Оформление не должно быть громоздким, главное, чтобы в зале царила располагающая к размышлениям атмосфера. Столики образуют полукруг, на каждом из них свеча и маленькие букетики цветов. На стенах репродукции живописных женских портретов кисти известных художников, а также экран, на который будут проецироваться слайды, открытки, иллюстрации. Выступающие не объявляются, а сразу после слов ведущих встают со своих мест и исполняют свой номер.
Ведущий. Любовь. Мы об этом читали в книжках. Любовь. Мы об этом понять не могли. Но постепенно мужали мальчишки И вот до нее доросли, А помнишь — мы с ней не хотели знаться, И, часто пути для себя выбирая. Ее мы считали лет до тринадцати Чувством, которое все презирают. Строгая кинжалы ножом перочинным. Ровесниц вгоняя сраженьями в трепет;
Решали мы, что настоящий мужчина Тот, который девчонок не copyright-by-праздник терпит… Ведущая. Все начинается с любви… Твердят: «Вначале было слово». А я провозглашаю снова: Вес начинается с любви!.. Все начинается с любви. И озаренье, и работа Глаза цветов, глаза ребенка — Все начинается с любви. Все начинается с любви. С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть — родная И вечная сестра любви. Все начинается с любви: Мечта и страх, вино и порох. Трагедия, тоска и подвиг — Все начинается с любви… Весна шепчет тебе: «Живи»… И ты от шепота качнешься. И выпрямишься, и начнешься. Все начинается с любви! Р. Рождественский. Ведущий. Слово «любовь» на всех языках мира понятно без перевода. Чувство любви самое поэтическое — возвышенное, чистое, прекрасное. Тема любви неисчерпаема в литературе, музыке, искусстве. Она всегда нова и неповторима для каждого приходящего в этот мир. Ведущая. Любовью дорожить умейте, С годами — дорожить вдвойне: Любовь — не вздохи на скамейке И не прогулки при луне. Все будет: слякоть и пороша, Но вместе надо жизнь прожить. Любовь с хорошей песней схожа, А песню нелегко сложить. С. Щипачев.
Звучит песня «Я тебя никогда не забуду» из спектакля «Юнона» и «Авось» (муз. А. Рыбникова на стихи А. Вознесенского). Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь. Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь. Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни. Возвращаться плохая примета, Я тебя никогда не увижу. И качнутся бессмысленной высью Пара фраз, залетевших отсюда: Я тебя никогда не увижу, Я тебя никогда не забуду. Ведущий. «Любви все возрасты покорны», — сказал когда-то Пушкин. И верно. Гете в 74 года делает предложение 19-летней Ульрике. Знаменитого Энрико Карузо душили рыдания, когда он пел о любви, те же рыдания и слезы душили публику в зале. Любовь — это крылья. Недаром говорят: «Все влюбленные талантливы». Мы знаем примеры подлинной красоты любви — любви единственной, на всю жизнь, любви не всегда разделенной, но возвышающей и облагораживающей: Данте и Беатриче, Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Арбенин и Нина, Чернышевский и Ольга Сократовна, Пушкин и Наталья Гончарова, Лермонтов и Варенька Лопухина… Не ты, но судьба виновата была, Что скоро ты мне изменила. Она тебе прелести женщин дала, Но женское сердце вложила. Болью и печалью пронизаны эти строчки Лермонтова к Вареньке Лопухиной. Еще подростком поэт познакомился с нею в Москве. Сильное чувство к этой изящной и нежной женщине поэт пронес через всю жизнь.
На экране портрет Вареньки Лопухиной работы художника В. Л. Боровиковского.
Ведущая. Глядя на этот портрет, невольно вспоминаются стихи Заболоцкого: Твои глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Твои глаза — как два обмана Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок: Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Твои прекрасные глаза. Ей было 18 лет, когда Боровиковский писал с нее портрет. Вскоре она вышла замуж за егермейстера Лопухина, но была несчастлива. Через 6 лет после замужества она умерла от чахотки. Она давно прошла — И нет уже тех глаз, И той улыбки нет, Что молча выражали Страданье — тень любви, И мысли — тень печали… Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее От нас не улетела: И будет этот взгляд, И эта прелесть тела К ней равнодушное Потомство привлекать, Уча его любить — Страдать — прощать — молчать… Яков Полонский.
