Организация партнерских отношений с родителями воспитанников |
Родительские собрания | |||
Автор: И. В. Курбатова, И. В. Воробьева | |||
17.08.2019 09:52 | |||
Организация партнерских отношений с родителями воспитанников
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Семья и детский сад составляют для ребенка основную образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Роль педагога дошкольного учреждения – установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, выработка новых форм повседневной деятельности, предложенных ФГОС, их систематизация.
Чего ждут педагоги и родители от взаимодействия друг с другом? Для полноценного представления об этом мы провели анкетирование семей воспитанников и педагогов ДОУ. Результаты анкетирования показали существенную разницу представлений о взаимодействии со стороны родительской общественности и педагогов ДОУ. А именно... Если родителям основными источниками информации об особенностях развития ребенка в детском саду хотелось бы видеть встречи с разными специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, медицинской сестрой, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры, воспитателем... — 42%), то сами воспитатели (95%) — считают, что эта информация почти полностью зависит от них, а также от информационных родительских стендов. Вывод: воспитателям выгоднее, чтобы представления родителей складывались только на основании их мнения, и при этом, чтобы подобная работа отнимала у них как можно меньше времени и усилий (родительские стенды, уголки). Педагоги уверены, что регулярно информируют родителей воспитанников об изменениях в системе дошкольного образования и жизни ДОУ (80%). С этим согласились только 53% родителей. Вывод: методы информирования родителей — неэффективны. Степень своего участия в жизни детского сада 42% родителей оценивают низко или ниже среднего уровня. Вывод: нет активной работы с родителями воспитанников, которая могла бы вызвать не только одобрение, но и желание работать, сотрудничать далее. 53% родителей воспитанников видят себя в качестве «советников» по отношению к педагогам в плане воспитания и образования собственных детей. 12% — в качестве помощников в организации предметно-развивающей среды, и только 10% — видят себя участниками образовательного процесса. Вывод: образовательная деятельность в семье остается формальной, не значимой для родителей. Оптимальные формы взаимодействия семьи и ДОУ по степени актуальности можно представить следующим образом:
Вывод: родители знакомы с формами взаимодействия семьи и ДОУ и готовы к этому взаимодействию. Таким образом, можно сделать вывод о том, что взаимодействие с родителями воспитанников не просто не систематизировано, а ограничено вообще. И если формы взаимодействия описаны уже давно и каждый год их список растет и ширится, то всегда ли мы, педагоги, используем их в своей работе? Или, озадаченные собственными трудностями в новых условиях, мы часто забываем о том, что родители — это наши партнеры. Ведь проще научить, дать консультацию, повесить информацию в родительском уголке, формализуя взаимодействие, чем пойти на открытый диалог, работая в интерактивном режиме. Что такое взаимодействие? Это равенство целей в семье и ДОУ и способов достижения этих целей. Организация взаимодействия с семьями воспитанников – это не кампания одного дня, а целенаправленная работа всего педагогического коллектива в течение длительного времени (в течение учебного года). Цель работы – вовлечение родителей в единое образовательное пространство "Детский сад – семья". Задачи:
Ожидаемый результат: 1. воспитатели:
2. родители воспитанников:
3. воспитанники:
Для полноценного диалога с родителями необходимо выработать определенный алгоритм вовлечения последних в образовательный процесс ДОУ, который можно представить следующим образом: I. Аналитическая деятельность. Её цель: определить запросы родителей и воспитателей, выработать общие требования к ребенку в семье и дошкольном учреждении. Организуется она в начале учебного года.
Эту работу можно организовать с помощью взаимодополняющих методов: специальной анкеты, устного опроса, беседы, совета и пр. На основании этих данных составляется план работы с родителями воспитанников на текущий учебный год. II. Практическая деятельность. Эта часть начинается с установления доверительных отношений с родителями. Следует отметить, что все затруднения проистекают от одного – видимого отсутствия доверия, взаимопонимания между сотрудниками детского сада и родителями, из неумения педагогов построить межличностные отношения с родителями. И здесь наиболее актуальным является умение воспитателя или специалиста выбрать наиболее приемлемый для данного родителя стиль общения. В этом выборе существенную помощь может оказать педагог-психолог учреждения. Методы взаимодействия в этой части могут быть самыми разнообразными:
После того, как доверительные отношения уже установлены, следует приступить к непосредственному осуществлению мероприятий составленного плана взаимодействия с родителями. III. Заключительный этап: подведение итогов работы за текущий учебный год. Критерием оценивания проведенной работы может послужить повторное анкетирование родителей и педагогов. И если взгляды родителей воспитанников и сотрудников детского сада на образовательный процесс станут более едиными, и если увеличится процент родителей, считающих себя участниками образовательного процесса, то организованное в течение года взаимодействие было эффективным. И наконец, для подведения итогов целесообразно организовать родительскую конференцию. Это особая форма работы с семьей, позволяющая родителям и педагогам разных групп поделиться опытом взаимодействия, решить насущные проблемы. А также задать вопросы заведующей и специалистам ДОУ. Литература:
|