас мы с вами "наденем фартуки и будем готовить" угощение для игрушек (дети "надевают фартуки"). Чтобы наши ручки помогли нам сделать вкусное угощение, мы с ними поиграем:

Мы спросили нашу печь: (грозим указательным пальцем)

"Что сегодня нам испечь?" (стучим по ладони кулаком)

Печку мы спросили, (грозим пальцем)

Тесто замесили. (сжимаем, разжимаем пальцы)

Тесто скалкой раскатали, (трём ладонь о ладонь)

Раскатали-не устали.

Начинили творогом (стучим о ладонь кулаком)

И назвали пирогом! (показываем ладошки перед собой)

Самостоятельная работа детей с тестом: воспитатель подсказывает, что можно поставить отпечатки колпачками фломастеров и зубочистками, или сделать углубление пальчиками, оказывает индивидуальную помощь.

(Воспитатель собирает работы на противень):

-Теперь, всё что мы приготовили надо испечь в печи (ставит противень в печь).

Народная игра"Вокруг печки ходим мы" (воспитатель организует круг вокруг печки):

Вокруг печки ходим мы, да похаживаем, (ходьба вокруг печи)

Вокруг печки ходим мы, да поглядываем.

Вот поднялся пирог, пирожок медовый (руки вверх)

Зарумянился пирог из муки из новой. (приседания)

Отворяли мы заслон, отворяли ("моторчики")

Доставали мы пирог, доставали.

Угощайтесь, детушки, угощайтесь (руки вперёд, ладонями вверх)

Наедайтесь, милые, наедайтесь!

-Вот и готово наше угощение, посмотрите, какие красивые бублики, вкусные пирожки. пряники и печенье мы приготовили для Кати и её друзей, теперь можно идти на день рождения.

(За ширмой организован стол за которым сидят игрушки и стоят стулья по количеству детей, стол сервирован чайной посудой. Дети поздравляют куклу с днём рождения, угощают игрушек приготовленными изделиями. Занятие постепенно переходит в сюжетную игру "У Кати именины".)

размера. Практическая работа: лепка фруктов из цветного теста.

Занятие 4

Тема: «Маленькие кондитеры»

Задачи.

Образовательная:

  1. Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета;
  2. Учить украшать изделия налепами (розочками, «жгутиками»);
  3. Учить расписывать изделия гуашью;
  4. Учить сохранять правильную осанку при лепке, не горбиться, не наклоняться низко над столом.

Развивающие:

  1. Развивать у детей интерес к лепке из соленого теста;
  2. Развивать умение пользоваться различными приёмами лепки: раскатывание, соединение деталей, сплющивание;
  3. Развивать мелкую моторику пальцев;
  4. Развивать разговорную речь;
  5. Развивать эстетический вкус.

Воспитательная:

  1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение организовать свое рабочее место;
  2. Воспитывать уважение к профессии кондитера.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, стеки, салфетки по количеству детей, гуашь, кисточки, непроливайки, картинки кондитерских изделий.

Предварительная работа: беседа о профессии кондитера, просмотр картинок кондитерских изделий, знакомство с тестом.

Ход занятия

Воспитатель:

Послушайте стихотворение.

Пеку я всевозможные:

Торты и пирожные.

Их надо печь искусно,

Чтоб было очень вкусно.

Кто мог произнести эти слова, дети?

Дети: Кондитер.

Воспитатель: Да, дети, это кондитер. А кто мне скажет, что может приготовить кондитер?

Дети: Пирожные, торты, пряники и т.д.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие сладости мы с вами любим? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а из чего готовят тесто? (ответы детей).

А какое бывает тесто? (песочное, слоенное, сдобное).

Что можно приготовить из сдобного теста? (ответы детей).

Показ картинок кондитерских изделий. Воспитатель обращает внимание ребят на то, как они украшены.

А ещё дети, есть солёное тесто, из него делают поделки. И мы будем работать сегодня с солёным тестом.

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что наша группа- это кондитерский цех, а мы с вами настоящие кондитеры. Мы приготовим для кукол угощение. Пройдите на свои места. У вас на столе лежит кусочек теста. Его необходимо разделить на несколько частей. Из самого большого куска вы слепите торт.

Дети работают с тестом, во время работы оказывается индивидуальная помощь ребятам, у которых возникают затруднения.

Готовые изделия расписывают гуашью.

Итог занятия.

Воспитатель: Дети, где вы сегодня были? Что вы делали?

Что вам понравилось больше всего?