Ведущий. Прошло почти два века с тех пор, как картина была написана. Менялись поколения, вкусы, а портрет Лопухиной по-прежнему притягателен для нас. Мы вновь и вновь вглядываемся в ее лицо. Оно беспокоит, смущает. Ей, чужой жене, своей возлюбленной, Лермонтов посвятил строчки, написанные за несколько дней до своей смерти: Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором. Но не с тобой я сердцем говорю. Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей…
Звучит песня из репертуара М. Звездинского. Не веселая, не печальная, Словно с темного неба сошедшая, Ты и песнь моя обручальная, И звезда моя сумасшедшая. Я склонюсь над твоими коленями, Обниму их с неистовой силою, И слезами, и стихотвореньями Обожгу тебя, горькую, милую. Отвори мне лицо полуночное, Дай войти в эти очи тяжелые, В эти черные брови восточные, В эти руки твои полуголые. Что прибавится — не убавится, Что не сбудется — позабудется. Отчего же ты плачешь, красавица? Или это мне только чудится?
Ведущий. «Любовь — лишь капля яда на остром жале красоты» — говорили древние. И действительно, в исторических источниках можно найти немало примеров ее всесильного дыхания. Любимая дочь римского императора Сервия Тулия страстно полюбила юношу, который сам мечтал стать императором. И вот когда он на площади в Риме убивает ее отца, то дочь на колеснице на полном скаку переезжает тело убитого императора. Да! Под натиском copyright-by-праздник сильной, привлекательной, но порочной страсти разум и воля слабеют. Ведущий. Любовь, по-моему, война, Где битва треплет битву. Не стоит плакать. Коль она Невольно нагрубит вам! Любовь, по-моему, плацдарм, Пять чувств — мои солдаты. И я, угрюмый командарм, Кричу: — Смелей, ребята! Скажите, кто в бою не груб, Но разве в этом дело! Сраженный властью женских губ, Веду войну умело. Глаза огромные растут. Пугают тусклым блеском. Вперед! Еще один редут — И нам бороться не с кем! Катится кровь, за валом — вал, Грохочет сердце маршем. Склонилась набок голова. Ура! Головка — наша! А ночь летит, как миг, как час, То рысью, То карьером. Пять чувств крылатых, горячась, Ломают все барьеры. А день, а я — весь впереди. Гляжу, вокруг, смущенный, И чувствую, что, победив, Остался побежденным! Ведущий. В одной из древних притчей рассказывается о том, как однажды встретился странник с Чумой и спрашивает: — Куда ты идешь? — Я иду в Багдад, мне нужно уморить 10 тысяч человек. Несколько дней спустя, тот же странник вновь встречает Чуму. — Ты сказала, что убьешь 10 тысяч, а уморила только 5 тысяч. — Да, я погубила 5 тысяч, а остальных спасла любовь. Ты жива, ты жива! Не сожгли тебя пламень и лава, Не засыпало пеплом, а только задело едва. Ты жива, как трава, Увядать не имевшая права. Будешь ты и в снегах Зелена и поздней Покрова, И еще над могилой моей Ты взойдешь как посмертная слава И не будет меня — Ты останешься вечно жива. Говори не слова, А в ответ лишь кивай величаво — Улыбнись и кивни, Чтоб замолкла пустая молва. Ты жива, ты жива, Ты отрада моя и страна, Каждый час на земле — Это час твоего торжества! Л. Мартынов.
Звучит фонограмма на стихи В. Высоцкого. Когда вода всемирного потопа Вернулась вновь в границы берегов, Из пены уходящего потока На сушу тихо выбралась Любовь. И растворилась в воздухе до срока, А сроку было — сорок сороков… Ведущая. В основе любви лежит 3 влечения — ума, души и тела. Их единство — основа счастья и любви. Настоящая любовь — это не только чувство, но и действие, направленное на то, чтобы любить и быть любимым. Ведущий. Тоски любовной горький мед, Еще хранят твой привкус губы. Не всякий, может быть, поймет, Что есть на свете однолюбы. Но кто поймет — тому весь век Весна и юность будут сниться, Когда у шумных, быстрых рек Друг дружку окликают птицы. Пусть год за годом жизнь пройдет, И взвоют траурные трубы. Тоски любовной горький мед Передадут из рода в род В прощальном поцелуе губы. Н. Рыленков.
