«УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ» Новые условия существования, в которые попадает первоклассник, требуют от него ответной реакции – новых форм поведения, определенных умений и усилий. От того, насколько малыш был подготовлен к приходу в учебное заведение, зависят течение адаптационного периода и последующее развитие школьника. Важно создать условия для успешной организации воспитания и подготовки, детей к школе таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период – осложнение физического и психического состояния, суть которого кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений первоклассника с новым, окружающим его миром. Успешная подготовка ребенка к школе – это итог успешного развития ребенка в дошкольном возрасте: · Как ребенок сможет приспособиться к школе и приступить к систематической учебе;
· Насколько он готов к школьному обучению. В психолого-педагогической литературе выделяют: · функциональную готовность «школьная зрелость» - степень созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций по отношению к условиям и задачам школьного обучения (мозг формируется у детей от 7-9 лет: у девочек до 7 лет, у мальчиков до 8-9 лет).В целом мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни. · психологическая готовность: -личная (мотивационная) - желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться; -эмоционально-волевая – достижение ребенком сравнительно хорошей эмоционально-волевой устойчивости, проявление минимума импульсивных реакций, развитие произвольности в выполнении действий, умение управлять своим поведением;
-социальная готовность- зрелость потребностей ребенка, в частности, потребности в общении с другими детьми, умение подчиняться интересам и правилам детской группы, способность исполнять социальную роль школьника как в ситуации школьного обучения, так и при взаимодействии со значимыми взрослыми. · Педагогическая готовность – владение ребенком основными учебными навыками. Успешное подготовка ребенка к школе напрямую зависит от того, насколько развит сам ребенок и его познавательные процессы: памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления и речи. Все важнейшие новообразования формируются и развиваются в игровой деятельности дошкольника. Ведь наблюдая за игрой ребенка можно многое сказать о его уровне развития в целом. В игре ребенок может проиграть беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. Для успешного формирования и развития компонентов психологической готовности - социальной и эмоционально-волевой также необходимо владение коммуникативными средствами общения: речью, эмоциями и самой игрой. Игра тоже является одним из средств вербально - коммуникативного общения. Ее можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми. В каждой даже самой простой игре обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Игра необходима для развития взаимоотношений детей между собой. Также во время игры создается положительный благоприятный климат, обеспечивающий сближение, взаимопонимание детей и взрослых К тому времени, как ребенок поступает в школу, в его деятельности оформляются в качестве основных два вида игр - игры с правилами и ролевые игры. В ролевых играх ребенок учится осознавать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью-ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в роли мужа, отца, представителя той или иной профессии, поэтому здесь необходимо уделять внимание развитию умения проигрывать различные роли по статусу и содержанию. Тренинговая коррекционно-развивающая НОД педагога-психолога направлена на улучшение эмоционально-личностных особенностей детей средних, старших и подготовительных групп. В игровой форме развиваются коммуникативные средства общения: речь, эмоции и сама игровая деятельность. Это способствует развитию эмоционально-волевой и социальной готовности и созданию условий успешного развития и подготовки детей к школе.
Литература: 1. Давыдова М., Агапова И. Как правильно подготовить ребенка к школе. Москва Издательство «Лада» 2006. 2. Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. Игры, в которые играют. Москва Издательство «Скрипторий 2003»,2010. 3. Справочник педагога-психолога Детский сад. Психологическая коммуникация. Семинар-практикум для родителей и детей 5-6 лет «Играйте вместе с детьми».№ 1,2011. 4. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Введение . Москва «Генезис»2011.
|