ПОРТФЕЛИЯ или первоклассник – на старт |
Скоро в школу | |||
Автор: Орлова Любовь Владимировна | |||
24.07.2018 21:17 | |||
ПОРТФЕЛИЯ или первоклассник – на старт Орлова Любовь Владимировна учитель-логопед, канд. псих. наук ГБОУ Школа 814 КДО 863, Москва Коррекционно-образовательная цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Школьные принадлежности». Коррекционно-развивающие цели: развитие творческого воображения с помощью художественно-продуктивной деятельности; снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество; развитие уверенности в себе; развитие способов коммуникации; тренировка в умении сосредотачиваться. Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
Образовательные области: «Познание», Коммуникация», «Творчество». 1. Мысленное погружение в тему - Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие – в сказочную страну. Возьмемся за руки (дети стоят в кругу) и представим, что мы летим на нежном, пушистом облаке (звучит спокойная музыка). Держитесь за руки, чтобы не упасть с облака (имитация полета). Представим, как дует теплый ветер и обдувает нам лицо, шею. И вот мы приземляемся в сказочной стране — Портфелии. Эта страна не простая. В страну Портфелию попадают только те ребята, которые знают, что нужно положить в портфель. 2. Беседа Зимою книжками набит, А летом пуст и крепко спит. (Педагог наглядно показывает детям портфель). - А, кто живет в портфеле? - Отгадайте загадку: Учитель у меня в портфеле! Кто? Быть не может! Неужели? Взгляни, пожалуйста! Он тут (достает из портфеля букварь). Его учебником зовут. Учебник – самый главный, так как он учит нас грамоте, чтению. Это самая главная книга, самая первая книга в жизни первоклассника и называется эта книга «Букварь». Относитесь к этой книге с уважением и заботой: не мните страницы, не рисуйте в нем и пользуйтесь закладкой (показывает детям). Я — нарядная закладка. Я нужна вам для порядка. - Кто там у меня шуршит в портфеле (слышится шуршание тетрадных листов). Тетради в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. - Что нам еще понадобится в школе? Какие принадлежности? Достает из портфеля альбом для рисования. Все люди любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. - А, чем мы рисуем в альбоме? Пишем в тетрадях? Достает из портфеля пенал с карандашами и ручками. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки. Школьник пишет и растет, Карандаш — наоборот. Карандаш в пенале мается, Но зато он не ломается. Пенал хранит ручки и карандаши, он нам служит для того, чтобы не искать их по «углам» портфеля. - А, это дневник (достает из портфеля дневник). В дневнике заданья на дом, И стоят отметки рядом. - А, это линейка, она вам понадобится для того, чтобы измерять длину. Я — линейка. Прямота – Главная моя черта. - А, это циркуль, он вам понадобится в старших классах на уроках черчения. Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, - Вот основные предметы, которые вам будет нужно носить в портфеле. 3. «Образ и пластика» (мимическая разминка) Скоро в школу Скоро в школу мы пойдем Дети выполняют ходьбу на месте. И портфель с собой возьмем. Руки поднять вверх, локти развести в стороны, кончики пальцев рук соприкасаются. Развести руки в стороны и опустить, ладони повернуть друг к другу и поставить вертикально. Затем опять развести локти в стороны, ладони двигаются навстречу друг другу до соприкосновения кончиками пальцев. Получается квадрат, изображенный в воздухе с помощью обеих рук. Книжки, ручку, карандаш Поочередно прикасаться к подушечке большого пальца кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца. Мы в портфель положим наш. Округлить ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга. Соединяют и разъединяют пальцы, соединяют их в «замок». Будем мы читать, писать Хлопают в ладоши. И учиться все на «пять»! Показывают пять пальцев. 4. Проработка темы (Сказка «Страна Портфелия») – автор Орлова Л [3] А, теперь, послушайте сказку про страну Портфелию. Страна Портфелия очень красивая. Там все аккуратно, все расположено по полочкам. У каждого сказочного персонажа свой уголок, свой домик. Самый главный, король страны Портфелии – Букварь. Он важно ходит, выпрямив голову. Все знает, всех учит, дает указания (приказы). Спутница Букваря – учительница Пропись. Она всюду следует за Букварем. Знакомит народ данной страны с буквами, помогает буквы образовывать в слоги, а слоги в слова. Она обучает детей и взрослых, объясняет новый материал, а затем проверяет выполнение домашнего задания, проводит контрольные работы. Если ученики хорошо знают предмет, Пропись ставит им «пятерки», а если не знают, или не выполняют задание, тогда Пропись ставит им «двойки» и «тройки». Поэтому ученики стараются исправить свои плохие отметки. Во дворце есть писарь Закладка. Он всегда следует за королем Букварем и записывает приказы. Дворец охраняют солдаты. Все ребята молодцы, бравые Цветные Карандаши. Все они как две капли похожи друг на друга. Одно лишь различие, они разного цвета. Их поэтому и называют цветные карандаши. Самый