Игры для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность. Будущему школьнику необходимо умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать задание и четко действовать в соответствии с ним. Лучше всего для этого подходят игры под общим названием «Внимательно слушай и точно выполняй» (варианты этих игр разработаны и апробированы Т.И. Бабаевой) построенные по принципу графического диктанта. 1. Разнеси письма На доске прикрепляются изображения разных домиков, это — город. На каждом домике есть почтовый ящик с прорезью, куда опускаются письма. Задача — разнести письма точно по адресам. Ребенок получает от воспитателя (в роли ведущего может быть и кто-то из старших членов семьи, если игра проводится дома) задание, куда отнести письмо: «Письмо ждут в домике с красной крышей, в два этажа и с голубой дверью». Инструкция дается только один раз и уже не повторяется. Об этом детей предупреждают заранее. Ребенок направляется к городу, начинает искать нужный домик и, найдя его, опускает письмо. Ведущий сопровождает действия ребенка словами: «Почтальон наш быстро шел, домик сразу он нашел», «Что-то долго он идет, домик нужный не найдет», «Почтальон совсем устал, в нужный домик не попал. Кто из вас, друзья, пойдет, эти письма разнесет?», «Чтобы адрес не забыть — его надо повторить». Задание все время варьируется с учетом возможностей детей: для одних инструкция сокращается, для других дается более развернуто с большим количеством признаков. Задания могут быть достаточно трудными, когда нужно доставить письмо с неполным адресом, при этом перечисляются отдельные малозаметные признаки, поиск адресата затрудняется.
Например: «дом, в котором живет бабушка, которая любит голубей», — на окне дома, где живет бабушка, любящая голубей, сидят птицы, у крыльца дома голуби клюют корм; «дом, в котором ищут потерявшуюся собаку», — у дома, где ищут потерявшуюся собаку, стоит конура с оборванной веревкой и т.п. Таким образом, дети не только внимательно слушают задание и запоминают его, но и учатся рассуждать, анализировать, сопоставлять содержание задания с реально воспринимаемой ситуацией. Иногда в адресе только частично указываются приметы домика, а остальные приметы не совпадают. Это повышает активность детей, возникают споры, обсуждения: в тот ли домик доставлено письмо, можно ли доставить письмо с неполным адресом адресату. 2. Приказ командира В игру можно играть вдвоем или группой в зависимости от размера игрового поля и решаемых задач. Содержание игры заключается в том, чтобы передвигать фигурку солдата по полю в соответствии с командой. Игровое поле представляет собой большой квадрат, расчерченный на клетки (10x10). Отдельные клетки окрашиваются в красный и синий цвет. На одной из неокрашенных клеток располагается фигурка солдата. В начале игры роль командира выполняет взрослый (когда дети освоят игру, взрослый передает свои функции командира кому-либо из них). Он вызывает дежурного солдата и отдает приказ, т.е. сообщает, как должна двигаться фигурка солдата по полю. Выслушав приказ, ребенок-солдат отвечает: «Есть» — и повторяет его вслух. Например: «Есть перейти на две клетки влево и затем на три клетки вниз». Если в результате передвижения фигурка солдата попадает на окрашенную клетку, то в зависимости от ее цвета ребенок либо получает задание от остальных участников игры и выполняет его, либо получает право сам давать задание любому участнику игры (загадать загадку, спеть, выполнить упражнение и т.д.). Иногда командир дает заведомо невыполнимое задание: например, если ребенок передвинет фигурку на заданное количество клеток, она выйдет за пределы поля. В процессе игры содержание кбманд может усложняться, могут быть введены дополнительные условия, например, солдат получает право не повторять приказ, а указать на любого ребенка, который должен повторить приказ. Все это способствует концентрации внимания на словесной инструкции, ребенок внимательно слушает взрослого, запоминает, старается понять полученное задание и управлять своими действиями. 3. Графический диктант «Графический диктант» моделирует ситуацию школьного диктанта: взрослый дает пошаговую инструкцию, диктует последовательность графических действий, а ребенок выполняет их в тетради. Содержанием графических диктантов могут быть задания «Нарисуй по точкам», «Нарисуй по клеточкам», рисование последовательности условных знаков и т.п. Например, взрослый предлагает детям рисовать узор в тетради: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш на красную точку (в тетрадях заранее проставляют необходимые для выполнения упражнения точки-ориентиры). Внимание! Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку..., а теперь продолжите этот узор до конца строчки».
|