Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе. |
Скоро в школу | |||
Автор: Кирсанова Наталья Викторовна | |||
11.11.2020 20:37 | |||
Физическая подготовленность как компонент готовности к обучению в школе. Развитие современного общества предъявляет новые требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, к результатам и эффективности их деятельности. ФГОС НОО направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования, соответственно программа современного дошкольного образования должна быть ориентирована на подготовку дошкольников к предстоящему обучению в школе. Обоснованием для этого служит тот факт, что школьная система образования диктует совершенно новый образ жизни для будущего школьника. Изменения найдут отражения во всех сферах жизнедеятельности дошкольника. Изменится весь привычный уклад жизни ребёнка. Учебная деятельность станет для ребёнка обязательной, требующей систематической организованности труда. На уроках от него будут требоваться внимательности, усидчивости, умение выполнять задания, переносить статические нагрузки и многое другое. Все это потребует от будущего первоклассника мобилизации всего организма.
Как показывают исследования, адаптационный период детей к школьному обучению составляет от 2-3 недель (достаточной высокий уровень адаптации – самый благоприятный) до полугода (затяжной адаптационный период). Чем быстрее проходит адаптационный период, тем более успешно ребёнок осваивает учебную программу. Одним из факторов, предопределяющим скорость адаптации ребёнка, выступает уровень готовности дошкольника к обучению в школе. Проблему готовности к школе рассматривали Л.И. Божович, В. А. Аверин, Н.И. Гуткина, Я.Л. Коломенский, Е.А Панько, Е.А. Грудненко, Н.В. Нижегородцева и многие другие известные ученые в области педагогики и психологии. Само понятие «готовность к школе» в научно – педагогической литературе рассматривается как многоплановое явление. Под готовностью к школьному обучению следует понимать совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к их систематическому, организованному обучению. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить три тесно связанных между собой аспекта, характеризующих готовность к школьному обучению детей, а именно:
Психологический аспект готовности к школе имеет достаточно широкую освещённость во многих психолого-педагогических исследованиях (Н. В. Нижегородцевой, В.А. Аверина, В.Д. Шадрикова и др.) и предполагает готовность интеллектуальную или умственную, личностную и эмоционально-волевую. Интеллектуальная или, как её ещё называют, умственная готовность подразумевает развитие психических процессов, обеспечивающих процесс познания ребенка (мышление, речь, внимание, память, восприятие и др.), сенсорное развитие и предметно-практическое развитие. К личностной готовности относят определенный уровень развития мотивационной сферы (системы соподчиненных мотивов поведения). По словам Л.И. Божовича, следует также отнести к личной готовности сформированность "внутренней позиции школьника" Под понятием эмоционально-волевой готовности к школе, прежде всего, подразумевают способность ребёнка управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Обеспечивается это сбалансированностью процессов возбуждения и торможения нервной системы. Так же особо выделяют эмоциональную устойчивость ребёнка, которая оказывает непосредственное влияние на работоспособность организма ребёнка. Социально – психологической готовность к школе связана с появлением у будущих первоклассников взаимоотношений между детским и взрослым обществом, с изменением положения ребёнка в коллективе, а также с изменением его социально – психологического статуса. Последний аспект готовности к школе – физическая или физиологическая готовность, которая является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе. В различных научных психолого-педагогических источниках разные исследователи по-разному называют такой вид готовности: А.В. Аверин, М.Н. Кузнецова говорят о физической готовности, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков – о физиологической готовности. В своих исследованиях А.В. Аверин отмечает, что физическая готовность к обучению в школе, прежде всего, характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. М.Н. Кузнецова раскрывает понятие «физическая готовность» с точки зрения общего физическое развитие, при котором основные антропометрические показатели (рост, вес, объем груди, мышечный тонус и др.) соответствовали бы нормам физического развития 6-7-летнего возраста. Включает в это же понятие и состояние сенсорных систем, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), и состояние нервной системы ребенка. Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков утверждают, что физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребёнка и состоянием его здоровья. Изучения теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что под понятием физической готовностью к школьной системе обучения понимается важнейшая комплексная характеристика ребёнка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие основные компоненты: положительное состояние здоровья; соответствующее возрастной норме физическое развитие; высокий уровень физической (двигательной) подготовленности в целом и мелкой моторики, в частности. Положительное состояние здоровья характеризуется согласованной работой всех жизненно важных органов и психофизиологических систем организма ребёнка, их своевременным развитием. Под физическим развитием подразумевается процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных и физиологических систем организма ребёнка (сердечно-сосудистой, нервной и мышечной систем и других) и основанных на них физических качеств (скорость, сила, выносливость и других) и способностей. Физическое развитие зависит от строения организма, который определяется антропометрическими показателями (рост, вес, объём грудной клетки, ёмкость лёгких, объём и сила мышц, изгибы позвоночника и другое) и от функциональных особенностей организма. Важными показателями физического развития ребёнка в дошкольном возрасте (от 3-7 лет), как отмечает Э.С. Вильчковский, являются рост, масса тела и окружность грудной клетки. Зная эти показатели, можно сравнить данные физического развития конкретного ребенка в группе со средними показателями развития детей соответствующего возраста. Для того чтобы процесс физического развития ребёнка шёл в правильном направлении, необходим контроль над его физической подготовленностью. Физическая подготовленность рассматривается как сформированность двигательных умений и навыков, необходимых для освоения или выполнения человеком какой-либо деятельности. Характеризуется физическая подготовленность степенью сформированности двигательных умений и навыков, а также физических качеств. Исходя из выше сказанного, для подготовки дошкольника к школьному обучению, следует формировать такие двигательные умения и навыки, которые необходимы в учебно-практической деятельности. Одним из необходимых двигательных умений и навыков является мелкомоторный навык или, по-другому, мелкая моторика. В научно – педагогических исследованиях отмечается, что в связи с неподготовленностью ручной моторики, в частности мелкой моторики у дошкольников возникают трудности на первом году обучения в школе.
|