(из опыта работы) воспитатель высшей квалификационной категории Ивакина Ольга Афанасьевна МАДОУ ЦРР детский сад №44»Веселые нотки» город Северодвинск В статье 18 ФЗ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". В своей работе мы постарались такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями стало обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребёнка.
Скачать конспект
Скачать мини-музей "Чудо дерево"
Скачать мини-музей "Ломоносов"
Скачать мини-музей "Сказка"
Почему мы создали мини-музей? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть наших детей, не была в музее. Причины самые разные. Многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения: "Малы и ничего не пойму, чего зря время тратить". А другим папам и мамам не приходит в голову такая идея экскурсий. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация вряд ли поможет. По этому мы для начала решили создать собственный "музейный комплекс" 1- Гений Северного края. 2- Чудо дерево. 3- Волшебная сказка. 4- Наши семейные традиции. Прежде чем начать знакомство с мини-музеями совместно с родителями мы провели серьёзную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представление детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Родителям порекомендовали посетить с детьми действующие музеи и выставки. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно: "в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка". Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами. Совместно с детьми и их родителями были созданы разнообразные семейные коллекции, подобрана литература и созданы удивительные сюжеты сказок. Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности коллекции: "женское рукоделие, коврики скатерти, полотенца, салфетки, панно........................ , устаревшие предметы быта, юбилейные и старинные монеты, старинные ёлочные игрушки, детские фотографии мамы и папы, календарики, открытки, фантики и другое. Все они в последствии стали экспонатами и были представлены в экспозициях мини-музеях. При участии родителей в группе надеемся создать книгу "Есть такая профессия", в ней соберём фотографии рассказы членов семей дошкольников о своих профессиях. С помощью родителей решено приобрести имитирующие игрушки, макеты, атрибуты, костюмы, дающие возможность поиграть в деятельность людей разных профессий. Организую работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музея мы опирались на принципы -партнерство родителей педагогов; -единое понимание педагогами и родителей целей и задач музейной педагогики; -помощь, уважение и доверие со стороны родителей. Средство музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребенка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дети - дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. Хочется отметить, что работа по созданию мини музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение. Мини музей может быть любым, насколько хватает фантазии родителей и воспитателей Открытие мини музея проходит в присутствии родителей, перерезыванием ленточки и с напутственными словами. "Постарайтесь все понять -о Ломоносове узнать" Прошла презентация мини-музея "Гений Северного края" в форме игры путешествия. "Путь в Москву". Родители с детьми прошли путь от Хормогор до Москвы. Презентация мини- музея "Чудо дерево" прошла в форме экскурсии, где экскурсоводами были сами дети. В ходе экскурсии они выполняли творческие задания, расчитанные на догадку, знания, опыт. "В волшебный мир ........................... Детей мы пригласили Секреты чудо дерева............. открыли"................... Мини- музей "Волшебная сказка" был представлен в форме игры драматизации. Работала творческая гостиная, где родители выступили в роли сказочных персонажей. "Сказка ложь, да в ней намек" Презентация мини музея "Семейные традиции" прошла на родительском собрании "Чем глубже знаем свои корни, тем крепче стоим на земле". Родители делились своим опытом. Основными формами работы с родителями являются: проведение групповых родительских собраний; консультации; индивидуальные беседы; анкетирование; проведение совместных спортивных и музыкальных праздников; проведение конкурсов работ, выполненных воспитанниками совместно с родителями; привлечение родителей к участию в проектной деятельности. Наиболее интересные формы взаимодействия - форма познавательной деятельности это день открытых дверей, конкурсы, экскурсии -форма трудовой деятельности это оформление группы, совместные выставки, поделки, акции -форма досуга это участие в праздниках, подготовка концертов Наиболее удачные формы работы с родителями 1. Участие в сборе экспонатов для мини-музея. 2. Анкетирование с целью ознакомления с семейным опытом по сбору семейных коллекций. 3. Просмотр и обсуждение различного вида сказок, мультфильмов 4. Участие в книжной выставке произведении для детей "Сказка ложь, да в ней намёк". 5. Участие в тематических занятиях, вечерах конкурсах на тему "Сказка может правдой быть, сказку нужно не забыть". 6. Участие в развлечениях, утренниках, встречах с театральными героями. 7. Участие в выставках творческих работ "Угадай сказку". 8. Участие в экскурсиях в музеи города, библиотеку. 9. Оформление наглядного материала "Вместе с мамой и папой". 10.Семинар-практикум "Маленькие исследователи". 11.Участие в создании мини-музеев коллекций. 12. Реклама мероприятий для родителей (мотивация на активное сотрудничество). 13. Организация еженедельной работы групповой библиотеки для детей и их родителей. 14. Семейная страничка "Вы спрашивали - мы отвечаем" - из опыта работы родителей, воспитателей. 15.Организованы посиделки с оформлением мини-музея "Моя мама - мастерица" (знакомство с хобби мам и их дочек, с семейными традициями). 16.Работа с родителями по запросу. Таким образом, через формирование "образа музея" мы познакомили родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику, привлекли родителей к проведению активного досуга в выходные дни, вовлекли родителей в познавательный диалог с детьми и приобщили родителей к совместной работе с воспитателем по изготовлению выставочных и экспозиционных работ. В обычном музее ребенок - лишь пассивно созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Результаты работы свидетельствуют о востребованности музеев родителями и воспитанниками, об огромных потенциальных возможностях её использования в процессе патриотического , нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
|