Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу "Как узнать тебя, малыш…" |
Скоро в школу | |||
Автор: Бондаренко Алевтина Анатольевна | |||
22.08.2015 14:20 | |||
Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу "Как узнать тебя, малыш…" Бондаренко Алевтина Анатольевна Учитель начальных классов МКОУ ЗАТО Знаменск «СОШ № 236» Примерные диагностические задания для проведения группового обследования ~ Задание 1 ~ Цель: выявить умение передавать форму фигуры, умение рисовать прямолинейные отрезки и углы, оценить твердость руки ребенка. Текст задания: Посмотрите сюда (показывается рисунок к заданию). Вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих рабочих листах. Возьмите карандаш и нарисуйте рядом похожую фигуру. ~ Задание 2 ~ Цель: определение умения ориентироваться на плоскости, умения пересчитывать клеточки.
Текст задания: Задание будете выполнять на рабочем листе в клеточку. Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.
Оценка задания: если все выполнено правильно и ровно раскрашено, то общая оценка — 3 балла. За каждые два неверных шага снимается один балл. ~ Задание 3 ~ Цель: выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания соответственно правильному пониманию текста задачи. Текст задания: На чистом рабочем листе вы будете выполнять третье задание. Послушайте задание. 1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. 2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. Оценка выполнения: 3 балла — выполнены верно обе задачи. 2 балла — одна задача выполнена верно, сделана попытка решить вторую. 1 балл — выполнена одна задача, нет попыток решить вторую. О баллов — есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное. - Задание 4 ~ -Цель: выявление понимания терминов «внутри», «вне». Задания: Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертила треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь на своих рабочих листах найдите квадрат и круг. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата. Оценка выполнения: 3 балла — все выполнено верно. 2 балла — выполнено верно 2 пункта. 1 балл — выполнен верно 1 пункт. О баллов — задание не выполнено. - Задание 5 - Цель: выявление умения сравнивать множества по числу элементов. Текст задания: Найдите у себя на листах рисунок. (В три или четыре ряда изображены 25—30 кругов, в которые вписаны треугольники, один из кругов пустой.) Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то дорисуйте, сколько не хватает, если треугольников, дорисуйте треугольники. Оценка выполнения: 3 балла — сравнение проведено верно. 2 балла — сравнение проведено с небольшими неточностями. О баллов — сравнение проведено неверно. ~ Задание 6 ~ Цель: выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация. Текст задания: На вашем рабочем листе две рамочки: в одной — 4 птицы, в другой — 5 зверей. Между ними — белочка. Подумайте, где ей место. От белочки проведите карандашом линию к той рамке, где ей место. Оценка выполнения: 3 балла — линия проведена правильно: от белочки к рамке, в которой изображены звери. 2 балла — линия проведена к птицам, но признак связан с количеством предметов. 1 балл — линия проведена неверно. О баллов — линия не проведена. ~ Задание 7 ~ Цель: обследование состояния моторики, умения копировать заданный образец. Текст задания: Вы видите, что на ваших рабочих листах что-то написано на английском языке. Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как написаны буквы, и перерисуйте их ниже. Оценка выполнения: 3 балла — хорошо и разборчиво скопирован образец. Правильно передано количество букв в каждом из трех слов. 2 балла — достаточно разборчиво скопирован образец, но имеются пропуски букв или неверно написаны 2—3. 1 балл — с образцом совпадают 2—3 буквы. О баллов — ничего нельзя разобрать. - Задание 8 - Цель: определить состояние фонематического слуха. Текст задания: На ваших рабочих листах картинки (солнце, собака, зонт, самолет, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста), под каждой — кружок. Нужно назвать каждую картинку и зачеркнуть кружок, если есть в названии звук, который я назову, — звук [с] Оценка выполнения: 3 балла — правильно выполнено все задание. 2 балла — выделен звук только в позиции начала слова. 