Ребенок идет в школу |
Скоро в школу | |||
Автор: Главный Редактор | |||
01.07.2020 20:06 | |||
Школа – это шаг в будущее. И хотя многие дети пришли в школу после детского сада и уже знали, как вести в коллективе, у них было представление о занятиях; для них было, как и для тех, кто пришел прямо из дома, из-под уютного крыла бабушек и мам, эта перемена всего образа жизни – стресс. Да и для родителей сплошные проблемы. Ту ли школу выбрали? Кто будет отвадить ребенка на занятия и забирать? Ведь он пока еще совсем маленький. А может быть, лучше «школа полного дня» или проверенная продленка? Да и вообще, сможет ли он приспособится к школьной жизни? А задания на дом? а учительница? Какой она будет – мягкой, спокойной или строгой, требовательной? Вдруг наш мальчик ей не понравится – тогда пиши, пропало…
Вспоминают родители и собственный не всегда лучезарный школьный опыт: растерянность и беспомощность первых дней, бесконечно тянущиеся уроки, ранние пробуждения под звон будильника и раздражительные понукания взрослых: «Ну скорей, скорее? Что ты копаешься? Опоздаешь!». И постоянное чувство напряжения тревоги: вдруг что-то не так? Вдруг не получится?
Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет – он часто болеет( а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации. А ведь этих неприятностей можно избежать. Как и в любом другом деле, лучше предупредить появления проблемы, чем потом с большим трудом ее преодолеть. И начинать эту работу лучше задолго до первого класса – в5-5.5 лет, в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах, гимназиях, домах культуры и образовательных центрах. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учится в школе не сможет. Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в целом. Дополнительные занятия. Доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводит к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется для того, чтобы пройти собеседование (хотя по закону ребенка должны принять в школу без всяких проверок) и стать учениками. Однако вскоре в школе все же начинаются проблемы. Дело в том, что умение читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а так же многое другое, что проверяют при поступлении в школу, - все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научится общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читать и считать до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, адресованные детям 8-9 лет, - и это не обеспечивает ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в школе. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно и, конечно, поможет ему в обучении, но этого недостаточно. Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов «по подготовке к школе» осуществить своеобразное интеллектуальное «натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно. В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе. Когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Такие дети называют учительницу «на ты», на уроке перебивают ее, сверстников, смеются – это воспринимается как грубое нарушение дисциплины. Другие, одинаково боясь и учителей, и детей, зажимаются и не могут не вымолвить не слова. Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-позновательная мотивация: обучение, усвоение нового обычно (у 90% первоклассников) не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, гулять, когда многие дети еще в садике, и вообще, пользоваться привилегиями своего нового социального статуса. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, цветы, вкусные булочки на завтрак, «перемены, где бегают», №тетрадки с котеночком на обложке», им льстит, что они «взрослые почти», «сами ходят в школу». Эти данные ежегодного опроса первоклассников свидетельствуют о том, что дети этого возраста психологически еще являются дошкольниками, они не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые. А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а кто и раньше, с момента записи в школу, видя теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ну что же ты? Ведь уже в школу ходишь!». Нередко у детей отбирают игрушки, в том числе и любимые, смеются над привязанностью к привычным детским «дошкольным» книгам-сказкам, стихам. А малышу трудно просыпаться утром по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравиться рисовать, чем писать буквы. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справиться, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учится всему, чему учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? А уже если речь идет о чем-то новом – страх еще больше возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что уж их ребенок, безусловно, будет отличником. Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребенку очень не легко. В первую очередь это относится «к домашним» детям, не получившим опыта, который дает детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания которые адресованы не лично тебе, а всей группе. Даже для более подготовленных детей хватает сложностей и проблем в первые дни и месяцы школьной жизни. И совсем не к чему добавлять проблемы, вытекающие из не адекватных чаяний взрослых по отношению к возможностям 6-7 летнего ребенка в период адаптации к школьной жизни. Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это сложный и весьма продолжительный процесс. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособления к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требует значительных усилий. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточится на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не пони мает причин их поведения, не правильно трактует их поступки и слова – он не готов к школе, даже если умеет читать, писать и знает несколько иностранных слов. Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо», «можно, если…», «нужно, если…» и т. п. – ему будет очень трудно в школе. Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет – он может не справиться с школьными нагрузками, которые ожидают его уже в первом классе (особенно в школах и гимназиях, работающих по программам повышенной сложности). Если он ждет от школы только радости, чувствует гордость только от причастности к школьной жизни и от ее чисто внешних атрибутов: ранца, костюма, новых канцелярских принадлежностей, возможностей пользоваться уважением «малышей», а желания что-то узнавать и чему-то учится у него нет, - школа наскучит ему уже через неделю. Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только, в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку, хотя бы дома. Понимание, доброту, участие и любовь. Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы. Ему все так же нужна мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми. Погулять во дворе. Побегать по парку. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И. даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки переел сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу. Распространенная ошибка многих родителей – утрированное, сверхвнимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам первоклассника. Резкую смену системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения, знанию расписания уроков, замечаниям учителя и т.д.) ребенок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожных переживаний и ощущений вины, к стойким личностным изменениям в целом. У более сильных, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, негативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе плохими поступками. Действуют «назло», становятся агрессивными. Появляется нарочито безразличное отношение к школе, к оценкам взрослых, к учебе. Быстро формируется не благоприятная позиция в классе, среди сверстников, чье расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами. Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведения на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе. Итак, проверьте, умеет ли ваш ребенок: •Заниматься одним делом (не только интересным) в течении 20-30 минут; •Понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу и т.д.); •Действовать точно по образцу •Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок - квадрат – кружок – квадрат», а потом – безподсказки, но с той же скоростью); •Хорошо ориентировался в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого»); •Запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше); •Ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное». Важно также проверить, не стесняется лит ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними ( по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками. И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют. В более выгодном положении обычно оказываются дети, ходившие в детский сад или посещавшие подготовительные классы в школе. В более сложном – левши, малыши с ослабленным здоровьем 0особенно, что касается нервной системы), гиперактивные или слишком замедленные дети (так называемые шустрики и мямлики), а также застенчивые «нелюдимки» и юные «агрессоры». Если ребенок идет в школу до 6,5 лет, он может столкнуться с проблемами, связанными с незрелостью нервной системы. В этом случае нужно очень осторожно подходить в выборе школы или гимназии с программами повышенной сложности: они могут оказаться не посильными для ребенка. возможно, через год этих проблем уже не будет. Если же психологически неготового к обучению малыша все-таки отдали в школу, нужно обеспечить ему щадящий режим, малочисленный класс, индивидуальный подход к организации занятий, полноценный отдых дома и в школе. Это иногда предлагают лицеи и гимназии. А сейчас пока еще есть время. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, компьютерные(недолго!), пусть больше рисует конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики(купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задание вместе. А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимые ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.
|