Родительское собрание во второй младшей группе На тему: «Речь на кончиках пальцев». |
Родительские собрания | |||
Автор: Семенцова Ольга Евгеньевна | |||
10.06.2016 13:08 | |||
Родительское собрание во второй младшей группе На тему: «Речь на кончиках пальцев». МБДОУ детский сад №37 «Колобок» город Морозовск. Подготовила: педагог-психолог Семенцова Ольга Евгеньевна. 2016 г. Хорошая, понятная речь — залог успешной социализации ребенка в обществе, его адаптации к ДОО, а в будущем и к школе. Наличие каких-либо трудностей в речевом развитии или его задержка создают риск формирования низкого психоэмоционального уровня. Познакомившись с результатами проведённых психологами исследований и наблюдений, которые показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребёнка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников, за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицательную динамику. На-лицо тревожная тенденция снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Жизнь показывает, что у любой медали две стороны. Так, следствием развития цивилизации является общее моторное состояние у детей. Причем уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. В результате то что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребёнка возможности больше работать руками. Ну, например, в современном цейтноте не каждый может найти время для того, чтобы дождаться, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы. Поэтому родителям проще купить вместо ботинок со шнурками – ботинки на липучках, вместо рубашки – футболку или толстовку…В результате в жизни ребёнка максимально исключаются мелкие движения кисти, развитие речи, можно существенно ускорить, т.к., по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук. Такая тренировка может ускорить созревание областей. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев» — писал Сухомлинский В.А. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями в первую очередь пальцев рук. Таким образом, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это значит, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В дошкольном возрасте выполняйте с ребёнком простые упражнения, совмещайте домашние дела и развивающие занятия. Вы думаете, это невозможно? Попробуйте! На вашей кухне всегда найдётся много интересных дел для ребёнка любого возраста. Как должен происходить этот процесс в норме? Рассмотрим основные этапы. От родителей, которым рекомендовано показать ребёнка обратиться к логопеду, дефектологу или психоневрологу, можно услышать приблизительно следующее: «Наш папа (наша мама) тоже начал (начала) разговаривать в четыре года (пять лет)», «Врач сказал, что надо дождаться, когда ребенку исполнится четыре года»... Все это — мифы! Молчание до трехлетнего возраста свидетельствует о потребности в серьезном обследовании. Не диагностированные до пяти-шести лет нарушения или задержка речевого развития в дальнейшем приведут к серьезным проблемам. Чем раньше родители обратятся к специалисту, тем результативнее будет коррекционно-развивающая работа с ребенком. Что вызывает нарушения и задержку речевого развития? Причины, вызывающие нарушения или задержку речевого развития, можно разделить на биологические и социальные. Биологические: родовые, черепно-мозговые травмы; заболевания, перенесенные матерью во время беременности; внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, гипотрофия; неонатальные менингиты и энцефалиты; частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие иммунитет ребенка; поствакцинальные осложнения; проблемы со структурой языка или нёба (например, короткая уздечка языка ограничивает его подвижность, из-за этого ребенок нечетко выговаривает слова); нарушения связи в тех участках головного мозга, которые отвечают за речь (в этом случае ребенку сложно координировать движения губ, языка и челюсти, а соответственно, и правильно произносить звуки); проблемы со слухом (которые, в свою очередь, становятся причиной возникновения проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи); отставание в умственном развитии. Социальные. отсутствие культуры общения в семье, эмоционально неблагоприятные взаимоотношения между членами семьи, сложные детско-родительские отношения; неблагоприятная микросоциальная среда, которая приводит к дефициту общения и депривации речевых контактов; невостребованность речи у детей, которые часто болеют ( «синдром госпи- тализма»); педагогическая запущенность; стрессы, психотравмы. Владение двумя языками негативно влияет на произношение слов и развитие речи ребенка. Например, дети, в семье которых говорят на одном (родном) языке или диалекте, придя в детский сад, где все общаются на другом языке, будут испытывать дискомфорт. Адаптация такого ребенка проходит намного сложнее и наблюдается до тех пор, пока он не освоит элементарные речевые навыки общепринятого языка. Еще одна причина — гиперопека. В этом случае речевое общение остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его речевую активность. Пребывание ребенка в излишне информированной среде, где он может столкнуться с переизбытком информации, не соответствующей возрасту, также пагубно влияет на развитие речи. Ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов. В настоящее время в детском саду можно наблюдать такое явление, как вербализм: дети говорят много и ни о чем, при этом им очень сложно сосредоточиться на действительно важном задании и выполнить его, правильно ответить на тот или иной вопрос. Как развить речь ребенка? Развитие речи у дошкольников — процесс сложный, требующий больших усилий как со стороны взрослого, так и со стороны ребенка. Ему нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать речь взрослого, контролировать собственную, строить диалог. В этом помогут следующие методы и приемы: артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика;
Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения Артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений, целью которых является укрепление мышц артикуляционного аппарата для достижения ими свободной подвижности. Для чего? Для того чтобы ребенок успешно освоил произношение трудных звуков, таких как «л», «р», «с», «з», «ш», «ж», нужно, чтобы его губы и язык были гибкими. Мышцы речевого аппарата должны долго удерживать необходимое положение, без особого усилия автоматически осуществлять переход от одного движения к другому. Систематическое использование артикуляционной гимнастики принесёт ощутимый результат. Что дает? Усиливает кровообращение, укрепляет мышцы и развивает гибкость органов речевого аппарата. Способствует развитию правильной и выразительной речи, четкого звукопроизношения. Как использовать? Артикуляционной гимнастикой следует заниматься ежедневно: младшим дошкольникам в течение 3-5 мин, старшим дошкольникам в течение 7-10 мин. Сначала необходимо научить ребенка выполнять упражнения медленно перед зеркалом (с помощью зрительного контроля ему будет легче освоить новое задание), а затем без него. Темп упражнений следует постепенно наращивать. Артикуляционную гимнастику для дошкольников лучше проводить в игровой форме. Примеры упражнений «Чистим зубки». Ребенку предлагается улыбнуться, открыть рот, с внутренней стороны кончиком языка «почистить» поочередно нижние и верхние зубы: Рот откройте, улыбнитесь, «Орешки». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики ( «орешки»): Словно белки, мы без спешки, Ловко щелкаем орешки. «Горошина». Упираем язык в щеку и давим им на нее (как будто за щекой спрятана горошина). Языку неудобно оставаться в таком положении, поэтому возвращаем его на место. Он расслабляется, отдыхает. «Горка». Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгибаем его горкой. Долго держать язык в таком положении неудобно, возвращаем его на место и расслабляем. (Показать литературу) Массаж: Любой работе по развитию мелкой моторики обязательно предшествует массаж кистей рук. В течение 2-3 минут проводятся разминающие и поглаживающие движения пальчиков. Массаж можно дополнить речевым сопровождением. Мышка чистюля. Мышка мыла мылом лапку Не забыла и указку, Безымянный терла пастой, С помощью этой работы можно закреплять название пальчиков: Большой, Указательный, Средний, Безымянный, Мизинец. 2) Жил на свете Алладин Жил на свете Алладин, Дети растирают большой палец левой руки указательным и средним пальцами правой. Затем то же самое проделывают с большим пальцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз Массаж оказывает тонизирующее действие на ЦНС. В процессе массажа помимо снятия мышечного напряжения происходит стимуляция «активных точек», которая положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Пальцы делают зарядку, Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Ёжик топал по дорожке Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. Две весёлые лягушки Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы рука как бы подпрыгивает. Дружно пальчики сгибаем, Дети вытягивают руки вперёд, сжимают пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабляют их и разжимают. Повторяют упражнение несколько раз. Пальцы в гости приходили, Дети постукивают по парте подушечками всех десяти пальцев одновременно. Четверостишие повторяют несколько раз. Пальчиковая гимнастика — инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Для чего? У детей с двигательным нарушением речевого аппарата, задержкой речевого развития страдает мелкая моторика пальцев рук. Ручки у них слабые, им тяжело удерживать карандаш, сложно вырезать ножницами, делать аппликацию, они быстро утомляются при раскрашивании и рисовании. При нарушении речи рекомендуется развивать у ребенка мелкую моторику. Что дает? Развитие моторики, речи и мышления для дошкольника намного важнее, чем умение читать и писать. Систематическое выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевого центра в головном мозге, в результате чего усиливается согласованная деятельность речевых зон, а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи. Занятия пальчиковой гимнастикой способствуют развитию чувству такта; формируют умение слышать слоги при произношении стихов; повышают речевую активность. Развивают: умение подражать взрослому, слушать и слышать чужую речь, понимать ее смысл; память путем запоминания определенного положения рук, последовательности движений при выполнении упражнения; воображение, фантазию, образное мышление. Формируют умение концентрировать и правильно распределять внимание. Как использовать? Пальчиковая гимнастика эффективна только при регулярных занятиях. Систематическое выполнение упражнений повышает работоспособность головного мозга, способствует развитию всех психических функций. Рекомендуется заниматься ежедневно; младшим дошкольникам — 3-5 мин, старшим — 5-10 мин. Сначала ребенок должен выполнять упражнения медленно, наблюдая за тем, как это делает взрослый, и прорабатывая их одной рукой, затем другой и потом двумя одновременно. Постепенно темп наращивается. В результате освоения пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретают силу, становятся подвижными и гибкими. Это облегчит ребенку овладение навыком письма. Примеры пальчиковых игр «Очки» Большие пальцы правой и левой рук вместе с остальными пальцами образуют колечки. Их надо поднести к глазам со словами: Бабушка очки надела «Флажок» Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) держим вместе, большой палец опускаем вниз, руку поворачиваем тыльной стороной ладони к себе и произносим: Я в руке флажок держу
|