Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ребенок идет в школу
Скоро в школу
Автор: Главный Редактор   
01.07.2020 20:06
Ребенок идет в школуШкола – это шаг в будущее. И хотя многие дети пришли в школу после детского сада и уже знали, как вести в коллективе, у них было представление о занятиях; для них было, как и для тех, кто пришел прямо из дома, из-под уютного крыла бабушек и мам, эта перемена всего образа жизни – стресс. Да и для родителей сплошные проблемы. Ту ли школу выбрали? Кто будет отвадить ребенка на занятия и забирать? Ведь он пока еще совсем маленький. А может быть, лучше «школа полного дня» или проверенная продленка? Да и вообще, сможет ли он приспособится к школьной жизни? А задания на дом? а учительница? Какой она будет – мягкой, спокойной или строгой, требовательной? Вдруг наш мальчик ей не понравится – тогда пиши, пропало…
Вспоминают родители и собственный не всегда лучезарный школьный опыт: растерянность и беспомощность первых дней, бесконечно тянущиеся уроки, ранние пробуждения под звон будильника и раздражительные понукания взрослых: «Ну скорей, скорее? Что ты копаешься? Опоздаешь!». И постоянное чувство напряжения тревоги: вдруг что-то не так? Вдруг не получится?
Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет – он часто болеет( а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.
А ведь этих неприятностей можно избежать. Как и в любом другом деле, лучше предупредить появления проблемы, чем потом с большим трудом ее преодолеть. И начинать эту работу лучше задолго до первого класса – в5-5.5 лет, в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.
Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах, гимназиях, домах культуры и образовательных центрах. Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учится в школе не сможет. Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в целом.
Дополнительные занятия. Доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводит к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется для того, чтобы пройти собеседование (хотя по закону ребенка должны принять в школу без всяких проверок) и стать учениками. Однако вскоре в школе все же начинаются проблемы.
Дело в том, что умение читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а так же многое другое, что проверяют при поступлении в школу, - все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научится общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читать и считать до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, адресованные детям 8-9 лет, - и это не обеспечивает ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в школе. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно и, конечно, поможет ему в обучении, но этого недостаточно.
Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а так же требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов «по подготовке к школе» осуществить своеобразное интеллектуальное «натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно.
В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе. Когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Такие дети называют учительницу «на ты», на уроке перебивают ее, сверстников, смеются – это воспринимается как грубое нарушение дисциплины. Другие, одинаково боясь и учителей, и детей, зажимаются и не могут не вымолвить не слова.
Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, что нельзя делать, включиться в учебный процесс. Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-позновательная мотивация: обучение, усвоение нового обычно (у 90% первоклассников) не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, гулять, когда многие дети еще в садике, и вообще, пользоваться привилегиями своего нового социального статуса. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, цветы, вкусные булочки на завтрак, «перемены, где бегают», №тетрадки с котеночком на обложке», им льстит, что они «взрослые почти», «сами ходят в школу». Эти данные ежегодного опроса первоклассников свидетельствуют о том, что дети этого возраста психологически еще являются дошкольниками, они не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.
А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а кто и раньше, с момента записи в школу, видя теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ну что же ты? Ведь уже в школу ходишь!». Нередко у детей отбирают игрушки, в том числе и любимые, смеются над привязанностью к привычным детским «дошкольным» книгам-сказкам, стихам. А малышу трудно просыпаться утром по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравиться рисовать, чем писать буквы. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справиться, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учится всему, чему учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? А уже если речь идет о чем-то новом – страх еще больше возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что уж их ребенок, безусловно, будет отличником.
Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребенку очень не легко. В первую очередь это относится «к домашним» детям, не получившим опыта, который дает детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания которые адресованы не лично тебе, а всей группе. Даже для более подготовленных детей хватает сложностей и проблем в первые дни и месяцы школьной жизни. И совсем не к чему добавлять проблемы, вытекающие из не адекватных чаяний взрослых по отношению к возможностям 6-7 летнего ребенка в период адаптации к школьной жизни.
Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это сложный и весьма продолжительный процесс. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособления к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требует значительных усилий. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточится на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не пони мает причин их поведения, не правильно трактует их поступки и слова – он не готов к школе, даже если умеет читать, писать и знает несколько иностранных слов.
Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо», «можно, если…», «нужно, если…» и т. п. – ему будет очень трудно в школе.
Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет – он может не справиться с школьными нагрузками, которые ожидают его уже в первом классе (особенно в школах и гимназиях, работающих по программам повышенной сложности).
Если он ждет от школы только радости, чувствует гордость только от причастности к школьной жизни и от ее чисто внешних атрибутов: ранца, костюма, новых канцелярских принадлежностей, возможностей пользоваться уважением «малышей», а желания что-то узнавать и чему-то учится у него нет, - школа наскучит ему уже через неделю.
Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только, в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку, хотя бы дома. Понимание, доброту, участие и любовь.
Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы. Ему все так же нужна мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми. Погулять во дворе. Побегать по парку. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И. даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки переел сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.
Распространенная ошибка многих родителей – утрированное, сверхвнимательное отношение к первым школьным успехам или неуспехам первоклассника. Резкую смену системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения, знанию расписания уроков, замечаниям учителя и т.д.) ребенок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожных переживаний и ощущений вины, к стойким личностным изменениям в целом.
У более сильных, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, негативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе плохими поступками. Действуют «назло», становятся агрессивными. Появляется нарочито безразличное отношение к школе, к оценкам взрослых, к учебе. Быстро формируется не благоприятная позиция в классе, среди сверстников, чье расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами.
Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведения на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.
Итак, проверьте, умеет ли ваш ребенок:
•Заниматься одним делом (не только интересным) в течении 20-30 минут;
•Понимать и выполнять простейшие задания, которые дает взрослый (например, нарисовать мужчину, а не просто человека, робота, принцессу и т.д.);
•Действовать точно по образцу
•Действовать в заданном темпе, без ошибок на протяжении 4-5 минут (например, рисовать простой геометрический узор в тетради в клетку под диктовку взрослого: «кружок - квадрат – кружок – квадрат», а потом – безподсказки, но с той же скоростью);
•Хорошо ориентировался в пространстве и на листе бумаги, не путать «над», «под», «вверх», «вниз», «направо», «налево» (например, рисовать узор по клеточкам, следуя инструкции взрослого»);
•Запоминать короткие стишки (чем больше, тем лучше);
•Ориентироваться в понятиях «больше – меньше», «раньше – позже», «сначала – потом», «одинаковое – разное».
Важно также проверить, не стесняется лит ваш ребенок посторонних (как взрослых, так и детей), способен ли контактировать с ними ( по собственной или их инициативе), в состоянии ли он соблюдать правила в игре, следить за соблюдением их другими участниками.
И если ребенок все это умеет, да еще знает буквы и свободно считает в пределах десятка, многие трудности его минуют. В более выгодном положении обычно оказываются дети, ходившие в детский сад или посещавшие подготовительные классы в школе. В более сложном – левши, малыши с ослабленным здоровьем 0особенно, что касается нервной системы), гиперактивные или слишком замедленные дети (так называемые шустрики и мямлики), а также застенчивые «нелюдимки» и юные «агрессоры».
Если ребенок идет в школу до 6,5 лет, он может столкнуться с проблемами, связанными с незрелостью нервной системы. В этом случае нужно очень осторожно подходить в выборе школы или гимназии с программами повышенной сложности: они могут оказаться не посильными для ребенка. возможно, через год этих проблем уже не будет. Если же психологически неготового к обучению малыша все-таки отдали в школу, нужно обеспечить ему щадящий режим, малочисленный класс, индивидуальный подход к организации занятий, полноценный отдых дома и в школе. Это иногда предлагают лицеи и гимназии.
А сейчас пока еще есть время. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, компьютерные(недолго!), пусть больше рисует конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики(купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задание вместе.
А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимые ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год