Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников «Говорим правильно!» |
Скоро в школу | |||
Автор: Кадырова Людмила Алексеевна | |||
15.09.2023 09:36 | |||
Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников «Говорим правильно!» МБОУ «Верзиловская СОШ» Кадырова Л.А. При подготовке к школе нужно обратить внимание на сформированность у ребёнка:
К поступлению в первый класс ребёнок должен уметь правильно произносить все звуки русской речи.
Что делать? Прислушайтесь, правильно ли говорит ваш ребёнок. Обратитесь за консультацией к учителю-логопеду. Если есть проблемы – занимайтесь систематически и регулярно! Разучивайте с ребёнком стихи, загадки, скороговорки для автоматизации поставленных звуков. Этапы коррекции: 1-й этап-подготовительный формирование и развитие артикуляционной моторики-это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, щёк, голоса, дыхания. Требует длительной тренировки. 2-й этап-постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или с механической помощью при помощи специальных приёмов). 3-й этап -автоматизация — закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает в зависимости от структуры дефекта медленно и требует длительной тренировки). 4-й этап -дифференциация сходных по звучанию и звукообразованию поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим). 5-й этап-автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи — в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, чёткого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома! Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен-закрепляйте его: учите с ребенком речевой материал, следите за звуками в повседневной речи. 2. Фонематическое (слуховое) восприятие Способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Что делать? Систематически отражённо проговаривайте слоговые цепочки: да-та-да, та-да-да. Определяйте место заданного звука в слове на слух: (начало, середина, конец слова) р___ __р____ ____ р (рак, марка, повар) Перечисляйте все звуки в слове по порядку (линейная последовательность), посчитайте количество звуков (можно загибать пальчики) Придумывайте слова на заданный звук. Звуко-буквенный анализ слова: «Прочитать» слово пальчиком по полоске слева направо Прохлопать слово по слогам и выложить столько же полосочек-слогов. В каждом слоге назвать-протянуть голосом гласный, обозначить красным кружком, выложить под ним соответствующую букву. Произнести коротко согласный в слоге Если твёрдый- синий кружок, Если мягкий- зелёный Положить руку на горлышко, если при произношении согласного звенит голосок, значит согласный звонкий выложить колокольчик 3. Словарный запас и словообразование Следует расширять и активизировать запас слов, которым ребенок уже владеет и обогащать новыми. Что делать? Читая знакомые стихи, попросите подсказать последнее зарифмованное слово в строфе. Игра «Я знаю 5 названий: игрушек, транспорта, овощей, фруктов, ягод, профессий, детёнышей домашних животных, 7 цветов радуги, 4 времени года, 12 месяцев, 7 дней недели и т.д.» Игра «Какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну» «Слова с противоположным значением» (антонимы) «Слова, близкие по значению» (синонимы) Подбери слова-родственники к слову ГРИБ Следует тренировать детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок, образовании двусложных слов. Проверить правильно ли употребляет приставочные глаголы. (Шёл, улицу перешёл, к дому подошёл, в дом вошёл, из дома вышел, вокруг дома обошёл, в магазин зашёл, дальше пошёл…). Знает ли существительные, обозначающие профессии (дирижёр, балерина, комбайнёр), названия спортсменов бегун, пловчиха, боксёр Может ли объяснить из каких слов образовались сложные слова: соковыжималка, ледоход, листопад, мясорубка, луноход, самолёт и т. д. Прилагательных тонконогий, длинношеее, остромордая и т.д. Может образовать притяжательные прилагательные «Чей хвост? Чья голова?» «Большой-маленький-огромный» (Хвост-хвостик- хвостище, дом-домик-домище). 4. Грамматический строй Иногда в речи детей встречаются грамматическиеошибки. Что делать? Играть! «Один – много» (стол-столы-много столов; окно, ведро, ухо, стул, дом, крыло, пень, мост) «Играв в прятки» (употребление предлогов) Кот за шкафом, вылез из-за шкафа, из-под стола «Закончи предложение» Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты, правильно согласовывая слова. 5. Слоговая структура сложных слов Шести-семилетние дети должны уметь произносить слова сложной слоговой структуры, не опуская и не переставляя слоги и звуки. Можно медленно, не с первого раза, прохлопывая по слогам Ве-ло-си-пе-дист, во-до-про-вод-чик. Экс-кур-со-вод про-во-дит экс-кур-си-ю. Регулировщик регулирует уличное движение. 6. Формирования связной речи Стимулом для разговора может быть Ваш вопрос или просьба о чем-то рассказать. Научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя, не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего первоклассника:
7. Зрительно-пространственное представление К школе ребёнок должен уметь ориентироваться в пространстве и на листке бумаги. Попросите показать правый глаз, левое ухо; правой рукой левую бровь, а левой рукой правую ногу. Предложите найти спрятанный Вами предмет в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай 2 шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперёд» Слуховой диктант по клеточкам хорошо тренирует ориентацию на листе бумаги (вправо — влево, вверх-вниз, и т.д.); 8. Развитие мелкой моторики Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является достаточная степень развития моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребёнка, активизируя отделы коры головного мозга. ЧИТАЙТЕ своим детям книги!!! Благодаря этой доброй семейной традиции будет развиваться речь ребенка, мышление, воображение, кругозор, эмпатия. Важно, чтобы работа по развитию речи была систематической и регулярной Успехов Вам и Вашему ПЕРВОКЛАШКЕ!
|