Буктрейлер как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Куприянова Любовь Владимировна | |||
25.10.2021 15:39 | |||
Буктрейлер как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста Автор: Куприянова Любовь Владимировна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы школа № 1359 имени авиаконструктора М. Л. Миля, ДО-1 Аннотация: Ежедневная практика и наблюдения за воспитанниками показывает, что у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к книге, из-за большого количества гаджетов в современном мире. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область, которая направлена на «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Задача приобщения к книжной культуре предполагает не только знакомство детей с художественными произведениями и произведениями фольклора, но и формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности. Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг. Особое место в приобщении к книге занимают проектные технологии, технология продуктивного чтения-слушания О.В. Чиндилова, которые позволяют в комплексе решать задачи познавательного и художественно эстетического развития дошкольников, развивать их творческие способности. Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Ежедневная практика и наблюдения за воспитанниками показывает, что у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к книге, из-за большого количества гаджетов в современном мире. Государственный стандарт дошкольного образования одной из ключевых задач определяет «Формирование общей культуры ребёнка, приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям», «Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». Одной из составляющей общей культуры является культура чтения, формирования которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого человека. Проблема повышения интереса детей к художественной литературе обусловлено целым рядом факторов: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников, происходит замена книги на более быстрые и доступные средства получения информации — аудиовизуальные, исчезают традиции семейного чтения, наличие различных гаджетов. Период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и интереса к книге, так как наделён таким достоинством как высокая эмоциональная отзывчивость, способность переживать, следить за развитием событий и в нередких случаях развивать воображение, что может привести к творческому развитию ребёнка. В педагогике существует достаточно средств повышения интереса ребёнка к книге. Задача педагога: найти наиболее подходящее, учитывающее тип восприятия, особенности и интересы конкретных детей. И тут на помощь педагогу приходят информационно-коммуникационные технологии. Одним из средств, отвечающим этим требованием, выступает буктрейлер — небольшой видеоролик, длительностью до 3 минут, рассказывающий в художественной форме о какой-либо книге. Целью его применения является заинтересовать, привлечь внимание к книге при помощи визуальных средств, фильм или мультфильм презентация, или комбинация этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость, интрига, чтобы заинтересовать читателя, подвести его к чтению книги. В современном образовании буктрейлер достаточно широко используется в библиотечной среде, а также в школьном обучении как инновационный метод повышения интереса к литературе, к книге. В практике дошкольного образования вопрос применения буктрейлера, остается не изученным, отсутствует технология работы с детьми дошкольного возраста. Всё это привело меня попробывать использовать буктрейлер в практике своей работы, где он выступает мотивацией развития интереса к книге как средства формирования речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ. Мною были выделены основные этапы реализации технологии: Подготовительный этап реализации технологии включал эпизодическую демонстрацию буктрейлеров в режимных моментах, иными словами, перед восприятием литературного произведения детям предлагалось просмотреть буктрейлер по данному произведению. После просмотра я организовывала беседу с детьми, которая позволяла уточнить первоначальные представления, и нацелена на дальнейшее восприятие. Далее осуществлялось непосредственное восприятие литературного произведения слушание и в конце мною предлагалось выбрать любой вид творчества, что бы продолжить или закрепить восприятие. В результате первого этапа был проведен мониторинг, для которого мною были разработаны вопросы: Как называлось произведение? Как вы бы назвали этот рассказ? Почему так произошло? А как бы вы поступили? Что случилось с героями? А что могло случиться с героями в дальнейшем? После традиционных форм знакомства с произведениями, дети затруднялись ответить даже на простые вопросы, не говоря уже о проявлении воображения, креативности и творчества. Второй, основной этап, предусматривал включение буктрейлера в непосредственно образовательную деятельность. Для этого, подбирались знакомые произведения, менее яркого характера, а так же произведения для длительного чтения «Синичкин календарь» (закрепление времён года), «Что за зверь такой» (домашние животные), в основном в этом виде деятельности я использовала буктрейлер, как яркий мотивационный компонент, конечно с учетом программного содержания. Создавались альбомы такие как, наши любимые герои, наши любимые сюжеты, дети создавали свои необычные концовки произведений, организовывались драматизации по мотивам произведения. Постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создается буктрейлер, поэтому детям было предложено стать создателями. Эта работа заключалась в выборе ими произведения, сбору иллюстраций, либо рисовать свои рисунки с помощью родителей перед нами была намечена цель создание буктрейлера «Кто сказал «Мяу?», что послужило переходом на следующий этап –это сотрудничество с родителями. В первую очередь данный вопрос был рассмотрен на тематическом родительском собрании, посвященном проблеме снижения интереса к книге. Познакомив родителей с ИКТ средством-буктрейлер, был организован мастер класс по созданию буктрейлеров, были изготовлены буклеты с подробной информацией, в итоге было предложено совместно с детьми создать буктрейлер по выбору ребёнка. Для положительного результата применения новой инновационной технологии Буктрейлер, необходимо разработать план по внедрению этой технологии в работу дошкольного учреждения. Для работы с детьми надо изготовить все атрибуты для дальнейшего проявления творчества: все виды театра, настольные игры, оборудовать творческую зону. Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования:
Таким образом, эффективность буктрейлера как средства приобщения детей к книге дошкольного возраста, через повышения интереса к художественной литературе доказана опытно-экспериментальным путём. У детей происходит качественный рост показателей уровня интереса к художественной литературе, что приводит к проявлению творческих способностей детей дошкольного возраста.
|