В настоящее время актуальность темы обучения и воспитания - одна из самых первостепенных задач, стоящих перед образованием. Научно-технический прогресс, смена приоритетов, социальных ценностей, повышающиеся потребности человека, изменение статуса педагога – все это приводит к тому, что учебный процесс требует постоянного совершенствования. Поэтому работа с детьми претерпевает коренные изменения в стратегии и тактике обучения: больше экспериментирования, больше опытов, больше импровизаций. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Ребенок должен вырасти в гармонично развитую личность. Успешность и эффективность достижения этой цели главным образом зависит от методов, которые используются при изучении учебных дисциплин, от познавательной активности учащегося. Основная задача преподавателя заключается в том, чтобы создать все условия для формирования познавательных процессов, накопление разнообразных знаний, умений и навыков.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (наглядные модели, схемы, планы). Поэтому многие отечественные психологи и педагоги считают, что развитие ребенка лучше происходит в близких понятных ему видах деятельности: конструирование, изобразительной деятельности, но прежде всего в игре. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка на протяжении всего взросления. Для того, чтобы воспитанники лучше воспринимали материал, в работе необходимо учитывать эти особенности и знать какие игровые приемы нужно использовать при работе с дошкольниками. Главное – помочь ребенку обобщить полученные и имеющиеся у него знания, умения и навыки. Задача взрослого создать для этого определенные условия – развивающую среду, в которой с помощью экспериментов , проб и ошибок, ребенок сможет получать тот необходимый ему опыт. Увидеть новое в знакомом, обобщить, выделить, обозначить, прожить вместе разные ситуации, уловить возможные разновидности, выразить свое эмоциональное отношение к происходящему. Нам, взрослым, необходимо помочь систематизировать принципы и способы организации, построение теоретической и практической деятельности. Профессия педагога «превосходна , как никакая другая под солнцем.» Можно сравнить педагога "с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо затрагивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущем наступление против варварства и невежества…" КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ. Симптоматика кризиса многообразна.Семилетний ребёнок быстро вытягивается в длину, что указывает на ряд изменений в организме. Недаром этот возраст называют возрастом смены зубов и вытягивания. Существенной чертой кризиса семи лет можно назвать различие внутренней и внешней стороны личности ребёнка. В этом возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребёнок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я сердитый», «я добрый», и т.д. У него возникает осмысленная острая внутренняя борьба, ориентировка в собственных переживаниях, часто страдает поведение.Определяющее значение имеет среда, в которой растет ребенок. Кризис представляет цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. Например, когда ребёнок пошёл в школу, он меняется на протяжении всего школьного возраста год от года, и это нас не удивляет, так как изменилась вся ситуация, в которой растёт ребёнок, вся обстановка его развития. Рост и изменение потребностей, побуждений представляет собой наименее осознанную и наименее произвольную часть личности, и при переходе от возраста к возрасту у ребёнка возникают новые побуждения, новые мотивы, иначе говоря, двигатели его деятельности претерпевают переоценку ценностей. То, что было для ребёнка существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени. Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту. В 7 лет уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра. Для многих детей - это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще. Многие дети не хотят идти в школу. Почему? • Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём." • Дети не хотят учиться, так как уже знают, "что это такое". • Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу научиться читать и писать" у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытается стать для ребёнка другом. На заметку. Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее: • За месяц до школы измените режим для малыша. Пусть утром он встаёт рано, а вечером не задерживается допоздна. • Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он "уже взрослый", то непременно захочет возвращаться сам. • В начальный период обучения не загружайте малыша различными "развивалками": кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае к школе.
• Возьмите на несколько недель отпуск. Ребёнку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут и поддержат малыша в трудном для него периоде жизни. Как понизить уровень тревожности у ребенка по отношению к школе. Чтобы ребенок пошел в школу спокойно необходимо заранее сделать следующее: - Познакомить ребенка с его учителем еще до официального начала занятий. - Посетить несколько раз его будущую классную комнату, дать ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть.Чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе с ним по школе и школьному двору. - Постараться познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с одноклассником, живущим по соседству. - Рассказать ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенном на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. -Спросить ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Стараться акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. - Сказать ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокоить его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить. Начало школьной жизни - трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника.Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка. Советы логопеда. Формирование у детей грамматически правильной , лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку. В нашем детском саду в основу работы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Речь детей формируется в процессе общения со взрослыми. Параллельно с речью идёт развитие всей личности ребёнка, в частности его интеллекта. Вот почему так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности: ведь большую часть знаний мы получаем благодаря речи. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем лучше ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в интеллектуальном развитии. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки произношения могут привести к неуспеваемости в школе. Значит мы обязаны помочь ребёнку избавиться от всех речевых недостатков задолго до поступления в школу.
|