Ведущие предлагают всем присутствующим посостязаться в том, кто сколько знает пословиц и поговорок о любви. Без любимого и мир постыл. Был бы милый по душе, проживем и в шалаше. Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет. Где любовь да совет, там и горя нет. Кто кого любит, тот того и голубит. Любви золотом не купишь. Хоть хлеб с водою, зато милый с тобою…
Звучит песня «Первая любовь» на стихи Л. Кретова, муз. А. Мажукова. В вальсе листопада Золотится осень… Девушке и парню Вместе — тридцать восемь… Звезд круговорот Замер в лунном свете, А любовь идет Тихо по планете. Разве вы не так бродили? Разве вы не так любили? Берегите, не спугните Первую любовь, первую любовь! Не шепчи, валежник. У каемки сада, — Даже самых нежных Слов не трать, не надо. Потерпи, не пой. Непоседа ветер, Пусть идет любовь В обнимку по планете! Поздно или рано Заискрится проседь… Утром златотканым Повторится осень… Годы, не студите Их сердечных весен, Пусть им даже будет Трижды тридцать восемь!
Ведущий. Любовь! От нее расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюбленных. Древние греки сочинили такую легенду. Молодой Пан — бог лесов и лугов — повстречал однажды прекрасную, речную нимфу Сиренгу — нежную вестницу утренней зари. Он долго любовался ее нежной грацией и красотой, забыл даже о своих забавах. Решил пан заговорить с Сиренгой, но та, испугавшись, убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми, белыми цветами. Так Сиренга стала сиренью. Кусты сирени благоухают ночью, когда наступает время влюбленных. Ведущая. Душистое море кружит голову. Окно открыла девушка на стук, Качнулась к парню легче легкой песни И тонкими кистями нежных рук Взяла его лицо с сиренью вместе. М. Бекетова.
Звучит песня «Сирень» на стихи А. Сафронова, муз. Ю. Милютина. Расцвела сирень-черемуха в саду На мое несчастье, на мою беду. Я в саду хожу, хожу Да на цветы гляжу, гляжу, Но никак в цветах, в цветах Я милой не найду. Я милой не найду Ой не найду Чтобы мне ее скорее отыскать. Видно, все цветы придется оборвать, Не мешай мою любовь, Любовь ты целовать, Любовь ты целовать, Ой, целовать. Только я к цветку притронулся рукой. Слышу голос я любимый, дорогой: Ты сирень оставь, оставь, Да пусть она цветет, цветет, Лучше мы в саду, в саду Да скроемся с тобой, Вдвоем с тобой.
Ведущий. Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь-радость и любовь-страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше. По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали ее слезинки, выросли ландыши — символ любви и грусти.
Звучит песня «Ландыши» на слова О. Фадеевой, муз. О. Фельцмана.
