Консультация для родителей в рамках родительского собрания «Родителям о компонентах психологической готовности детей к школе» |
Скоро в школу | |||
Автор: Мельничук Марина Викторовна | |||
06.05.2022 06:50 | |||
Консультация для родителей в рамках родительского собрания «Родителям о компонентах психологической готовности детей к школе» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Шелеховского района «Детский сад № 16 «Ручеек» Подготовил: педагог-психолог Мельничук М.В. 2019г. Цель: познакомить родителей с понятием «психологическая готовность к школе», раскрыть разные слагаемые готовности к школе. Ход консультации. Подготовить ребенка к школе — это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению — интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью — в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:
включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Готовя детей к поступлению в школу, следует постепенно систематизировать их знания. К этому возрасту они уже имеют представления о большинстве явлений природы и общественной жизни. Но эти представления нередко поверхностные, а иногда и неточные. Поэтому будущему школьнику необходимо объяснить суть тех явлений, с которыми он сталкивается. Его надо ознакомить с назначением культурно-бытовых учреждений — библиотеки, почты, магазина и др.; рассказать ему, чем занимаются работающие в них люди, что отличает их профессии от других, каков результат их труда, какую они приносят пользу народу. Отдельно следует познакомить ребенка со школой, и не только с ее общим видом, помещениями, а главным образом с назначением, задачами, методами работы. Четкие и правильные представления ребенка о явлениях природы и человеческого общества облегчат ему усвоение школьной программы. Прежде всего, уважаемые мамы и папы, запомните главное отличие школы от детского сада: как только ваш ребенок станет школьником, он гораздо больше времени будет предоставлен сам себе. Поэтому чтобы вы были за него спокойны, следует, прежде всего, развить у ребенка умение заниматься — в смысле ЗАНИМАТЬ СЕБЯ самому. Научите ребенка не просто получать самостоятельность, а еще ею пользоваться, ответственно относиться к своим обязанностям. В конце концов, мама должна быть уверена, что ребенок сумеет днем остаться дома один и как минимум сам поесть готовый обед. А для этого предоставляйте ему возможность (пусть и под незаметным вашим надзором) что-то делать самостоятельно уже в детском саду. А чтобы такое отношение развилось, прежде всего нужны сами обязанности. Желательно. Чтобы они были не только узколичными (уборка своей комнаты), но и значимыми для всей семьи (купить хлеба, пропылесосить всю квартиру, вынести мусор и проч.). ребенок должен привыкнуть, что порученное ему дело никто не сделает. Может быть, вначале придется пару раз посидеть без хлеба. Пусть ребенок увидит. Что из-за его безответственности вся семья осталась голодной. Разумеется, все хорошо в меру. И вовсе необязательно, скажем, бросать ребенка одного на весь день; но стоит научить его при необходимости оставаться одному на какое-то время дома — при этом, чтобы он умел соблюдать основные принципы безопасности. Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать картинки, строить из кубиков, помогать маме и бабушке. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе. Хорошо, если во время каникул вы зайдете с ребенком в школьное здание. Отведите его в комнату первого класса. Пусть посмотрит как она оформлена, какая стоит там мебель, как выглядит классная доска. Обычно такая экскурсия производит очень большое впечатление. Постепенно у ребенка проснется интерес к новой жизни, которая его ожидает. Особую радость ребенку доставляют покупки школьных принадлежностей. Делать это надо постепенно, пусть он выбирает сам то, что ему больше нравится. Сначала лучше приобрести ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, даже по улице, повертеться перед зеркалом. Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, подробно объясняя назначение каждой. Скорее всего они станут на какое-то время его любимыми игрушками. Пусть поиграет, но под вашим присмотром. Вместе подберите обложки для тетрадей и книг, разрежьте и разложите по кармашкам буквы из разрезной азбуки. Только е превращайте это занятие в нудную обязаловку! Приятными должны быть хлопоты по оборудованию рабочего места. Если это письменный стол или домашняя парта, то надо заранее приучить ребенка именно здесь рисовать, рассматривать картинки, клеить и т.д. Он привыкнет к этому месту, к тому, что оно предназначено для серьезных дел. Первокласснику приходится самому себя обслуживать: складывать принадлежности в ранец, одеваться, зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы. На уроках физкультуры многие дети испытывают трудности именно в этом. Так что, если вы слишком опекаете свое ненаглядное чадо, делаете все за него сами, мысль о том, как это потом помешает ему в школе, должна заставить вас изменить свое отношение к нему. Любовь – любовью, а к самостоятельности ребенка надо приучать с раннего детства. Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы. За вами уважаемые родители — задача развить у ребенка умение общаться в коллективе (хотя бы в семье), его психологическая и эмоциональная устойчивость, готовность к трудностям, умение за себя постоять (причем адекватно, а не с помощью упреждающей агрессии). В школе ребенок постоянно будет тесно окружен товарищами. В связи с этим важно воспитывать у него общительность, уступчивость, способность прийти на помощь другому, когда он в ней нуждается. Школьник будет общаться с различными детьми, поэтому у него должно быть воспитано и чувство деликатности. Ребенку не просто понять, что правдивость не всегда должна быть прямолинейной, что в отдельных случаях, чтобы не обидеть человека, нужны сдержанность и деликатность. На протяжении подготовительной группы дети продолжают учиться общаться со взрослыми и сверстниками, усваивать основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Их речевые умения разнообразны. Они умеют выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Их словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Большое значение для формирования отношения к учителю имеет общее уважительное отношение ребенка ко взрослому. Если ребенок привык перебивать их, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на «Ты», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Для формирования правильного отношения к учителю полезно проводить игры в «школу», где роль ученика играет мама. В этой игре мама задает ребенку образец поведения ученика. Перед поступлением ребенка в школу желательно пересмотреть его дополнительные нагрузки и представить. Как они уложатся в распорядок дня первоклассника. В школе потребуется более четкий распорядок дня. Более продуманный отдых ребенка. Следует учесть особенности ребенка, а также возможности всей семьи. Нередко дети оказываются перегруженными. Установка родителей на то, что главное – занять ребенка, чтобы он не «болтался» без дела, ведет к тому, что резко сокращается время для общения, игры, совместных дел. В такой ситуации ребенок занят формально, т.е. он недостаточно добросовестно выполняет задания, чтобы выкроить время для игр.
предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация. Вообще ребенок к этому возрасту испытывает биологическую потребность в дополнительных знаниях! Поэтому как минимум не обрубайте его вопросы жестким "потом узнаешь" или "в школе тебе расскажут". Кто их знает, о чем и как там расскажут? А вот начать выдавать ребенку какую-то информацию, сказав, что "а подробнее ты непременно узнаешь в школе" — это уже более действенная мотивация. Ребенок 6-7 лет неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных. Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Что касается познавательных процессов к семи годам ребенок должен достичь следующих результатов в своем развитии: Внимание Выполнять задание, не отвлекаясь около 20 минут Находить 10 отличий между предметами Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу Копировать в точности узор или движение Мышление
Память
Мелкая моторика
Развитие речи
Грамота
Математика
Окружающий мир
|