Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Белорусский народный костюм
Рукоделие
Автор: Крикунова И. Л.,   
22.08.2022 19:36

Белорусский народный костюмВ разных уголках Беларуси носили разнообразные головные уборы, но самый характерный и древний — намитка. Он напоминает ручник из тончайшего льняного полотна, который замысловато обвивался вокруг головы, а его концы ниспадали на плечи и грудь, придавая женской осанке величность и высокородность. Вышивка располагалась по краю или обоим концам намитки.

Народная одежда — вершина мастерства ткачих и вышивальщиц. Особенным совершенством, красотой и утонченностью выделялась женская одежда для праздничных случаев, которая более, чем другие виды народного искусства, была видна. Потому что в ней "выходили в люди": в гости, на ярмарку, в церковь, на разные народные празднества, обряды. В отличие от мужской, как правило, скромно вышитой по воротнику, манжетам и груди, женская праздничная одежда выделялась особенной гармоничностью форм, разнообразием и совершенством декора. Основу женского костюма составляла белоснежная полотняная сорочка с красно-черным узором по верхней части рукавов, воротнику, манжетам, плечевым вставкам. Несложные геометрические мотивы — ромбы, квадраты, звездочки, крестики, выполненные вышивкой набором или крестиком (более поздняя техника исполнения), комбинируются в разнообразные узоры.

Белым был и фартук, отделанный по низу одной или несколькими полосами того же, или близкого по смыслу, декора, что и на сорочке.

Юбку обычно шили из крашеной льняной или шерстяной клетчатой, иногда в полоску, ткани. Часто юбки, особенно будничные, имели однотонную окраску: вишневую, зеленую, синюю, фиолетовую. В целом они составляли явный цветовой контраст сдержанному бело-красному колориту рубах и фартуков.

Завершенность и праздничность женскому костюму придавали головные уборы. Девушки заплетали косы, вплетали в них ленты, носили венки, а также своеобразные уборы в виде узкого сложенного полотнища, которые не закрывали макушку. Замужние женщины обязаны были прятать волосы, ведь волосы ассоциировались с культом растительности, с идеей урожайности, плодовитости, а значит, с магической силой, способной воздействовать добром или несчастьем на окружающую действительность. Пряча волосы под намитку, община как бы предостерегалась от опасности и одновременно подчиняла женщину и мужу, и роду. Вот почему головной убор женщины — это символ ее замужества и, тем самым, ее зависимого положения. Снять головной убор — значило едва не нарушить брак.

Почему же одежда и вышивка имели именно такие цвета?

Белый цвет у славян, в том числе и у белорусов, всегда ассоциировался с чистотой, искренностью, свободой. Красный цвет обладает самым глубоким проникновением вглубь человека. Он считался у славян символичным цветом солнца, жизни, радости. А поскольку жизнь не вечная, то и черного немного добавляли.

Почему вышивка расположена всегда по краю?

Это как бы граница освоенного пространства (это мое). В орнаменте присутствует цитата, т. е. ограничение сверху и снизу. Символические орнаменты, составленные из ромбических фигур, — это обращение к высшим силам с просьбой о защите от нечистой силы, от несчастья. Это оберег, магический барьер, за который не могла проникнуть нечистая сила. Часто, обращаясь к высшим силам, люди собирались вместе, совершали ритуал.

Ритуал — это коллективное прохождение через критическую точку бытия, такую, например, как рождение, свадьба, смерть. Во время ритуала происходит как бы театрализованное действие. Люди в вышитых костюмах становятся в круг, берясь за руки. Происходит сильнейшая концентрация энергии, красный цвет способствует сильнейшему эмоциональному всплеску. Люди, без воздействия каких-либо одурманивающих веществ (например, алкоголя) ощущали сильнейший подъем в настроении, пели обрядые песни, веселились. Разряжались и одновременно получали новую подпитку сил. Связь с природой была очень тесной.

Древняя бордюрная вышивка выполнялась прошвами по счету нитей. Смысл, значение символики, а также определенное расположение вышивки передавались из поколения в поколение, от матери к дочери. Но с течением времени, в 30-40 годы XIX в., исчезает архаическое существование мышления. Появляется мануфактура, отпадает надобность самим ткань полотно, его уже можно купить. Переплетение нитей производственного полотна более тонкое, нити сложнее считать, и прошвы заменяются крестом. Происхождение креста — середина XIX века. Крестик развил наш орнамент, вышивку в целом, перешли от орнаментальной бордюрной вышивки к россыпи по ткани. Косой крест — рунический знак соединения, присоединения. В прямом кресте горизонтальная линия — это настоящее, то, что сейчас, а вертикальная линия — это разделение на материальное и духовное.