Ведущий. В ясную и безлунную ночь небосвод усыпан тысячами звезд. Одни блестят, как бриллианты, другие едва видны. Они шлют свой далекий свет влюбленным. Об этих таинственных звездах влюбленный человек создал поэтические мифы и легенды. Вот одна из них. Далеко-далеко на южном конце земли находилась цветущая страна Эфиопия, которой управляли царь Цефей и его супруга царица Кассиопея. У них была единственная дочь Андромеда. Она была краше морских нимф (нереид), прявших в морских глубинах руно на золотых прялках. Кассиопея хвалилась красотой своей дочери повсюду. Разгневался властитель морей бог Посейдон и наслал на Эфиопию невиданное бедствие. Каждый день из бурного моря появлялось ужасное чудовище — Кит. Из его огромной пасти и страшных глаз вылетали клубы пламени, которое он извергал во все стороны. Цветущая Эфиопия могла превратиться в мертвую пустыню. Страх и ужас охватили жителей страны. И обратились они к оракулу с вопросом как спасти свою страну. И ответил оракул: «Кит перестанет сжигать страну тогда, когда ему на съедение царь Цефей отдаст свою единственную дочь Андромеду». Долго рыдали родители, но copyright-by-праздник покорились. Еще до того, как начался рассвет, они отвели дочь на морской берег и цепями приковали к скале. Из морских глубин появился Кит. Он широко раскрыл пасть, языки пламени вырвались оттуда. Кит устремился к девушке, и Андромеда закричала… Тут с небес в крылатых сандалиях на помощь примчался Персей. Он пронзил чудовище мечом, но Кит еще больше разъярился и изверг страшное пламя. Тогда Персей вытащил из волшебного мешка голову Медузы Горгоны и направил глаза Медузы на чудовище. Вмиг Кит превратился в огромный скалистый остров посреди бурного моря. Персей освободил Андромеду и проводил во дворец отца. Счастливые родители отдали дочь замуж за героя. Боги превратили героев легенды в звезды и вознесли их на небо, где и сейчас блестят созвездия Цефея, Кассиопеи, Андромеды, Кита и Персея. Ведущая. Любовь, любовь — загадочное слово, Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всем старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Рождественский.
Ведущий. Любовь мне — Как блистание Звезды над миром зла. Любовь мне — Как признание На добрые дела. Чтоб мир Отмылся дочиста, Душа тревогу бьет. Любовь мне — Как пророчество, Зовущее вперед. Любовь — Как жажда истины. Как право есть и пить. Я, может быть, единственный, Умеющий любить? Ведущая. Во Фракии родился Орфей. Он отдавался музыке, игре на лире. Еще нежнее и лучше Орфей стал петь после того, как женился на Эвридике. Но счастье было недолгим. Однажды, гуляя с подругами, Эвридика наступила на змею и погибла. Долго горевал Орфей, от его грустных песен природа погрузилась в отчаяние, словно оплакивала Эвридику вместе с ним. Не мог Орфей забыть любимую. Не было у него радости в жизни. Решил он пойти в подземное царство и умолить Аида вернуть ему Эвридику. Спустился Орфей к священной реке Стикс, но перевозчик Харон отказался его перевозить, потому что в царство теней перевозил только мертвых. Орфей заиграл на своей золотой лире, Харон заслушался и не заметил, как Орфей влез в ладью и подогнал ее к другому берегу. Орфей пел и играл для Аида. Он пел о своей боли и страданиях, о жизни, которая невыносима без любви. Аид согласился вернуть Эвридику в царство живых, но при условии, что Орфей, когда будет идти за Гермесом из подземного царства, не должен оглядываться, иначе Эвридика навечно останется в подземном царстве. Орфей согласился. Они двинулись в путь. Вокруг стояла гробовая тишина, не слышно было ничьих шагов. Орфей забыл, что Эвридика — все еще бесплотная тень, поэтому он не мог слышать ее шаги. Оглянувшись, он увидел тень Эвридики, которая тут же растворилась в непроглядном мраке царства мертвых. Снова стал он умолять Харона переправить его к Аиду. Семь дней и ночей играл Орфей грустные песни, но не дрогнул старый Харон. Орфей вернулся во Фракию. Четыре года он не пел и не смотрел ни на одну девушку. Но однажды весной природа его пробудила, и он запел. На звуки песни прибежали пьяные женщины, участвовавшие в празднике в честь бога вина Вакха. Одна из них крикнула: «Вот он, наш враг, женоненавистник!» И они закидали Орфея камнями. В подземном царстве теней Орфей и Эвридика встретились снова, и уже ничто не могло их разлучить. Боги превратили Орфея в снежно-белого лебедя и вознесли его на небо — он стал созвездием. Его лира стала созвездием Лиры.
Исполняется песня А. Пахмутовой на слова Н. Добронравова «Нежность». Опустела без тебя земля… Как мне несколько часов прожить? Так же падает в садах листва. И куда-то все спешат такси. Только пусто на земле Одной без тебя, А ты… ты летишь, И тебе Дарят звезды Свою нежность…
|