Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Скоро в школу
Автор: Зайцева Юлия Викторовна   
25.11.2019 21:57

Консультация для родителей СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕКонсультация для родителей СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

«Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми»

Ребёнок испытывает пускай и положительный, но всё же стресс, шагая в школу в первый раз. Он робко улыбается, но беспокойство всё равно даёт о себе знать. Мамы волнуются, первая учительница переживает: «справится ли малыш со всеми трудностями, что возникнут на его пути?..» Первый раз в первый класс... как часто повторяется эта фраза в начале учебного года! Но готов ли ребёнок не только перешагнуть порог школы, но и в дальнейшем успешно учиться? Каковы критерии школьной готовности?

Этот вопрос не новый! Проблеме школьной готовности посвящено немало публикаций, да и книг по этой проблеме написано много. Но почему-то вопрос до сих пор остаётся открытым — нет единой точки зрения. Согласитесь, по сути, мы имеем дело с казусом: если есть образовательный стандарт, то почему нет единого подхода к изучению готовности его усвоения?

Вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирования его личности, вопросы воспитания. Именно поэтому остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

 

Современная специальная литература дает нам множество советов – как развивать речь ребенка, подготовить к обучению грамоте, счету, письму, как проверить, нет ли у него нарушений, мешающих обучению и т. д. Нам кажется уместным поговорить не столько об интеллектуальной, сколько о социально-психологической готовности к школе, от которой зависят не только школьные успехи, но и самочувствие ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и успешно учились. Но всегда ли мы ясно понимаем, как во многом это зависит именно от душевного настроя ребенка.

Социально-психологическая (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе, с учителем, формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции — положения школьника, имеющего важные обязанности и права, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, место в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.

Подготовленный к школе ребёнок хочет учиться потому, что у него появилось стремление занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир. Кроме того, у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Эти две потребности способствуют возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника». Сочетание двух потребностей — познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне — позволяет ребёнку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в произвольном поведении ученика. Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, ему будет трудно в школе.

Социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, учителем. Каждому ребёнку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других, важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья. Эти качества позволяют правильно реагировать на похвалу и порицание, они проявляются в умении сдерживать, регулировать проявление своих чувств, в преобладании положительных эмоций. Эти качества обеспечивают безболезненное преодоление трудностей, с которыми сталкивается школьник.

В воспитании положительного отношения к школе особое значение имеет игра. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребёнка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и с взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущим школьникам. Играя, ребёнок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определённые усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умения работать коллективно. Всё это необходимо будущему первокласснику.

Чтобы расширить представления Вашего ребенка о школьниках и вызвать желание подражать им, заинтересоваться школьной жизнью, желательно какому-нибудь ученику (соседу, двоюродному брату) рассказать об интересных школьных делах, о любимом уроке, о том, как ребята помогают отстающим, как участвуют в труде взрослых. Кроме того, помочь ребенку при встрече с новой для него школьной ситуацией, может на наш взгляд использование психогимнастических упражнений, которые может проводить как учитель, воспитатель, так и вы – родители.

Ребенок должен знать о том, как устроена школьная жизнь:

  1. В школе бывают уроки — во время урока дети учатся, читают, считают, пишут, отвечают на вопросы учителя. Если ученик хочет что-то спросить у соседа, то он должен говорить тихо. На вопрос учителя нужно отвечать громко.
  2. Перемена- во время перемены играют, разговаривают, готовятся к уроку. На перемене тоже можно говорить громко.
  3. Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и другие необходимые вещи.

Вы можете организовать игру с ребенком, в результате которой он сможет получить эти знания и закрепить их. В игре могут участвовать как один ребенок, так и группа детей (друзья, соседи). Приведем пример нескольких психогимнастических занятий для будущих первоклассников.

Например:

Игра «Что лежит в портфеле?»

Ведущий бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, кирпич и т.д. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет — ловить мяч не нужно.

Игра «Я возьму с собой в портфеле»

Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я возьму с собой в портфеле...» — и называет какой-нибудь необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет то, что назвали до него, и добавляет свой предмет.

Игра «Тихо — громко»

Ведущий произносит незаконченные предложения, например, «Когда ты на уроке, ты разговариваешь...» Задача ребенка крикнуть: «Громко!» — или прошептать: «Тихо».