главный, начальник над всеми карандашами, простой Карандаш. Он дает указания всем цветным карандашам, строит их в ряд, отдает распоряжения. Солдаты слушаются и выполняют все его указания. Синий Карандаш рисует и раскрашивает небо, воду. Красный Карандаш участвует в рисовании цветов и других предметов. Зеленый Карандаш помогает в рисовании травы, листвы. Желтый Карандаш радуется, как маленький, потому что рисует предметы желтого цвета: солнце, колоски, песок. Все солдаты-карандаши живут в казарме (пенал), помогают друг другу, и служат своему народу и государству. Солдаты все делают по-порядку: утром раньше всех встают, делают зарядку, чистят зубы, кушают и бегут маршировать перед казармой. Когда солдаты-карандаши выступают на параде, то ходят колонной или коробкой. Шагают ровно, чеканя шаг. Если не спокойно на границах страны, всех солдат направляют на боевые действия. Помощниками солдат на ученьях и военных действиях являются пограничные собачки. У них разные имена. Одни их называют – «Ластик», другие – «Резинка». Так или иначе они помогают солдатам карандашам. Они находят следы преступников, стирают «ненужные» следы. Самый главный генерал, в чьем подчинении все карандаши, ручки – это генерал Дневник. Он проверяет заполнение документов по дням (расписание, домашнее задание, оценки, замечания). Он посредник между учителем и родителем. Поэтому нужно уважать генерала и соблюдать правила заполнения. Следователь Циркуль – важный. Ходит с высоко поднятой головой. Глаза смотрят из-под лба, как будто что-то высматривают, выискивают. Правая рука поддерживает монокль. Левая рука Циркуля всегда подкручивает усы, поэтому они у него приподняты к верху. Ходит Циркуль широко расставляя ноги. На месте преступления он на мгновение останавливается. Упирается одной ногой в твердую поверхность, другой крутится вокруг себя, так что получается круг. Если Циркуль в хорошем настроении и старается, то он может нарисовать ровный круг. Незаменимый помощник следователя Циркуля – Сержант Линейка. Он помогает Циркулю, работает с документацией и расчетами в полицейском участке, определяет длину, размер радиуса круга. А еще здесь живет художница Кисточка, дизайнер Ножницын и другие. Все в этой стране живут дружно и счастливо и никогда не ругаются. 5. Творческая лаборатория Нарисовать сказочный персонаж страны Портфелии. Придумать про него историю. Можно придумать имя герою, что он делает, чем полезен и т.д. 6. Этап вербализации Влад С. (7, 5) Мы Цветные Карандаши, охраняем нашу страну. Мы помогаем сделать мир цветным и ярким. Мы все стройные, в солдатской форме. Маршируем и строимся в один ряд. Нами пользуются на уроках рисования. Вика Р. (7, 4) Я Ручка, живу в пенале в сказочной стране Портфелии. Я стройная и красивая. Хожу в нарядных платьях. Я нужная, так как помогаю в школе на уроках чистописания. Без меня в школе трудно, я важная и полезная. Настя С. (7, 3) Я важный генерал Дневник. Слежу за порядком. У меня есть погоны со звездами. Меня боятся ребята, которые учатся плохо, а с отличниками я дружу. Мной пользуются, записывая домашнее задание на дом, учителя ставят оценки. Глеб П. (7, 2) Я – Сержант Линейка. Я – длинный, на мне много черточек и цифр. Эти черточки и цифры нужны для того, чтобы измерять длину в сантиметрах. Еще я нужен для того, чтобы проводить ровные прямые линии. Я живу в портфеле. Мною часто пользуются на уроках и при выполнении домашнего задания. Я спокойный и трудолюбивый. Алеша Р. (7, 3) Я дизайнер Ножницын, живу в сказочной стране Портфелии. Я, как Юдашкин, шью одежду для всех жителей Портфелии. Хожу в строгом костюме. Шью не только мужские костюмы, но и женские платья. Разрезаю ткани, из которых получается одежда. В школе понадоблюсь детям на уроках труда. 7. Завершение - Теперь, послушайте стихотворение о стране Портфелии. «Портфелия» – автор Орлова Л [3] Страна Портфелия, огромная страна. Здесь каждый занят делом с утра и до вечера. Самый главный в этой стране – король Букварь. Он очень важный генерал. Всем указания дает и никогда не устает. На страже стражники стоят, Все на подбор в ровный ряд. Все братья хороши – цветные карандаши. Живут в пенале и не тужат, И верно государству служат. Верный друг всех пограничных войск Пес по имени ластик «Барбос». Все лишнее стирает и никогда не отдыхает. Есть в той стране сержант Линейка, Он измеряет все по мерке. Его начальник – следователь Циркуль. Очень важный Кур-куль. Преступления раскрывает, И на месте все решает. В той стране учительница пропись. Учит складывать все в ряд, Буквы в слоги образует, а потом, слова паркует. Получается при этом Предложение с ответом. Есть в той стране художница, Ее зовут Кисточка Ца-ца. Она украсит белый свет, Прекрасен станет в мире цвет. Рисует и портреты и пейзажи, Ах, до чего красивые пассажи. Все жители этой страны Помощниками будут в учебе. Клади ты в портфель их скорей, С ними жизнь будет веселей! - Так, что же понадобится нам в школе, перечислите школьные принадлежности? - Теперь, вы готовы к школе. - Удачи, будущие первоклассники! Литература
|