«Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению»» |
Скоро в школу | |||
Автор: Якубенок Татьяна Владимировна | |||
14.05.2018 14:21 | |||
«Консультация для родителей «Критерии коммуникативной готовности к школьному обучению»» Современные технологии организации коррекционно-развивающей работы с детьми в группах инклюзивной направленности при подготовке к школе Заведующий Якубенок Татьяна Владимировна МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28 «Ручеёк» 2018 г. Здравствуйте, дорогие, уважаемые мои Родители! Рада Вас видеть и слышать! Скоро нам придется расстаться, так как наши дети пойдут в школу. В детский мир детей войдут новые знания, появятся новые права и обязанности. А сколько будет интересных встреч и разнообразных отношений со сверстниками и взрослыми. Все изменится и у Вас. И мне хотелось бы сегодня рассказать вам о коммуникативной готовности детей к обучению в школе, о критериях этой готовности.
Вы огромные молодцы, что не побоялись, согласились отдать ребенка в детский сад. Вы доверили самое дорогое в своей жизни нам, а мы очень постарались превратить жизнь ребёнка в детском саду в комфортный праздник, радостное познание нового и интересное времяпровождение. Что же будет отличать наших детей от большинства ребят которые не ходили в сад? А вот что: современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в школу, в первый класс неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформирован социальный, психологический, эмоционально – волевой, коммуникативный, компоненты готовности. А что наши дети будут уметь к концу посещения подготовительной к школе группы? Благодаря нашим общим стараниям они будут уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, так как ежедневно в различных ситуациях в детском саду им приходилось этому учиться; выполнять требования учителя, так как уже сложилось понимание требований педагогов и персонала детского сада, подчинение определенным правилам сложившимся в группе детского сада; контролировать свое поведение, хотя это очень сложный момент, но необходимый. Все вы прекрасно знаете нашего любимого педагога – психолога. Чем же она занималась с ребятами в этом учебном году, на что обращала внимание? А вот на что. Нам было очень важно заранее, еще до начала обучения наших детей в школе выяснить, насколько психологические возможности Вани, Пети, Марины, Антона и т.д. соответствуют школьным требованиям. А они очень стали завышенными, если сравнивать то время, когда мы с вами учились. Что же нам даст психологическая готовность ребенка к школе? Как вы думаете? ОТВЕТЫ РОДИТЕЛЕЙ Молодцы! Разрешите, я обобщу теперь все, что вы сказали. Многие исследователи данной проблемы (а вы у меня грамотные и конечно знаете некоторых из них, таких как Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, А. Н. Леонтьев, Л.С. Выготский) отмечали и отмечают, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребёнка к школе, однако не гарантируют, что проблем не возникнет. «А почему?» — спросите вы. Что же может помешать нашим детям? Как не странно — завышенная самооценка. Хорошо подготовленный, адаптированный ребенок, чувствует свое преимущество перед другими сверстниками, может начаться легкомысленное отношение к обучению. «У меня все получается без усилий». Вот так скажут наши дети. А значит мы не развили такие качества личности, как настойчивость, самокритичность, упорство, и они вдруг потеряют интерес к учёбе. И что дальше, а дальше, при возрастании учебных трудностей, у этих детей могут возникнуть проблемы в обучении и закрепиться не самые благоприятные личностные особенности. Что же получается? А вот что: хороший уровень психического развития, достигнутый ребёнком к моменту поступления в школу, не обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких темпов развития личности ребенка в школьные годы. Так что нам очень важно помнить, что родители и педагоги не могут останавливаться на достигнутом. Только в благоприятных условиях систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может существенно продвигаться в психическом развитии. Делаем вывод: что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников Составляющие психологической готовности ребёнка к обучению в школе включаются следующие компоненты:
Перед тем как мы поговорим о критериях коммуникативной готовности детей к обучению к школе, давайте немного разомнёмся. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Мы сегодня с Вами говорим именно о коммуникативной готовности. Это завершающий наш разговор по такой важной теме. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со сверстникам и взрослыми. Данная готовность определяется, как характеристика межличностных взаимодействий в группе, формирование конструктивных взаимодействий в процесс ведущей деятельности, проявление коммуникативной активности в связи с расширением спектра и круга общения. Коммуникативная деятельность представляет собой единое сложное образование, состоящее из трёх компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого. Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение, а также эффективно решать проблемы между людьми. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватной в общении, организаторские способности. Под готовностью к школьному обучению в аспекте коммуникативной деятельности понимается:
Я хочу предложить вам, уважаемые мои родители перевоплотиться в ваших детей. Давайте пройдем эмпирическое исследование коммуникативной детей к обучению в школе на вашем примере. С родителями проводится эмпирическое исследование на изучение компонентов готовности «Лабиринт» Е.Е. Кравцова Методика «Лабиринт» Е.Е. Кравцовой Диагностические возможности: методика направлена на выявление общей характеристики и установление возможных типов общения и сотрудничества ребёнка со сверстниками Материал: рабочее поле лабиринта, 8 машинок: 4 зелёных и 4 красных Процедура проведения: перед началом эксперимента я ставлю машинки (по 4) в чужой гараж, красные на зелёное поле, зелёные – на красное. Двум детям, а в нашем случае их родителям, предлагается провести машинки по лабиринту так, чтобы каждая оказалась в гараже своего цвета. Правила игры сводятся к трем требованиям: можно водить только по одной машинке; машины должны ездить только по дорожкам лабиринта; нельзя трогать машины партнёра. Задание: провести свои машины в соответствующий гараж – это может быть выполнено тогда, когда участники сумеют «договориться», если партнеры будут как то согласовывать свои действия. Далее мы обрабатываем данные: мы классифицируем тип общения и сотрудничество. По Е.Е. Кравцовой, существует шесть типов взаимодействия и сотрудничества детей со сверстниками:
После подведения итогов хочется выразить большую благодарность Вам за то, что вы так любите своих детей, так заботитесь об их будущем, что постоянно заинтересованы в получении знаний. В заключении хочу подвести итог нашей встречи: Коммуникативная готовность очень важна, так как ребёнок приходя в школу окунается в среду изобилующую постоянными контактами как со взрослыми- учителями, другими взрослыми людьми, так и со сверстниками- одноклассниками, другими детьми. Всего Вам самого доброго!
|