Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья». |
Родительские собрания | |||
Автор: Вечканова Татьяна Васильевна | |||
31.08.2018 04:41 | |||
Родительское собрание «Папа, мама и я — читающая семья». Форма проведения: литературная викторина. Цели.
Задачи.
Организационный этап. Перед собранием группа украшена плакатами по теме «Мы – читающая семья», эпиграфа и программы конкурса. Родители сидят полукругом, а дети заняты в уголке уединения с помощником воспитателя. Предварительная работа.
Участники: Родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатель. психолог. План проведения:
Актуальность. Эпиграф: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». (А. Чехов) «Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и воспитания. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970-80 годы возник миф о России как о самой читающей стране мира. Высокий престиж чтения в обществе, и особенно «серьёзной» литературы, собирательство, создание своих домашних библиотек — всё это способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей стране. Но сегодня картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план. Чтение вслух матерью всем детям в семье, стало редким явлением в наши дни. В русской педагогике всегда заботились о домашнем чтении детей. Так, в 19 веке даже выходили специальные издания для чтения и бесед в кругу семьи. Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги. Вводная часть. Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней. Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка–дошкольника, так как он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Домашнее чтение обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта. В наше время молодое поколение мало знает о жизни своих отцов и дедов. И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Семейное чтение способствует установлению более близкого общения между людьми разного поколения, а для ребенка главное – получить радость от общения со взрослыми. В современном мире существует много возможностей для всестороннего развития личности. Однако ученые бьют тревогу: дети теряют способность к мыслительному процессу, к логическому мышлению. Все чаще телевизор, компьютер заменяет им книги. Чтение превращается в скучный учебный предмет, когда дети читают лишь программные произведения. Как же вернуть детям книгу? Чтобы воспитать в ребенке активного читателя. Ход собрания. Вступительная часть. Добрый вечер, уважаемые дети и родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о художественной литературе и о домашнем чтении детям. Книга учит добро понимать, О поступках людей рассуждать. Коль плохой, то его осудить, Ну а слабый – его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Окружающий мир познают. Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим Максим Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества. «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему». Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают... Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят. Выразительное чтение стихов детьми группы. Читающая мама. Всё начинается с семьи, когда-то в детстве раннем. Мне дверь открыла в книжный мир читающая мама. Стихи с утра, в обед – рассказ, а на ночь – чудо-сказка. И наполнялся каждый раз наш дом теплом и лаской. Я на коленках у неё сидеть могла часами. За это чтение вдвоём признательна я маме. Она дарила мне любовь, прижав меня руками… Я вслушиваюсь вновь и вновь в любимый голос мамы. Я помню тот волшебный звук исполненный покоя. И в хороводе чёрных букв рождался мир героев. Он наши души тормошил сюжетами историй И мы смеялись от души и плакали от горя… И было ясно: хочешь стать успешной и великой – «Читать» должно быть как «дышать», ведь жизнь пуста без книги. И эта память детских лет во мне живет упрямо, Ведь мой читательский билет мне выписала мама. Выступление воспитателя. «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Доклад. Не только в деском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Эпиграф нашего собрания, слова, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Детская литература — это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям… эстетического воспитания». Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бэтманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, то есть всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Ознакомление с художественной литературой в детском саду проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов (О. Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома! Об этом не следует забывать нам – взрослым. Основными методами литературного развития детей 6 лет являются:
- театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспечивают практику детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений. Создать условия для познавательной деятельности ребенка стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлениям. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой. И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые, любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда. Воспитатель. - А сейчас я хочу предоставить слово нашему педагогу–психологу. Педагог-психолог. - Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще Максим Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желания всех взрослых подобрать такие книги нашим малышам, чтобы они служили распахнутым окном во все детские «почему». Ведь этих «почему» десятки тысяч! - Почему луна не падает на землю? - Почему листья зеленые? - За что белого мишку вписали в Красную книгу? - Где прячется эхо? и т. д. И на все вопросы мы находим ответы в книгах. Давайте представим, хотя бы на миг, Что вдруг мы лишились журналов и книг, Что люди не знают, что значит поэт, Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет. Что будто никто никогда в этом мире, И слыхом не слыхивал о Мойдодыре, Что нету Незнайки, вруна-недотёпы, Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы. Наверно нельзя и представить такого? Так здравствуй же, умное, доброе слово! Пусть книги, друзьями заходят в дома! Читайте всю жизнь – набирайтесь ума! (Ю. Энтин) А сейчас я предлагаю провести блиц-опрос. Блиц-опрос для родителей. 1. Что чаще всего предпочитает ваш ребёнок? а) читать сам; б) слушать чтение взрослых. 2. Как вы поступаете, когда ваш ребёнок с интересом рассматривает (читает) книгу? а) хвалите его; б) ничего не говорите? 3. Принято ли в вашей семье читать книги вслух? а) да; б) нет. 4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно рассматривал (читал) ваш ребёнок? а) безусловно, да; б) наверное нет. Что мы получили в результате. Блиц-опрос указал ещё на один тревожный факт – только третья часть присутствующих родителей практикует дома семейное чтение вслух. А вот назвать книгу, которую читал ребёнок недавно, смогли лишь 50-60% родителей. Прекрасно, что наши дети интересуются книгами, читают. Так давайте поддержим этот огонёк похвалой, а не ругать за качество чтения. Читайте книги с ребёнком по очереди, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Помните, что чтение является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребёнка с книгой. Рекомендации психолога.
Памятка для родителей.
Вопросы для дискуссии.
Ответы к дискуссии.
Современный писатель Пинка советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому, что любовь к книге не может стать предметом торговли. 3. Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая вслух, рассказывают эти истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книгах. 4. Никто ни даст однозначного ответа. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы выбирает каждый свои. Если ваш сын ест одни пирожки и пиццу, вы ведь предпримите какие–то меры? Будете влиять на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также. 5. Нужно любить читать. Если мы сами — любим, читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, а папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землю, ровно такие всходы мы и получим. И тут нет никаких чудес. И если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, лучше готовы к обучению в школе. Интересной и конструктивной оказалась наша беседа. Хочется верить, что, благодаря этой беседе актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной.
|