Консультация для родителей «Что должен знать и уметь будущий первоклассник?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№1 " Улыбка" компенсирующего вида
Подготовила педагог-психолог: Короткова О.В.
Собрать школьнику ранец, одеть и обуть — дело нехитрое. А вот понять, с каким багажом знаний и умений нужно идти в первый класс, уже сложнее.
Общее развитие
Бытует мнение, что к шести — семи годам ребенок должен знать и уметь следующее:
- знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон
- знать в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира
- знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей
- ориентироваться во времени: знать время суток, времена года и их последовательность; названия месяцев по порядку, дней недели
- иметь представления о природных и погодных явлениях
- знать основные цвета и оттенки
- ориентироваться в пространстве и на плоскости: не путать понятия «право-лево»
- знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки
- уметь называть фамилии известных писателей и поэтов
- знать праздники
- уметь рассказать, чем он любит заниматься
- самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие. Дошкольник 6-7 лет должен уметь контролировать себя, сознательно удерживая внимание в течение получаса. Он достаточно сообразителен, чтобы найти между похожими картинками 8 отличий. Также ему под силу запомнить около десяти картинок и составить по ним рассказ. Количество предложений в рассказе должно быть около восьми предложений. Должен считать до двадцати в прямом и обратном счете. Составлять картинки как минимум из 10 частей.
Что касается памяти, то выучить пару четверостиший будущему школьнику уже не составить труда.
Кроме этого, перед школой ребенок должен знать:
- Свое имя, фамилию, отчество.
- Имя, фамилию, отчество родителей.
- Свой адрес: страну, город и домашний адрес.
- Знать особенности природы (времена года, понимать разницу между живой и неживой природой.
- Отличать диких животных от домашних, знать их детей.
- Уметь писать в тетради простейшие фигуры: крючки, овалы, волнистые лини и т. д.
- Рисовать карандашами, фломастерами, красками (используя кисть).
- Иметь представления о разных профессиях.
- Как ухаживать за комнатными растениями.
- Самостоятельно раздеваться, одеваться и аккуратно складывать вещи.
Выполнять задания, не отвлекаясь, около 20-25 минут.
Находить 5 — 6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
Копировать в точности узор или движение.
Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т.п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т.д.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
- находить 10-15 отличий на двух похожих картинках
- точно копировать простой узор
- описывать по памяти картинку
- запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
- писать графические диктанты ( «одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»)
- читать наизусть стихотворение, рассказывать сказку
- пересказывать услышанный рассказ
- составлять рассказ по картинке!
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
- уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа
- выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»
- знать понятия «больше-меньше-поровну»
- знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур; -
- уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
- уметь делить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Важно, чтобы ребенок:
- отличал буквы от звуков, гласные от согласных
- мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова
- подбирал слова на заданную букву
- делил слово на слоги
- читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
- правильно держать ручку и карандаш в руке
- проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии
- обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги
- уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка
- копировать с образца геометрические фигуры
- уметь продолжить штриховку рисунка
- уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Вот такой большой багаж знаний и умений должен быть накоплен к первому классу.
Подготовила: педагог-психолог Короткова О.В.
|