Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» |
Родительские собрания | |||
Автор: Мицукова Лилия Владимировна | |||
03.04.2018 10:37 | |||
Родительское собрание с элементами тренинга «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ» Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми. Задачи:
Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга. Участники: воспитатель, педагог – психолог, родители.
Ход собрания: 1. Приветствие. Упражнение «Здравствуйте». Цель: активизация участников, настрой на позитивный лад, создание доброжелательной атмосферы. Группа делится на две команды. Ведущий встаёт во главе одной команды. Его команда подходит к команде соперников и здоровается с каждым из них за руку. Ведущий начинает это приветствие – рукопожатие. Варианты рукопожатия: поздороваться левой рукой, похлопать соперника по плечу, одновременно с похлопыванием сказать ободряющие слова. Упражнение заканчивается, когда каждый поприветствовал всех соперников. 2. Введение в тему. Что необходимо ребенку для полноценного развития? Если очень кратко, то это нормальные родители, хорошие условия жизни и воспитания, полноценное общение со сверстниками и взрослыми, постоянная, активная, соответствующая возрасту деятельность. Могучая потребность в деятельности — вечный двигатель развития человека. Мудрость развития состоит в том, что для каждого возраста характерен не только определенный состав видов деятельности, но существует и самая главная, как говорят психологи, ведущая. Именно в ней развиваются те процессы, которые подготавливают переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, когда разрушается цепочка преемственности. И тогда происходит то, что называется дезинтеграцией личности. Проще говоря, ребенок уподобляется возу, который тянут в разные стороны. Тогда развитие буксует или отклоняется в сторону. Линия отклоняющегося поведения нередко берет свое начало в раннем детстве и при стечении неблагоприятных обстоятельств, приводит, в конечном счете, к стойкой недисциплинированности, проступкам и другим формам антиобщественного поведения в подростковом возрасте. Если педагогическая запущенность — это состояние личности ребенка, вызванное недостатками в его развитии, поведении, деятельности и отношениях, обусловленных педагогическими причинами, то начать надо с последних. Это могут быть нравственное нездоровье самой семьи, изъяны семейного воспитания, недостатки и ошибки детского сада и школы. Прежде всего, надо устранить наши, взрослые ошибки. Добрым, разумным, щадящим отношением вывести ребенка из состояния дискомфорта (чувства ненужности, незащищенности, заброшенности, неполноценности, безрадостности, безысходности) и только затем (или одновременно с этим) помочь ему добиться успеха в самом трудном для него деле, вызвать желание стать лучше, сформировать веру в себя, свои силы и возможности. 3. Основная часть. Арт-терапевтическое упражнение «Мир детства, мир взрослых» Цель: развитие невербальной креативности, умения выражать свои чувства. Родители рисуют на тему «Мир детства и мир взрослых». По окончании работы каждый дает пояснение к своему рисунку. Вопросы родителям:
Упражнение «Проигрывание ситуаций». Цель: проанализировать конкретные воспитательные ситуации. (По желанию участников группы анализируются конкретные воспитательные ситуации в семьях). Предложить родителям разрешить проблему как конфликтным, так и бесконфликтным способом. В процессе проигрывания каждой заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на ситуацию. Ситуация 1. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете целесообразным. Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед родителем, раздраженно кричит при этом: «Уходи, ты плохая (ой)!» Ситуация 2. Проиграйте свой обычный способ реагирования и наиболее конструктивный, на Ваш взгляд (возможно, это будет тот же способ). Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается Ваше недовольство ребенком, раздражение. Насупившийся ребенок обиженно выговаривает своей маме: «Мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу…». В глазах ребенка появляются слезы, он вот-вот разревется от обиды. Предложить свой способ реагирования в данной ситуации. Вопрос родителям:
Психологическая беседа «Ошибки семейного воспитания». Цель: повышение психолого – педагогической компетентности родителей. Ошибка 1. «Всё будет по – моему!» Этот стиль воспитания называется авторитарным. Если родители часто разговаривают с ребёнком требовательным тоном, унижают, наказывают его, если они постоянно навязывают ему своё видение ситуации и ограничивают его самостоятельность – это принесёт только вредпроявляя насилие, родители не только не помогают, но мешают ребёнку развиваться Ошибка 2. «Никаких поблажек!». Детей надо воспитывать в строгости. Это неправильно. Этот подход основан на родительском страхе. Взрослые боятся, что дети «сядут им на шею». Такие дети лишены материнской ласки. Это впоследствии часто оборачивается разрывом контактов с родителями. Ошибка 3. «Если ты не…то я». Порой родители играют на чувствах ребёнка: чувстве страха ( «Если не ляжешь сейчас же спать, я не буду тебя любить»). В конце концов ребёнок понимает, что все угрозы остаются невыполненными. Это приучает ребёнка к мысли, что обещания даются не для того, чтобы их выполнять. Ошибка 4. «Сам вырастет!». Родители – «пофигисты» считают, что ребёнку надо давать полную свободу действий. Они не пытаются вложить в ребёнка хоть какие – то жизненные ценности, не вникают в его проблемы. Если ребёнку не давать жизненных ориентиров, он начнёт их искать за пределами дома, решив, что, родителям на него наплевать. Ошибка 5. «Чрезмерная опека». Излишняя забота о ребёнке может привести к различным нарушениям его поведения. Ребёнку сложно будет общаться с ребятами, он не сможет сам принимать решения. Ошибка 6. «Детей надо баловать». Здесь речь идёт о вседозволенности. Помните, как говорила атаманша банды разбойников в фильме «Снежная королева»: «Детей надо баловать – тогда из них вырастут настоящие разбойники!» Как правило, это рецепт работает: если ребёнок растёт с уверенностью, что весь мир вращается вокруг него, то постепенно он превращается в эгоцентриста (все ему что – то должны). Ошибка 7. «Родители – тоже люди!» Многие родители могут позволить себе при случае сорваться на ребёнка: накричать на него и даже отлупить. Такое поведение приводит к тому, что у ребёнка закрепляется чувство вины от которого прямая дорога к психологическим комплексам. Ошибка 8. «Кнут и пряник!» На первый взгляд все ребёнку внушают, что если он будет вести себя хорошо, — получит «пряник», например ему что – нибудь купят, а если плохо – придётся терпеть лишения. В результате ребёнок начинает относиться к родителям потребительски. Мы, родители, отвечаем за все ошибки, допущенные в воспитании своих детей. Так давайте же их не допускать! 4. Рефлексия. Родители по кругу обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии:
5. Прощание. У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите предложения:
Большое спасибо за работу. Список литературы:
|