Пропедевтика школьной тревожности. Клименко С.А., заведующая Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский сад № 16 «Колосок» с. Хелюля В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большого количества стрессов, явной невротизации общества, в отсутствии безопасности.
Проблема тревожностей у детей дошкольного возраста очень актуальна в детском саду, так как на сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей с различными страхами и тревожностями. Согласно последнему исследованию, опубликованному в «Журнале детской психологии и психиатрии» от 30 августа 2009 почти 15% детей дошкольного возраста имеют необыкновенно высокий уровень депрессии и тревожности [1]. Если обратиться к положению дел в отечественном образовании, то в среднем 30 % учащихся не справляются с овладением учебного материала, а 40 % испытывают серьезные трудности. Как показало исследование школьников Санкт-Петербурга только 10 % мальчиков и 28 % девочек не испытывают затруднений в учебе, следовательно не подвергаются влиянию хронического школьного стресса. [2.] У детей предшкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. Именно в предшкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. У ребенка может возникнуть страх, что его будут не любить в школе, учительница будет ставить только плохие отметки, да и в классе будут совершенно новые дети, которых ребенок еще не знает и, неизвестно, как они его примут. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений. Теперь ребёнок должен постоянно и напряжённо работать, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой. Поэтому так важно, чтобы дошкольники имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Начинать эту работу надо заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности дошкольника. Работа в данном направлении может решить множество проблем, в том числе развитие личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, успешность учебы. МКДОУ ДС № 16 «Колосок» уже второй год решает проблему дезадаптации к школьному обучению путем проведения профилактической работы с детьми предшкольного возраста, используя сказки М.А. Панфиловой «Лесная школа» [3], через которые происходит знакомство ребенка со школьными атрибутами, правилами поведения в школе, ролью учителя в школе. Мы используем пропедевтический комплекс занятий, который направлен на профилактику школьной дезадаптации и снижение школьной тревожности у детей и позволяющий им легче адаптироваться к школе. Занятия рассчитаны на детей 6–7 лет. Занятия желательно проводить 2 раза в неделю, длительностью 30-35 мин. В группе не более 10 детей. Во время занятий дети сидят в кругу на стульчиках или на ковре. Все занятия имеют гибкую структуру, наполнены разным содержанием. В ходе проведения профилактических занятий мы использовали следующие методы: элементы сказкотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок); элементы игротерапии (способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра [4]); беседа; рисование; подвижные, речевые игры с использованием движений; релаксация . Программа, состоит из 8 занятий.
|