Занятие 5

Тема: «Розы»

Цель: создание условий для развития интереса у детей к лепке, как виду художественно- творческой деятельности, посредством тестопластики.

Задачи:

Образовательная

  • учить создавать объемные розы из соленого теста

Развивающая

  • развивать внимание, память, познавательные интересы детей, эстетические чувства

Воспитывающая

  • воспитывать нравственные качества личности учащихся
  • терпение и усидчивость
  • любовь к труду, процессу народного творчества и познания
  • желание доставлять радость, делать приятное для окружающих.

Предполагаемый результат: вызвать интерес к народному творчеству через тестопластику.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, и уверена, что наша совместная работа даст нам возможность почувствовать себя мастерами творчества, способными своими руками создавать красоту. Дети видят у меня в руках большое письмо.

Педагог: нужно украсить наши торты. Для этого можно использовать цветы. А какие цветы вы знаете? (Ответы)

А я предлагаю цветы, которые называются — розы

Давайте рассмотрим их (показываю образец).

Педагог: Ребята, и композиторы были покорены красотой цветущего мира. Сколько музыкальных шедевров было создано благодаря силе цветов! И в этом вы сегодня убедитесь, работая под великолепную музыку. Вы услышите в её звучании перезвон колокольчиков, пение птиц, журчание ручья… Цветов в природе очень много. Но какой же из них мы будем сегодня учиться делать сами? Как вы думаете? (Розу). Кто знает, как называют розу среди всех цветов? (Царицей). А почему? Да, роза прекрасна. А знаете ли вы, что в Германии на рыцарских турнирах самым ловким и смелым рыцарям дарили розы. А в 13 в. во Франции в честь розы устраивали праздники. В России роза появилась сравнительно поздно – в конце 18 века. Она была подарена русскому царю немецким послом. И с тех пор стала выращиваться в усадьбах помещиков и дворян. Поэтому у русского народа нет сказок, легенд о розе. Но наши люди так же восхищаются её красотой.

Итак, сегодня мы будем учиться создавать розу своими руками, почти так же, как и природа. Но вы сделаете только один цветок, а матушка-природа за это же время даёт жизнь множеству цветов. Перевоплотимся в цветы с помощью физминутки.

Физминутка Я расту, расту, расту,

Поднимаясь в высоту,

Дотянусь до звёзд рукой

И скажу: «Я вот какой!»

Педагог: Молодцы! Приступаем к творчеству. Посмотрите на своё рабочее место и скажите, с каким материалом мы будем работать. (С тестом). А что необычного в нём? (Соленое, мягкое и т. д.)

Показ приемов работы.

Педагог: Сегодня мы своими руками сделаем розу

  1. Возьмите в руки большой кусок теста и разделите его на 4 части, используя стек на доске.
  2. Скатайте из них 4 шарика.
  3. Шарики раскатать скалкой или флаконом от лака до формы «блинчик»
  4. Скатать блинчик в трубочку и разрезать пополам. Получилась сердцевинка розы.
  5. Оставшиеся блинчики разрезать пополам – получились лепестки.
  6. Прикрепляем лепестки к сердцевинке розы, используя вместо клея — воду.

Итог занятия.

Работы детей выставляются на столе для сушки теста на 3 дня.

Конспект мастер-класса по тестопластике

"Тесто это просто" для родителей и детей младшей группы

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.

Задачи:

познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала;

заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми;

вызвать интерес к данному виду деятельности.

Материал:

маленькие мячики;

соленое тесто;

стек для лепки;

кисть;

гуашь;

акриловая гуашь;

колпачок от фломастеров;

бусинка;

картон;

бумажные рыбки на ниточках;

ленточки;

мелкие игрушки, завернутые в фольгу;

катушки.

Участники мастер класса: дети 2-3 летнего возраста, родители воспитанников, воспитатель группы.

Предварительная работа: личные беседы с родителями, информация в папках-передвижках, консультации для родителей, проект «Чудо-лепка», педагогическая библиотека.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Что такое мастер-класс? Плюсов много.

Плюс первый – это весело, интересно. Это возможность творить, делать настоящую вещь своими руками! Дети, в отличие от взрослых, привыкших покупать готовое, обожают все делать сами, по-своему.

Плюс второй — возможность совместного творчества вместе с детьми и родителями. Вы сможете еще больше подружиться, понять друг друга, сблизиться. Это уникальная возможность погрузиться в атмосферу совместного вдохновения, красоты и радости.

