Конспект выступления на общем родительском собрании для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». |
Школьные праздники | |
Автор: Доля Екатерина Георгиевна | |
09.06.2024 21:22 | |
Конспект выступления на общем родительском собрании для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». Цели выступления:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас сегодня в этом зале! Тема моего выступления — психологическая готовность ребёнка к школе. Многих из вас волнуют вопросы: «Готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?» А что для Вас значит «Ребенок готов к школе?» (ответы родителей). Существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Педагогическая готовность связана с наличием базовых навыков счета, письма и чтения. Как правило, многие ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, но это не совсем так.
Бывает, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не может долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг жалобы учителя. Или через какое-то время сам ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе психологическая. Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты:
Давайте остановимся на каждом подробнее. Интеллектуальная готовность — это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функциивнимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребенку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации. Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка — задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении. Социально-личностная готовность — это настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми:
Имея этот компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении занятия, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты обучения. Мотивационная готовностьпредполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный и социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуется тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка, так как анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни. Очень важны также способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко эта «неуспешность» в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная зрелость" вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема так и осталась бы педагогической. Между тем у таких детей, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются неврозы, страх перед школой и нежелание учиться, дети начинают сомневаться в себе, появляются негативные эмоции, неуверенность в своих силах, падает самооценка. Часто нам кажется, что ребенок с приходом в 1 класс, становится взрослее. Что 1 сентября он станет настоящим первоклассником, будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги. Но что происходит на самом деле? Ребенок остается все тем жедошкольником, так как школьником стать за один день невозможно. И именно в это время, в первый год обучения ребенку необходима поддержка и помощь родителей. Он должен понимать, что ошибки в учёбе — это нормально. Важно научиться их исправлять. Если ребёнок допускает ошибку, не стоит его ругать. Лучше спокойно объяснить, в чём он был неправ, и помочь ему исправить неточность. Тогда у него появится уверенность в своих силах, и он будет чувствовать себя комфортно в процессе обучения. А сейчас я предлагаю вам провести небольшой эксперимент. Возьмите карандаш и напишите: «Мой ребенок – будущий первоклассник». А теперь переложите карандаш в другую руку и напишите эту фразу еще раз. Посмотрите, как ровно и красиво мы пишем привычной, ведущей рукой, и как трудно и непривычно дается нам письмо, если мы перекладываем карандаш в другую руку. Так и ваш ребенок. Как весело и легко быть дошкольником, и как непривычно стать школьником. Первоклассником быть трудно, и родителем первоклассника – тоже не просто. И если в течение учебного года вам покажется, что ваше терпение на исходе, вспомните этот эксперимент. Желаю вам терпения и удачи, самое главное любите своего ребенка!
|