«Интересное пространство» |
Скоро в школу | |||
Автор: Великанова Юлия Николаевна | |||
02.04.2016 22:14 | |||
«Интересное пространство» Великанова Ю.Н., воспитатель МБДОУ «Юринский детский сад «Теремок» п.Юрино Республики Марий Эл Одним из критериев подготовки ребёнка к обучению в школе является сформированность умения ориентироваться в пространстве. Для успешного обучения ему необходимо уметь свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Если же эти представления сформированы недостаточно, у него нередко возникают трудности при овладении чтением и письмом. Программой «От рождения до школы» в образовательной области «Познавательное развитие» в разделе «Формирование элементарных математических представлений» подготовительной группы определены задачи: учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, левее, правее, в левом верхнем, правом нижнем углу, между, рядом); познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой; учить «читать» простейшую графическую информацию. [4]
В начале учебного года диагностика готовности к школе показала достаточно низкую степень сформированности пространственных представлений у детей нашего детского сада. В подготовительной группе из двадцати пяти человек трудности в заданиях «графический диктант» испытывали 15 детей, ошибки при выполнении заданий по схеме допустили 18 детей, большинство детей не всегда правильно называли и различали «право – лево». Проанализировав полученные данные, мы оценили важность работывданномнаправлении. Нами была разработана и применена на практике дидактическая игра, направленная на развитие пространственных представлений дошкольников «Цветочки – листочки». В её основе лежит всем известный принцип игры «Крестики – нолики». Отличие в том, что знаками на клеточном поле могут быть знакомые детям предметы – картинки, объединённые одной темой (растения, геометрические фигуры). Также очень частым в применении стал изготовленный нами «Математический планшет». Данная игра представляет собой поле из плотного материала, на которое нанесены ряды цветных силовых кнопок – гвоздиков. На этом поле с помощью набора обычных канцелярских резинок детьми могут создаваться образы знакомых предметов. Наша практика показала, что данная игра может применяться для индивидуальной работы, но детям больше нравиться создавать «картинки» коллективно. Говоря о развитии у дошкольников навыков ориентировки в пространстве, нельзя не сказать об игре в шашки и шахматы. Работа по данному направлению нами проводилась в рамках дополнительной кружковой работы. С родителями детей, интересующихся данной игрой были организованы консультации о важности игры в шашки (на начальном этапе) и в шахматы (более сложный вариант, но некоторым детям по силам освоить и его) для развития пространственного мышления, с просьбой о том, чтобы и дома данным играм, по мере возможности, уделялось внимание. Итогом данной работы становились, чаще всего, внутригрупповые шашечные и шахматные турниры. Развитию пространственных представлений способствует применение диагностических заданий методики Р.И. Бардиной «Схематизация». [1] На основе которой нами была разработана дидактическая игра «Полянка». Пособие представляет собой основу из плотного картона размером 100 х 100 см., покрытое однотонной фактурной тканью (фланель, фетр). На ткани размещена (наклеена, нарисована) система разветвлённых дорожек. Каждая дорожка ведёт к своему домику. Домики выполнены из ткани различной цветовой гаммы (нами использовались основные и некоторые промежуточные цвета) и крепятся на одежные липучки, что позволяет сделать их более мобильными: убирать, менять местами, переворачивать. Пособие получилось многофункциональным, позволяющим выполнять не только задания методики «Схематизация» (как образец), но и играть в игры, способствующие развитию памяти, логического мышления, внимания. Например: «Что изменилось?» Дети стараются запомнить цвет и местоположение каждого домика, затем закрывают глаза. Воспитатель в это время меняет местами несколько домиков. Дети, открыв глаза, должны определить, что изменилось на полянке. Игра: «Какого домика не стало?». В эту игру дети могут играть самостоятельно, в парах и по нескольку человек. Один участник игры запоминает расположение и цвет домиков, затем отворачивается, а второй участник в это время убирает один, или несколько домиков. Нужно определить, какой домик пропал. Игра: «В гости к зайчику». Этот вариант игры соответствует одному из диагностических заданий методики «Схематизация». [1] Ребёнку предлагают отыскать «путь» в разветвлённой системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы (план-маршрут на отдельном листе бумаги) и условного изображения в виде системы ориентиров. Инструкция может быть следующей: «Ребята, сегодня нас пригласил в гости зайчик. Для того чтобы не заблудиться и правильно найти его домик, нужно смотреть на схему, которая указывает дорогу». [3] Этот вариант игры мы применяем в индивидуальной работе с детьми, испытывающими трудности в освоении пространственных представлений, и в качестве развивающей игры с детьми старшей и подготовительной групп. В группе, где применялось пособие «Полянка» и предложенные нами игры на развитие пространственных представлений в ходе непосредственной и дополнительной образовательной деятельности, ежегодная диагностика показывает положительную динамику в освоении детьми дошкольного возраста навыков ориентировки в пространстве, значительное снижение количества ошибок при выполнении «графических диктантов»; наблюдения воспитателей отмечают повышение познавательной активности и развитие уверенности детей при выполнении заданий – схем. Будем рады, если наш опыт поможет вам в работе с детьми. Список литературы
|