Плюс третий – идет мощное развитие способностей по многим направлениям. На мастер-классах вы получаете информацию, приобретаете полезные навыки, умения. Для кого-то это возможность попробовать новое, интересное занятие. А кто-то – как знать – найдет свое призвание или хобби!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребенку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными ручками. А когда ребенок начинает понимать что из одного комка он может создать неисчислимое количество образов, каждый раз находить новые варианты и способы — лепка становится любимым занятием на долгие годы...

Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране. В Китае издавна и до нашего времени изготавливаются марионетки для кукольного театра, в Германии и Скандинавии изготавливают рождественские венки, сувениры, подковы, их вывешивают в проемы окон или крепят к дверям. Индейцы фигурки из теста изготавливают для многочисленных туристов, что приносит им приличный доход.

Из истории русской тестопластики

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Мы нередко сталкиваемся с проблемой: что подарить лучшему другу? Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище — каждому нужна. (Соль)

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли – Жить нельзя нам без … (воды)

Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (Краски и кисть)

Соль, вода и мука – все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или раскрасить иже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит солёное тесто. Существует много различных составов солёного теста. Одни добавляют в него пищевой клей, другие – растительное масло или глицерин. Самое главное — найти такой состав, с помощью которого можно без труда изготавливать модели фигурок. Используем солёное тесто для простых фигурок: 200 грамм муки, 200 грамм соли, 125 мл. воды, 1 ст. ложка растительного масла. Рабочий стол желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеёнкой. Кроме того, нужна рабочая доска. На стол надо поставить 2 стакана: 1 – с водой, 1- с растительным маслом. Понадобятся: тряпочка, кисточка для акварели, карандаш, скалка, алюминиевая фольга. Инструменты: нож пластиковый, детские ножницы, формочки, трафаретки. Поверхность теста на воздухе быстро сохнет, поэтому тесто должно находиться в баночках из-под йогурта или майонеза. Для раскраски используются гуашевые, пищевые, натуральные (соки овощей, какао) краски.

1. Учимся делить на части. Из какого бы материала вы ни лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

  • откручивание
  • отщипывание
  • разрезание прочной нитью
  • разрезание и надрезание стекой
  • формование.

2. Учимся придавать форму. Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

  • раскатать в ладонях или на столе
  • сплющить
  • вдавить
  • вытянуть
  • согнуть

3. Учимся соединять детали

  • прижать
  • примазать
  • загладить

4. Учимся оформлять изделие – это наиболее ответственный момент в работе

  • дополнение изделия мелкими деталями (налепами)
  • процарапывание различными инструментами
  • оформление рельефом (оттиском)

А перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

Разминка с соленым тестом:

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок — получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки»;

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Мастер-класс «Золотая рыбка»

  • Для занятия вам потребуется: солёное тесто, гуашь обычная, акриловая гуашь, кисточка, стека, бусинка, колпачок от фломастера, небольшой лист картона. Очень хорошо, если ваш ребёнок постепенно запомнит предметы, которые вы используете, и будет правильно их называть.
  • Катаем колобок, при этом действии — скатывания, можно напевать песенку: «Мы катаем колобок, у него круглый бок…».
  • Колобок превращаем в толстую колбаску (брусочек) и сплющиваем ладошкой.
  • Получившуюся овальную лепёшку, защипываем двумя пальчиками с одной стороны. Похоже на хвостик?
  • Сверху и снизу прижимаем пальчик – получились плавнички.
  • Теперь работаем стекой. Слегка прижимая её к плавничкам и хвостику. Показываем стекой, где у рыбки голова.
  • Вставляем глазик. Теперь рыбка может «увидеть», кто её сделал.
  • Чешуйки делаем колпачком от фломастера, обмакнув его в красную краску.
  • Головку, плавнички и хвостик раскрашиваем красной краской, чешуйки – золотистой. Напоминаем, что раскрашивая – поглаживаем кисточкой рыбку.

Вот наша золотая рыбка!

  • Переложив рыбку на бумагу (картон), рисуем волны, морские звёзды, ракушки и т. д.
  • Уважаемые родители, у нас в группе вы видите бумажных рыбок, напишите на них свои впечатления. Какие чувства вы испытывали при лепке изделия со своим ребенком? Вам было уютно, комфортно, вы испытали чувство гордости и радости за себя и своего ребенка? Послужило ли выполнение лепки изделия средством пополнения запасов впечатлений, положительных эмоций? Нужны ли такие мастер-классы? А рыбок мы вам дарим в благодарность за участие в мастер-классе.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год