Познавательно – творческий проект; «Куклы из бабушкиного сундучка» |
Рукоделие | |||
Автор: Лайшева София Саитовна | |||
05.11.2015 09:35 | |||
Познавательно – творческий проект; «Куклы из бабушкиного сундучка» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» — народная мудрость Чем дальше в будущее входим, Проблема Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.
Актуальность проекта. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре, традициям, промыслам, обычаям является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа — как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. «Куклы из бабушкиного сундучка» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. На дне бабушкиного сундука можно найти куклу, изготовленную своими руками. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Делали и делают кукол из различных материалов: дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик. В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности. Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками. Цель исследования: Цель проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы; изучить историю кукол своей семьи. Задачи: Образовательные задачи: - Расширить представления детей о разнообразии и назначении народной куклы, видах кукол. - Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами. Изучить корни возникновения куклы. Собрать материал о куклах наших бабушек. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки. Сделать фотографии. - Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками, самостоятельно и с помощью родителей и педагогов. - Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол. - Привлечь родителей к совместной творческо – исследовательской деятельности с детьми и педагогами. - Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности. Развивающие задачи:
- развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки. - развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность. Воспитательные задачи: - Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. - Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол. Участники: Воспитатели, дети подготовительной группы, родители. Сроки реализации проекта: Краткосрочный Тип проекта информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.
- творческий (дети рисуют, составляют рассказы) - исследовательский (исследуют «Бабушкин сундучок») Подготовительный этап: Планирование совместной работы с детьми и родителями. Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач. Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек. Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол. Изготовление воспитателем образцов народных кукол. Подбор природного, бросового и др. материала. Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр; подбор сказок, стихов, загадок о кукле. Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Заключительный этап
Литература: интернет – ресурсы Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы. Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как: – Познавательное; – Социально — коммуникативное – Речевое; – Художественное – эстетическое; – Физическое развитие; – Труд. ВЫВОД «Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции» Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, какие куклы сохранились в семьях наших детей. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы. Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы. Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые. Изучив технологию изготовления куклы «Мотанка», мы провели мастер-класс по её изготовлению с родителями. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие предметы и мы придерживались этого правила — куколки делали без иголок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Некоторые детки захотели нарисовать своим куклам глазки В группе оформили альбом «Куклы русского народа»; провели Анкетирование среди родителей « «Куклы моего детства»; совместно с родителями создали выставку “Куклы наших мам”; с детьми изготовили куклы из ниток (детям очень понравилось) и игровую куклу “Пеленашка” по схеме; оформили выставку детских работ. Всю информацию о куклах поместили в папки.
|