К концу XVII в. полностью сформировался белорусский народный костюм и с течением времени начал распадаться. Рост товарно-денежных отношений, массового отходничества, проникновение на село промышленных изделий размывали "жанровые" границы традиционного народного костюма. Сильное влияние городского костюма с его тенденцией к упрощению и универсализации форм, широкое использование технических красителей с тенденцией к полихромности и расцвечиванию тканей оказали свое влияние на коренные преобразования народного костюма.

Белорусское Полесье — неповторимый в природных и этнографических отношениях край, край песен и сказок, легенд и преданий, а его костюм — жемчужина белорусского народного искусства. Здесь сохранились полные великолепия и мудрости народные наряды, сама традиция одеваться в самодельную, художественно отделанную одежду, только здесь еще в 30-50-е годы ХХ столетия молодые женщины обвивали вокруг головы старинные головные уборы — намитки и платы.

В наиболее чистом виде национальные особенности ткачества и вышивки выявились в декоре ручников. Оно и понятно: ручник — не только отрезок ткани, которым утираются. В быту белорусов ручники издавна выполняли также разнообразные обрядовые функции, они сопровождали белоруса буквально с рождения и до смерти: на ручнике принимали новорожденного, подносили хлеб-соль, им украшали красный угол с иконами, на нем опускали в могилу гроб. Особенно важную роль выполняли ручники в свадебных обрядах. Многие обрядовые, праздничные функции ручников продолжают свою жизнь и в наше время.

При всем разнообразии декоративных и композиционных решений, которыми определяются ручники из разных уголков Беларуси, их объединяют и некоторые общие черты. Так, например, выделяется большая группа белорусских ручников с вышитыми геометрическими узорами традиционного красного цвета, с небольшим добавлением черного. Орнамент обычно располагается по концам ручника, словно "стекает" с него. Самые широкие полосы — возле краев, следующие, ближе к середине, уже и расположены реже.

Традиционные вышитые изделия — необыкновенно богатая основа для художественного творчества. Значит, надо творить, воспроизводить белорусский народный костюм, чтобы оставить в наследство нашим внукам и правнукам. И делать не какой-то "среднебелорусский" вариант (его просто не было), а придерживаться местных традиций, национальной колористики, чтобы он вызывал гордость за нашу белорусскую народную культуру, а не выглядел грубой пародией на древний традиционный костюм.

Предлагаю один из вариантов приобщения детей к народной культуре и творчеству — выполнение грелки на чайник в виде куклы в белорусском национальном костюме, держащей хлеб-соль на вышитом традиционным белорусским орнаментом ручнике.

Этот лунинецкий строй. Мы старались выдержать и традиционную для этого района отделку костюма, и показать один из способов обвивания намитки, использовавшийся в данной местности.

Сдержанной красотой выделяется женский строй Лунинецкого района. Здесь можно заметить такую же белизну одежды, как и в соседнем Пинском районе, такую же деликатность ее отделки. Однако в орнаментике преобладают геометрические мотивы, в частности, прямоугольный ромб и его части, закомпанованные в небольшие, но до мелочей упорядоченные бордюры. На одежде они располагаются на некоторой отдаленности один от другого, чтобы не мешать восприятию графично разработанных рисунков.

Лунинецкие намитки отличались небольшой шириной (в среднем 30 см) и значительной, более 3 метров, длиной. Концы были украшены вышитым или вытканным ромбообразным орнаментом. Один из способов обвивания намитки: первым делом волосы убирались под чепец на макушке. Далее на голову надевали "подвачку" — обручик из лозы или ясеня шириной в ладонь и размером в обхват головы. Затем намитку складывали вдоль в 4 реди и накладывали на подвичку так, чтобы левый конец ее был вровень с локтем. Все обвивание шло преимущественно правым концом. Он проходил под подбородком, затем через середину головы перекидывался снова направо, делал разворот на лоб, обходил вокруг головы и на правом виске закреплялся подведением снизу через петлю предыдущего ряда. Затем левый конец перекидывался через макушку направо, а правый вновь направлялся на лоб, обходил вокруг головы и подтыкался сверху вниз над левым виском. В итоге получался очень компактный головной убор в виде шапочки, плотно прилегающей к голове.

Декорированные концы намитки располагались по обе стороны лица асимметрично и надавали живой динамизм и какое-то кокетство всему довольно строгому, лаконично украшенному костюму.

Автор: Крикунова И. Л., руководитель кружка "Экспромт" ЦТДиМ "Эврика".

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год