При переходе из дошкольного детства в школу ребенок обретает новую идентичность: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Формирование новой идентичности — длительный и противоречивый процесс. И нам, взрослым, необходимо помочь ребенку сориентироваться в том, что же представляет собой идентичность школьника. Как правило, родители и педагоги, работающие с дошкольниками и младшими школьниками, склонны к резкому противопоставлению социальных позиций школьника и дошкольника. Эти позиции оказываются полярными, взаимоисключающими. Подразумевается, что переход в школу означает полный отказ от дошкольных форм поведения. «Ты же теперь первоклассник!» — слышит ребенок.

Взрослым присущи иррациональные ожидания, что в один прекрасный день (а именно первого сентября) ребенок волшебным образом начнет вести себя как школьник, причем не только на уроке, но и за его пределами. Более того, дошкольные формы поведения и интересы получают отрицательную оценку: «Ты же такой большой, что ты все время играешь?» К поведению ребенка предъявляются явно завышенные и нереальные требования, соответствовать которым ребенок не в состоянии, и это провоцирует усиление тревожности снижение самооценки. Ожидания взрослых передаются и детям. Взрослые склонны изображать дошкольника этаким шумным и неуправляемым существом, тогда как школьник представляется им неким идеальным ребенком, всегда уравновешенным, послушным, интересующимся только уроками. Но способен ли ребенок стать именно таким школьником, да и возможно ли это?

Очень важно сделать требования и ожидания взрослых более реальными, чтобы ребенок понимал: переходя в школу, он не перестает быть ребенком со всеми присущими ему особенностями. Ваш ребенок должен понять, что школьник — это ребенок, который ходит в школу, учится, выполняет домашние задания. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может бегать, прыгать, играть. Таким образом, ребенок обязан быть школьником на уроке, но в остальное время он имеет право на дошкольные (или внешкольные) формы поведения.

Работу по разграничению образов школьника и дошкольника имеет смысл начать с обсуждения того, чем они отличаются друг от друга. Затем эта тема получает развитие в различных упражнениях. Приведем несколько примеров.

Игра «Кто где?»

В игре участвуют несколько человек: мама, папа, брат, друг и т.д. «Вот тебе лист бумаги. Он разделен пополам. Нарисуй на одной половинке школьника, а на другой — дошкольника. Сделай это так, чтобы можно было сразу догадаться, кто, где нарисован. Никому не говори, кого, где ты нарисовал». По завершении рисования участники садятся в круг. Все по очереди показывают свои рисунки, а задача остальных — догадаться, где нарисован школьник, а где — дошкольник.

Игра «Представь себе»

Затем идет работа с пластическим образом школьника и дошкольника: «Представь, как сидит школьник. Представь, как — дошкольник. Представь, как ходит школьник. Представь, как — дошкольник». Ребенку важно попробовать себя и в одной, и в другой роли: «Походи как школьник, посиди как дошкольник». Можно дать ребенку такое игровое задание: «Когда я хлопну один раз, то ты должен сидеть как школьник, а когда два раза — как дошкольник».

Затем ребенок изображает школьника или дошкольника в любой позе, а Ваша задача — догадаться, кого именно ребенок изобразил.

Игра и беседы стимулируют мотивацию у дошкольников к учению, к скорейшему прибытию в школу, к тому, чтобы занять новую социальную позицию.

Ребёнок должен обладать качествами личности, помогающими ему войти в коллектив класса, найти своё место в нём, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребёнком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.

Таким образом, социально-психологическая готовность детей к школе (или готовность в сфере общения) включает:

  • развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми
  • умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов

- развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Важно душой почувствовать сложность переживаний ребенка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.

Литература

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006г.;
  2. Чибисова М. Психогимнастические занятия для будущих первоклассников
  3. Дмитриева В.Г. Готовимся к школе. – М.: изд-во «Эсно», 2007г.

- Безруких М. Портрет будущего первоклассника// «Дошкольное воспитание» № 2,3, 4, 2003 г.

- Сергеева Н. В. Школьная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников/ Статья отнесена к разделам: Преподавание в начальной школе/ Работа с родителями / Школьная психологическая служба

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год