Семинар — практикум для родителей и педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» |
Родительские собрания | |||
Автор: Антипина Елена | |||
13.03.2022 22:09 | |||
Семинар — практикум для родителей и педагогов «Мостик понимания между родителями и ДОУ» Воспитатель: Антипина Е.Л. Цель: Повысить мотивацию участников к работе, подчеркнуть значение этой темы, повысить уровень профессионального мастерства родителей и педагогов ДОУ, в вопросах взаимодействия друг с другом. Задачи:
План семинара-практикума
Минитренинг: «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями». Практические приемы общения друг с другом Игра «волшебная шляпа» Упражнение "Встреча на узком мостике". Работа в группах над проблемными ситуациями. Презентация «Как мы проводим время в детском саду» 5. Творческая работа «Детский сад будущего» Упражнение «Рюкзак» 6. Упражнение «Прощание». Подведение итогов семинара. Рефлексия. Оборудование: оборудование для демонстрации презентаций, свеча, шляпа, листы бумаги, ручки, картон для мостика или мел, картинка «рюкзак», материал необходимый для творческой работы, протокол родительского собрания, музыкальное сопровождение. 1. Организационный момент. Родители входят под спокойную музыку в зал, становятся в круг. Воспитатель: Встречает родителей с зажженной в руках свечой, становится в середину круга. Упражнение «Свеча» Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Начать встречу мне поможет горящая свеча. Свеча-камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает человеческую душу. Это маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавал свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки) 2. Теоретическая часть «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский Наш семинар посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения – Взаимодействие, сотрудничество, понимание между родителями и ДОУ через реализацию модели взаимодействия «Семья — Ребенок — Детский сад». Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй. Понимание, сотрудничество, общение являются главными связующими элементами между семьей и детским садом. Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом, равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая сторона в процессе общения обогащает свой информационный багаж. Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Каковы же причины возникновения барьеров в общении педагогов и родителей? А причины таковы. Причины, препятствующие взаимодействию педагогов с родителями:
Сегодня мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми. Воспитатель: Вы готовы? Минитренинг: «Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями». «Правила построения эффективного общения, взаимодействия». В общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом, языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, родителю — ребенок, воспитатель-труд. Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений и быть успешными в общении. Если для вас важно чувство эмоционального комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты, интонацию голоса, глаза. Вывод: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, воспитателями, а так же в общении с детьми. Приемы используемые при общении:
Игра «Волшебная шляпа». Цель: упражнение для воспитателей и родителей в умении говорить комплименты друг другу. (Участники встают в круг) Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а как же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот человек которому адресован «комплимент», должен приняв его сказать: «Спасибо, мне очень приятно! По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, комплементы приятны. Но с комплементами нужно быть осторожным. Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Упражнение "Встреча на узком мостике". Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии 2-3 метра. Инструкция: "Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому через пропасть. Мостик — это ленточка. Кто поставит ногу за ее пределами — тот упадет. Вам нужно разойтись на мостике так, чтобы не упасть, при этом не общаясь с помощью слов." Пары подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 "мостика". Обсуждение: Кто как проходил? Что помогало, что мешало успешно выполнить упражнение? Чем упавшие "в воду" пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Решение педагогической ситуации. Воспитатель: Иногда в детском саду происходят ситуации, в которых участниками являются родители – дети — воспитатель. Родители к возникшим ситуациям относятся по-разному. Вот и я вам предлагаю решить несколько типичных ситуаций. Родители, обсудив ситуацию в подгруппе, высказывают свое мнение.
Воспитатель: В результате обсуждения ситуаций родители приходят к выводу, что словом можно приласкать и обидеть, поддержать и оттолкнуть, обрадовать и огорчить. Важно бережно относиться к словам, которые мы говорим нашим детям, ведь «слово не воробей – вылетит — не поймаешь». Вывод: любая ситуация разрешима (одному тяжело, а обратившись за помощью, решить ситуацию будет легче) при совместных действиях обеих сторон. Что может быть прекраснее счастливых детских глаз? Пускай детишки разные, все умиляют нас. Со щечками, с веснушками, с причёскою и без, Кто с мамиными ушками, кто копия – отец. Смеются, улыбаются, лепечут кто о чем, Машинками играются и прыгают с мячом. Такие они разные все наши малыши, Но самые прекрасные, ведь я права? Скажи… Сейчас мы предлагаем вам посмотреть чем занимаются дети в детском саду, (просмотр презентации «Как мы проводим время в детском саду» Творческая часть: Воспитатель: дорогие родители, детский сад — это дом который объединяет взрослых и детей, каким будет будущее зависит от нас с вами. Мы сами строим свое будущее. Я хочу, чтобы вы сегодня попробовали бы себя в роле стоителей. Я предлагаю вам из подручных материалов, создать макет детского сада, каким бы вы хотели его видеть. Родители приступают к творческой работе. Выставка готовых работ. Упражнение «Рюкзак» Цель: формирование позитивного самовосприятия, стремления к самосовершенствованию, осознание своих сильных и слабых сторон в общении. Представьте себе, что вы уезжаете в дальнюю дорогу под названием «Общение». Вам необходимо собрать рюкзачок, но это будет необычный рюкзачок. В него будут «складываться» те качества, которые помогут данному человеку в общении с людьми, и те, которые могут ему помешать в дороге, над которыми ему предстоит поработать, чтобы его жизнь была более приятной и продуктивной, (участники на листах бумаги пишут качества, которые помогут в общение и те, которые могут помешать в общении). Упражнение «Прощание». Все родители встают в круг, передавая зажженную свечу, передают ее друг другу, а вместе со свечой и хорошие пожелания друг другу. Рефлексия впечатлений. Что мне понравилось? Что мне не понравилось? Где я мог бы применить полученные знания? Что бы я посоветовал?
|