Поступление в первый класс — новый этап в жизни ребенка. Внимание родителей и педагогов к этому периоду в последние годы особенно увеличилось. И это понятно: Закон об образовании допускает поступление детей в школу с шести с половиной лет. Как сложится их новая жизнь? Ребенок ведь может научиться писать и читать хоть в 4 года, но при этом остаться ни психически, ни физиологически не готовым к обучению в школе, к новому коллективу, самостоятельности, умению выполнять задания, усвоению программы начальной школы, сидению на стуле по 40 минут и т.д. Поэтому вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6,5 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Школьная зрелость - комплекс качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе, не имеющая ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольки). Дети постоянно задают вопросы, ответы на которые они пытаются найти в беседах со взрослыми, сверстниками, через наблюдения за окружающим миром. Такой интерес положительно влияет на развитие мышления, воображения, памяти, внимания. Познавательная активность, интерес – это важнейшее условие для успешного обучения.
И что же, ребенка до школы не надо учить читать и считать? Конечно же нужно, но в непринужденной игровой форме, всячески стимулируя интерес детей к разным проявлениям окружающего мира и повседневной деятельности, развивать дошколят в различных направлениях: творческом, физическом, интеллектуальном. Благо, сегодня существует множество развивающих настольных, компьютерных игр, игр на развитие мелкой моторики, логического мышления, которые помогут родителям, а также бабушкам и дедушкам правильно заниматься с их чадом. Но главное в этих занятиях − не переусердствовать. Занятия через силу или под угрозой приводят к тому, что потом ребенок вообще не захочет учиться. Готовность ребенка к школе определяется по нескольким критериям. Прежде всего это желание идти в школу, уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Выясните, чего именно ребенок ожидает от школы. Если он воспринимает школу как продолжение садика (игры с друзьями, желание находиться среди детей), то, скорее всего, он еще не совсем представляет, что его ожидает в скором будущем. Если же ребенок понимает, что в школе он станет умнее, будет получать новые знания, оценки за домашнее задание, а когда вырастет, то будет иметь хорошую работу или продолжать учиться, - можете не сомневаться: ребенок к школе готов. Проверьте, насколько ваш малыш способен выполнять задания. Например: удается ли ребенку в детском коллективе следовать инструкциям, придерживаться установленных правил во время общения, любой игры с участием сверстников или взрослых (лото, развивающие, подвижные игры и т.п.). Не вмешивайтесь, не подсказывайте ему, как себя вести, не подталкивайте его к каким-либо действиям. Помните: ваша цель - наблюдение. Этот показатель является залогом того, что адаптация ребенка к школе пройдет успешно. Еще одним критерием готовности ребенка к школе является умение владеть карандашом, ножницами, правильно держать ручку, обращаться с ней свободно, правильно сидеть, держать тетрадь, уметь вырисовывать ровные и прямые линии, перерисовывать разные геометрические узоры, вырезать их, лепить, нанизывать бусинки и бусины... Важным для школы является умение ребенка слЫшать и пересказывать. Расскажите или прочтите ребенку сказку, а затем попросите его пересказать ее вашей семье (будто вы ее забыли). Если у ребенка получается последовательно и логично пересказать все события, а также он легко подбирает нужные слова, то это значит, что его мыслительный и речевой аппарат вполне готовы к усвоению школьной программы. Воспитывая ребенка в атмосфере доброты, любви, игры, книг, интереса ко всему окружающему, вы создадите благоприятные условия, при которых ребенок шести лет постепенно превращается из дошкольника в школьника. Казанова Елена Анатольевна, старший воспитатель АНО «Прогимназия № 14»
|