1 балл — наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] — [з]. О баллов — отсутствие дифференциации звуков [с] — [з]; [с] — [ц]; [з] — [ц]. ~ Задание 9 ~ Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания: Вы видите домики с разным количеством окошек и рядом с ними картинки (рак, лев, волк, сыр, бант). Поселите каждую картинку в домик так, чтобы каждому звуку было отдельное окошко. Посмотрите на картинку «рак». В слове «рак» — три звука. Значит, эта картинка для домика с тремя окошками. Попробуйте сделать работу дальше самостоятельно. Оценка выполнения: 3 балла — правильно выполнены все задания. 2 балла — наличие единичных ошибок. 1 балл — наличие нескольких ошибок. О баллов — полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек». Примерные диагностические задания для индивидуального обследования Задание 1 Целъ: выявить уровень слухоречевой памяти. Текст задания: Послушай и повтори то, что я тебе скажу: «В огороде на грядках растут огурцы, капуста, лук». Если ребенок повторил меньше 7 слов, ему предлагается послушать предложение еще раз. Если необходимо, дается и третья попытка. Оценка выполнения: 3 балла — если после первого раза повторено 7—8 слов. 2 балла — если после второго раза повторено 6—8 слов. 1 балл — если после третьего раза повторено 6—8 слов. О баллов — после третьего раза меньше 6 слов. ~ Задание 2 ~ Цель: выявить уровень развития связной речи. Содержание задания: Ребенку предлагают 3 картинки, связанные одним сюжетом. Ребенок должен сам установить их последовательность и составить по ним рассказ. Если необходимо, можно предложить в качестве помощи следующие вопросы: «Где та картинка, на которой нарисовано то, с чего все началось?», «Где продолжение?» Если ребенок не может выполнить задание при помощи наводящих вопросов, следует разложить картинки в правильном порядке и предложить ребенку составить рассказ. Оценка выполнения: 3 балла — за верно выстроенный рассказ с правильным речевым оформлением. 2 балла — за логически правильный рассказ, но выполненный с небольшими затруднениями в речевом оформлении, проявившимися в повторах одних и тех же слов, в ошибках согласования слов в предложении. 1 балл — за рассказ, составленный при помощи учителя, состоящей в раскладывании картинок в необходимой последовательности. О баллов — за невыполненное задание даже после оказания помощи. ~ Задание 3 ~ Цель: обследование состояния фонематического слуха и восприятия. Проводится только с теми детьми, которые допустили ошибки в задании № 8 в групповом обследовании. В набор картинок необходимо включить не только картинки, в названия которых входит заданный звук, но и картинки, названия которых содержат звуки, близкие к заданному по артикулярно-акустическим признакам. Примерный набор картинок: шапка, шарф, шалаш, душ, карандаш, матрешка, шишка, кошка, груша, жук, журнал, пожарник, щетка, собака, слон, весы. Задание. Называй каждую картинку. Если в ее названии есть звук [ш], положи картинку вправо. Если ребенок отобрал только картинки, в которых звук [ш] находится в начальной позиции, учитель говорит: «Ты верно выбрал картинки, но некоторые пропустил. Послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить — есть звук [ш] или нет. (Учитель слегка интонационно выделяет звук [ш]: «ш-шапка»). Оценка выполнения: 3 балла — за правильное выполнение. 2 балла — за самостоятельное выделение звука из начальной позиции, умение выделить звук в середине и в конце слова при помощи учителя. 1 балл — за выделение звука только из позиции начала слова. О баллов — за невыполнение задания даже с помощью учителя. Литература:
~ Задание 4 ~ Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 и получил 0 баллов, то ему предъявляется лист с его работой и задается вопрос: «Почему ты думаешь, что треугольников больше?» Если в этот момент ребенок заметил свою ошибку и дал правильный ответ, учитель уточняет: «Почему ты теперь считаешь, что кругов больше?» выполнения: 3 балла — в случае правильного ответа. 2 балла — в случае неправильного ответа, но при выполнении более простого аналогичного задания (например, даны 6 кругов, в каждом, кроме одного, нарисован треугольник, чего больше: кругов или треугольников) и верного объяснения. 1 балл — задание выполнено, но не объяснено. О баллов — не выполнено. ~ Задание 5 ~ Если ребенок ошибся при выполнении задания № 6, необходимо выяснить причину ошибки. Дети, получившие в результате по большинству заданий низкие баллы, требуют особого внимания учителя, для таких детей с низким уровнем готовности к школе Необходимы дополнительные занятия.
|