В настоящее время в системе дошкольного образования прослеживается тенденция снижения физического и психического здоровья дошкольников в силу откровенного форсирования учебной деятельности, организуемой вне соответствия с природой ребенка. Форсированная подготовка к школе часто вытесняет специфические формы деятельной жизни ребенка (от игры до разных видов художественного творчества) Учитывая это, при организации развивающей среды в подготовительной к школе группе мы ориентировались на то, что обучающее влияние не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка. В старшем дошкольном возрасте таковой является игра. Именно в ней формируются и перестраиваются психические процессы, развиваются школьно-значимые функции, рождается новый вид деятельности — учебная, которая соответствует интересам ребенка и осуществляется в условиях определенной предметно-развивающей среды, способной оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, вселяет в него уверенность в своих возможностях, позволяет проявить самостоятельность, утвердить себя, как активного деятеля.
Организация развивающей среды в подготовительной к школе группе нами рассматривалась, прежде всего, в психологическом аспекте. При этом учитывалось то, что психологическая готовность к школе — сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Нами выделены следующие аспекты психологической готовности к школе - интеллектуальная и социально-личностная. Оба аспекта необходимы, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, также для успешной адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. К интеллектуальной готовности мы относим развитие любознательности у дошкольников как основы познавательной активности будущего ученика. Так как познавательная активность является не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка для ее развития в подготовительной к школе группе нами были оборудованы: Центр Науки, где дети могут самостоятельно проводить опыты, рассматривать и изучать свойства окружающего мира; Центр Математики, деятельность в котором развивает у каждого ребенка начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности; Центр книги, где дети могут самостоятельно использовать полученные знания и умения. Еще одной составляющей интеллектуальной готовности является и развитие способностей детей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих им быть успешными в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Для предоставления возможности детям реализовать свои творческие замыслы, оборудованы Центры Строительства и Моделирования, в которых находятся различные лего - конструкторы, мозаики, строительные материалы, пазлы; Центр Конструирования с различного вида бумагой, картоном, открытками, альбомами, трафаретами и всем материалом для работы с бумагой; Центр Развития речи, в котором размещены сюжетные картинки, различные иллюстрации, дидактические игры, книги; Центр Мелкой моторики с шишками, каштанами, морскими ракушками, пуговицами, камешками, различными шнуровками, мини-фланелеграфами с мелкими геометрическими и другими фигурами. Следующей составляющей интеллектуальной готовности является развитие творческого воображения, как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В группе функционирует единый Центр Искусства, в него входят: (музыкальная, театрализованная и художественно-творческая зоны). Одним из необходимых условий успешности учебной деятельности детей является их социально-личностная готовность, к которой относится развитие коммуникативности, то есть умение общаться с взрослыми и сверстниками. Поэтому нами в группе создан Игровой Центр, где большое внимание уделяется развитию современных сюжетно-ролевых игр, таким как: «Банк», «Корабль», «Бюро путешествий», «Журналистика» и др. В таких играх у детей формируется необходимый для успешного обучения в школе внутренний план действия, т.е. способность действовать в уме. Также, в группе оформлен Центр Уединения, где ребенок может уединиться от остальных детей, почитать книгу или рассмотреть альбом с фотографиями; Деятельность каждого ребенка во всех Центрах осуществляется совместно с другими детьми при партнерских способах взаимодействия, которые направлены на обучение их средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты и взаимодействовать друг с другом. Таким образом, свою работу по формированию развивающей среды группы мы строили так, чтобы она своим содержанием могла обеспечивать не только реализацию детской деятельности на том уровне, который актуален в данный момент, но и предоставляла потенциальную возможность для дальнейшего интеллектуального и социально-личностного развития каждого ребенка. Именно такая развивающая среда позволяет сформировать необходимые предпосылки для начала систематического обучения в школе, обеспечить в дальнейшем гармонию физического и психического развития личности ребенка.
|